Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
статья (1 класс) на тему

Отруцкая Светлана Ивановна

Психологическая готовность ребёнка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

Я.Корчак писал: "Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?…Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав".

Вспомните дом, где проходило ваше детство…запахи, звуки, краски, ощущения вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний даёт вам силы, а что приносит боль? Переберите ваши детские фотографии: что сейчас вы могли бы дать тому ребёнку? Отодвиньте в сторону те стереотипы, которые предложили вам окружающие о вашем детстве ("ты был такой-то", "тебе было так-то") и посмотрите на того ребёнка своими глазами. Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Чего тот ребёнок не получал в достаточной мере от взрослых? Какие из чувств игнорировались в семье, а может даже и запрещались? Как часто вы слышали от своих родителей: "Все дети как дети, а ты…", "Я сейчас занят или занята" "Это надо делать не так…", "Я лучше знаю, что тебе делать и как тебе жить" и сколько раз вы слышали от них: "Я люблю тебя", "Давай я тебе помогу", "Хочешь, поиграем вместе?".
Именно так я начинаю свою работу с родителями, дети которых только пришли к нам. Ведь именно они хорошо знают особенности своего ребёнка, могут оказать ему помощь и поддержку в трудной ситуации, любить их независимо от успехов или неудач. Я возвращаю их в своё детство, чтобы помочь им вспомнить свои чувства и ощущения, когда они стали школьниками, услышали первый звонок, вспомнили первую встречу с учителем, сели за парту. Именно так я начинаю их возвращать в Мир детства, знакомить их с королевством внутреннего мира маленького человека, который так верит в успех и признание, любовь и понимание со стороны окружающих его взрослых и сверстников. И сама отправляюсь в новое путешествие. Каждый ребёнок неповторим и уникален, у каждого своя история появления на свет и у каждого, несомненно, свой внутренний мир.

Готовность к обучению в школе.

В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:

Когда мы говорим о психологической готовности ребёнка к школе, имеем в виду следующие показатели:

Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы. Мы знаем, что у ребёнка шестилетнего возраста основным видом деятельности является игра. В классе за одной партой оказывается в равных условиях обучения и воспитания, как шестилетка, так и ребёнок семилетнего возраста. Учитель и психолог знают об этом, в то время как родитель возлагая на ребёнка высокие надежды, ставя перед ним высокую планку достижений, надеется, что именно его ребёнок будет успешен в учёбе, независимо от сформированности показателей готовности к обучению.
Задавая вопрос родителям, какие ассоциации у них вызывает слово "адаптация", типичными ответами родителей первоклассников были: "новый коллектив", "новые знания", "учительница", "новые впечатления"…и т.д. И лишь небольшое количество родителей отметили "большие нагрузки". Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это, конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога-психолога грамотно определить для себя основные этапы и задачи психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую помощь родителям, учителям и детям.
С тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила в работе с детьми – "Не навреди!". В моих руках душа ребёнка, а значит и его судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, - для тех, кто идёт ко мне.
Моим искренним стремлением является желание помочь и поддержать его в трудную минуту, позаботиться о его психологическом здоровье, сопровождать его на протяжении учёбы в школе.

Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания

Задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации:

  • Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
  • Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
  • Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:

  • Помочь ребёнку принять позицию школьника;
  • Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
  • Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
  • Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.

Для учителей:

  • Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;
  • Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;
  • Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.

Для родителей:

  • Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);
  • Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);
  • Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);
  • Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;
  • Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией.

Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы постоянно готовим ребёнка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребёнка в его собственных глазах.

Он-то живёт сегодня: сегодня чувствует, действует, чего-то хочет...

  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе; 
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить; 
  • Если ребёнку удаётся достичь желаемого – он учится надежде; 
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!

                                  СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

 Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.

Задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего". Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"

Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Выступление "Адаптация 1-х, 5-х классов к новым условиям обучения".

Цели:1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появив...

Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения.

В данной статье отражена теория о школьной адаптации и работа школы-интерната №1 ст. Елизаветинской в этом направлении....