Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания
статья (1 класс) по теме

Галицкая Елена Александровна

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_adaptatsii_-statya_dlya_pechati.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это не только новые условия жизни и деятельности детей – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма ребенка.

Этапы школьной адаптации.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая  и социально-психологическая адаптация.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассников к школе в норме варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Однако в современных условиях этот период часто продолжается до конца 1-го года обучения.

Физиологическая адаптация:

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури".
    В этот период на любые изменения, связанные с началом обучения, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят большую часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют
  • Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит
    приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия. «Буря» начинает понемногу затихать.
  • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм привыкает и начинает реагировать на нагрузки с меньшим напряжением.

В среднем период острой физиологической адаптации организма ребенка к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-ой неделях, однако, весь 1-й год обучения можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем детского организма.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

На успешность адаптации детей в школе влияет наличие или отсутствие у них хронических заболеваний, а так же частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не в группе продленного дня, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация:

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль - "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению, что в свою очередь напрямую зависит от психологической готовности к школе.

О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У большинства детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-летних, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе в силу своего возраста.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 лет интеллектуальное развитие ребенка, его развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию комплекса неполноценности, снижению самооценки, уровня его притязаний. Чтобы этого не случилось, дома и в школе нужно создать ребенку условия безопасности и комфорта.

Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

Неприятным для педагогов и родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст. Для того чтобы все эти проблемы остались в данном возрастном периоде, родителям и педагогам необходимо запастись терпением и сдерживать проявление собственных негативных эмоций в адрес учеников.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители таких детей столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. И если не удается самостоятельно справиться с подобными затруднениями, нужно вовремя обратиться к психологу. Однако в любом случае необходимо поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

В заключение хочется добавить, что в изменившихся условиях дети достаточно легко принимают новые правила. И в этой связи успешность и быстрота адаптации ребенка к школе напрямую зависит от того, насколько однородными будут требования, предъявляемые к нему учителями, родителями и воспитателями. Если семейные и школьные правила не будут вступать в противоречия, если авторитет учителя не будет подвергаться сомнению, если родители будут относиться к возникающим на первых этапах трудностям с пониманием и спокойствием, ребенок быстро освоится в школе и научится получать удовольствие и радость от самого процесса обучения.

Педагог-психолог Галицкая Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....

Доклад "Адаптация первоклассников к новым условиям"

Отчёт-выступление на педагогическом совете на тему "Адаптация первоклассников к новым условиям"...