Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни
статья на тему

Сафронова Ольга Николаевна

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya.rar12.72 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников

к новым условиям школьной жизни

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

     Первый год обучения – это очень напряженный период, потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с их опытом. Это требует напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка.

   Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Значительная часть детей адаптируется в течение трех-четырех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей, принимает требования педагога. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе и желание посещать школу.

   Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут), а также испытывают трудности и в усвоении учебных программ.

     Школа не может решить все проблемы семьи и ребенка, поэтому требуется активное участие родителей. Важно, чтобы родители понимали, что  их ребенок в классе не один и относились к возникающим проблемам конструктивно и старались передать это отношение к своему ребенку.

     Не только школа, но родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе: если его не похвалили или не заметили, как он старался, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним достигнутым результатом, даже если это будет единственно красиво написанная буква.  Ваша похвала может для него значить больше, чем похвала учителя. Не жалейте времени на вопросы о том, что и как происходило в школе, не жалейте похвал в связи с позитивными событиями и эмоциями ребенка, сочувствия – если что-то пошло не так хорошо. Помогите ребенку освободиться от неприятных воспоминаний; не засыпать с нерешенной проблемой.

    У детей поначалу не будет домашних заданий, но очень полезно обсудить с ребенком, что они делали в классе, разглядывая вместе с ним книжку или тетрадку, послушать рассказ о школьных делах и событиях, приготовить все, что нужно назавтра. Полезно возвращаться к интересным, позитивным воспоминаниям, впечатлениям и эмоциям в другие моменты – на прогулке, в играх.

    Многие другие позитивные (и негативные) эмоции ребенка зависят от вас. Один из примеров – режим дня: совершенно ясно, как вредно после школы перегружаться телевизором, мало гулять  и играть, поздно ужинать, поздно ложиться спать, а потом в состоянии стресса опаздывать на уроки, забыв дома тетрадку. А ведь от родителей  зависит, чтобы такого не происходило.

    Внимательное и терпеливое отношение родителей, позитивный настрой на совместное сотрудничество – залог успешного обучения и развития ребенка в будущем.

 Советы родителям

- Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

- Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

- Поощряйте общение со сверстниками.

- Учите ребенка управлять эмоциями (в первую очередь на примере своего поведения).

- Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться.

- Услугами группы продленного дня пользуйтесь в случае крайней необходимости. Помните, ребенку важен  полноценный отдых дома после «рабочего» дня в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания

Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....

Доклад "Адаптация первоклассников к новым условиям"

Отчёт-выступление на педагогическом совете на тему "Адаптация первоклассников к новым условиям"...


 

Комментарии

Ладыгина Ольга Тимофеевна

Ольга Николаевна, мне очень понравилась Ваша статья! Обязательно предложу её родителям своих воспитанников, т.к. через год дети пойдут в первый класс. Спасибо!
Сафронова Ольга Николаевна

Пожалуйста.Ольга Тимофеевна, спасибо за комментарий!