Рабочая программа "Адаптация дошкольников к условиям школьной жизни"
рабочая программа на тему
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsiya_doshkolnikov_k_usloviyam_shkolnoy_zhizni.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии:
____________ А.М. Игнатьев
Приказ №99 от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
«Адаптация дошкольников
к условиям школьной жизни»
Составитель
учитель начальных классов высшей категории:
Тюрина С.П.
2017г.
Пояснительная записка
Программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 60.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
У ученика будут сформированы
- Мотивационные и коммуникативные УУД,
- Самооценка при подготовке к обучению в школе,
- Положительное отношение к школьному обучению.
- Способность определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- Способность при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- Понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
Ученик получит возможность сформировать
- Эмоциональный настрой на учебную деятельность, соблюдая этические нормы;
- Чувство сочувствия, сопереживания;
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление;
- выделение общего и различного;
- осуществление классификации;
- установление аналогии;
- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному;
Содержание программы «Обучение грамоте и развитие речи»
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.
Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.
Обучение чтению.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знаками препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.
Развитие устной речи.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:
обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Основные требования к уровню подготовки учащихся пообучению грамоте и развитию речи
Учащиеся получат представление:
- о значении соблюдения школьных и элементарных гигиенических правил;
- о необходимости бережного отношения к родному языку;
- о том, что процесс обучения грамоте не сводится к « научению читать и писать».
Учащиеся научатся:
- соблюдать элементарные гигиенические правила, орфоэпические нормы;
- ориентироваться на странице тетради;
- верно произносить звуки русского языка, выделять их в словах, определять место звука в слове;
- ясно и чётко произносить слова, находить среди них слова с заданным звуком.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать школьные правила;
- неодносложно отвечать на поставленные вопросы;
- правильно называть буквы русского алфавита и обозначаемые ими звуки;
- характеризовать звуки речи, составлять схемы слов;
- плавно читать по слогам;
- повторять начертание печатных букв, слогов по образцу.
Содержание программы «Математика»
Программа рассчитана на 1 час в неделю (30 часов).
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Количество и счёт:
закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
сравнение натуральных чисел первого десятка;
присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
развитие логического мышления.
Величина:
измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
развитие глазомера.
Форма:
закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,
куб);
использование геометрического материала в качестве средства классификации и
сериации множеств.
Ориентировка в пространстве:
ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Ориентировка во времени:
закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
развитие «чувства времени» у детей.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
Учащиеся получат представление:
- об основных отношениях: пространственных, временных, количественных;
- о различиях между цифрой и однозначным числом, закономерностях построения натурального ряда чисел;
- об основных геометрических фигурах: точка, прямая, отрезок; ломая линия, кривая (замкнутая и незамкнутая); многоугольник (в т.ч. треугольник, прямоугольник, квадрат), круг и овал;
- о сравнении предметов, геометрических фигур по разным признакам (форма, размер, положение на листе, цвет) сравнении чисел в пределах первого десятка;
- о математических действиях (сложении и вычитании), составных частях задачи.
Учащиеся научатся:
- называть числа от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать совокупности предметов по количеству, определять число предметов заданной совокупности;
- различать называть основные геометрические фигуры, вычленять предметы окружающей действительности, которые имеют схожую геометрическую форму;
- проводить простейшие мыслительные операции (сравнение, классификация) и логические рассуждения (выявление закономерности).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- составлять простейшие задачи с опорой на картинку, записывать их решение.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
• инсценировка;
• ролевая игра;
• конкурс;
• предметная игра;
• сочетание всех элементов на одном уроке.
Формами контроля усвоения изученного материала является наблюдение идиагностика готовности ребёнка к школе.
Тематическое планирование
Предмет | Количество часов |
Математика | 30 |
Обучение грамоте и развитие речи | 30 |
Итого | 60 |
Календарно-тематическое планирование
Математика
№ п/п | Тема уроков | Дата |
1 | Прямой счёт предметов. | 06.10 |
2 | Обратный счёт предметов. | 13.10 |
3 | Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа»и так далее. | 20.10 |
4 | Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”, “вниз”, “вверх” и другие | 03.11 |
5 | Сопоставление количества разных предметов. | 10.11 |
6 | Число и цифра. Письмо цифры 1. | 17.11 |
7 | Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”. | 24.11 |
8 | Числовая лесенка. Число и цифра 2. | 01.12 |
9 | Сопоставление количества предметов с числом и цифрой. | 08.12 |
10 | Повторение изученного материала. | 15.12 |
11 | Соотношение числа и цифры. | 22.12 |
12 | Больше, меньше, равно. | 29.12 |
13 | Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. Число и цифра З. | 19.01 |
14 | Знаки «», « = ». | 26.01 |
15 | Знаки «+», «-», « = ». | 02.02 |
16 | Повторение изученного материала. | 09.02 |
17 | Число и цифра 4. | 16.02 |
18 | Счёт предметов парами. Составление числа 4. | 02.03 |
19 | Число и цифра 5. | 09.03 |
20 | Составление числа 5. Задача - иллюстрация. | 16.03 |
21 | Число и цифра 6. | 23.03 |
22 | Составление числа б. | 06.04 |
23 | Число и цифра 7. Задача - иллюстрация на сложение. | 13.04 |
24 | Составление числа 7. | 20.04 |
25 | Число и цифра 8. Задача - иллюстрация на вычитание | 27.04 |
26 | Составление числа 8. | 04.05 |
27 | Число и цифра 9, 10 | 11.05 |
28 | Составление числа 9,10. | 18.05 |
30 | Закрепление изученного материала. | 25.05 |
31 | Повторение.Диагностика готовности ребенка к школе | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте и развитие речи
№ п/п | Тема уроков | Дата |
1 | Речь состоит из предложений. | 06.10 |
2 | Слова делятся на слоги. | 13.10 |
3 | Гласные и согласные звуки. | 20.10 |
4 | Гласный звук [а], буквы Аа. | 03.11 |
5 | Гласный звук [о], буквы Оо. | 10.11 |
6 | Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу. | 17.11 |
7 | Гласный звук [ы], буква Ы. | 24.11 |
8 | Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н. | 01.12 |
9 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т | 08.12 |
10 | Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К. | 15.12 |
11 | Согласные звуки [с], [с’], буквь, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С. | 22.12 |
12 | Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов с буквами Л и Р. | 29.12 |
13 | Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В. | 19.01 |
14 | Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е. | 26.01 |
15 | Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов с буквами П и М. | 02.02 |
16 | Согласные звуки [з], [з’], буквы Эз. Чтение слогов и слов с буквой 3. | 09.02 |
17 | Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д. | 16.02 |
18 | Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я. | 02.03 |
19 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г. | 09.03 |
20 | Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч. | 16.03 |
21 | Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с изученными буквами. | 23.03 |
22 | Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш. | 06.04 |
23 | Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий. | 13.04 |
24 | Согласные звуки [х], [х’].буквы Хх. Чтение слов с буквой Х. | 20.04 |
25 | Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц. | 27.04 |
26 | Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю. | 04.05 |
27 | Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ. | 11.05 |
28 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. | 18.05 |
29 | Закрепление изученного материала. | 25.05 |
30 | Повторение. Диагностика готовности ребенка к школе | 25.05 |
Литература
- Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
- БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
- Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
- Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
- Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
- Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни
Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...
Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни
Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...
"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания
Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...
Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»
Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....