Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»
статья (1 класс)
Выступление на заседании МО в целях обмена опытом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13"
Выступление на заседании МО
«Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»
Учитель: Гончарова О.И.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями и одноклассниками: дерзить, капризничать.
Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.
Первые школьные годы могут все изменить в маленьком человеке.
Процесс адаптация в нашем классе проходил тяжело.
Однако анкетирование детей в 3 четверти уже показало, что лишь 1 ребёнок ходит в школу без большого желания. Остальные дети посещают школу с радостью и удовольствием. У 2 детей возникают трудности при выполнении домашних заданий. Все дети настроены на процесс учения положительно.
Некоторые дети испытывают трудности в социально-психологической адаптации.
И тут многое зависит от родителей и от нас учителей.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно.
Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно.
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно.
Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы.
В ФГОС говорится о предполагаемом портрете выпускника начальной школы следующее:
Это будет человек готовый принимать решения,
способный к сотрудничеству,
предприимчивый,
имеющий чувство ответственности
и главное – образованный, нравственный.
«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо».
В.А. Сухомлинский
-Я предлагаю решить педагогическую задачу.
- Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам.
- Как вы поступите?
- И все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности.
- О чем необходимо помнить в общении с ребенком?
-О том, что воспитание детей надо начинать, прежде всего, с самовоспитания.
Ребенок — Человек!
И этот Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.
Результаты анкетирования показали, что некоторые родители применяют к детям следующие виды наказаний:
- ставят детей в угол;
- бьют ремнем;
- бьют по голове;
- орут, ругают;
- лишают еды;
- запирают в комнате;
- пугают;
- лишают прогулок.
Нравственность любого ребёнка начинается в семье.
Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
Нередко сейчас мы наблюдаем проявление агрессии со стороны детей.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Плохое воспитание — это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми.
С начала учебного года у нас случались и драки, и ссоры, конфликты, но с помощью вас, родители, наши дети поняли, что можно, что нельзя и что надо».
Недавно в нашем классе случилось следующее. Ученик обидел девочку.
Она расплакалась и рассказала мне. Мы обсудили с мальчиком его поведение
и он извинился, т.к. оказался неправ.
- Как бы вы поступили потом на месте девочки?
- Я бы, например, сказала, что прощаю мальчика.
Но девочка была так рада, её глаза светились, она подошла и обняла своего
обидчика.
И я думаю, что такую добрую девочку ему больше не захочется обижать.
Я была удивлена. Родители девочки могут по - праву гордиться своим
ребёнком!
В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя".
Семья – есть островок добра и взаимопонимания.
Упражнение "Кулачок" Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).
По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
- Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
- Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
- Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
Главный метод воспитания — это убеждение.
Ребенок – это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
Поэтому, для преодоления детской агрессии в своем педагогическом
арсенале родители должны иметь:
внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность,
честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку,
заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность,
такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Помните, что детям нужны правила и ограничения, так как они создают порядок и определенность в их жизни.
Школа проводит огромную работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Это и классные часы, и беседы, и встречи с интересными людьми. Все дети участвуют в мероприятиях, посвященных 70-летию победы в Великой отечественной войне.
Недавно мы провели игру с детьми «Подарки».
Ребята должны были написать на листочке кому из класса они хотят подарить подарки и какие.
Конечно, в нашем классе бывают ещё конфликты, ссоры. Но игра показала, что ни один ребёнок класса не остался без подарка. Дети дарили друг другу машины, телефоны, компьютеры, щенков, котят, попугаев, аленький цветочек. Удивил и порадовал подарок мальчика девочке с которой он часто ссорится – пожелание счастья и здоровья. Не осталась без подарков и я. Главное, что я увидела - какое богатство находится в сердце каждого ребёнка. Конечно, это богатство невозможно купить, потрогать ругами, его можно только почувствовать. Это доброта, внимание, уважение и любовь к другому человеку.
Большое спасибо вам, дорогие родители, за вашу помощь.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей Хинг Ши "Разумное воспитание".
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши.
- Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые педагоги, родители!
Для достижения успешного взаимодействия цените друг в друге компетентность, инициативу, ответственность, создавайте атмосферу доверия, избегайте противоборства и конфликтов.
Трудности и недостатки мы должны преодолевать все вместе, потому что хотим и дальше способствовать усилению роли школьного и семейного воспитания в становлении и развитии свободной, образованной и честной личности гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни
Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...
Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни
Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...
Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания
Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...
"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания
Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...
Рабочая программа "Адаптация дошкольников к условиям школьной жизни"
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общени...
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...