Рабочая программа "Адаптация дошкольников к условиям школьной жизни"
рабочая программа на тему

Тюрина Светлана Павловна

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                           Директор гимназии:

____________ А.М. Игнатьев

                                                                                                  Приказ №99 от 30.08.2018 г.

Рабочая программа

«Адаптация дошкольников

к условиям школьной жизни»

Составитель

                               учитель начальных классов высшей категории:

Тюрина С.П.

2017г.

Пояснительная записка

Программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: 

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Место в учебном плане

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 60.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

  • физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
  • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: 

У ученика будут сформированы

  • Мотивационные и коммуникативные УУД,
  • Самооценка при подготовке к обучению в школе,
  • Положительное отношение к школьному обучению.
  • Способность определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • Способность при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • Понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

Ученик получит возможность сформировать

  • Эмоциональный настрой на учебную деятельность, соблюдая этические нормы;
  • Чувство сочувствия, сопереживания;

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
  • сравнение и сопоставление;
  • выделение общего и различного;
  • осуществление классификации;
  • установление аналогии;
  • самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу;
  • сохранение заданной цели;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • осуществление контроля своей деятельности по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника;
  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
  • правильно использовать кисть при рисовании;
  • выполнять элементарный орнамент в полосе;
  • использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).


Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному;


Содержание программы «Обучение грамоте и развитие речи»

Предложение и слово.

     Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.

    Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы.

     Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

      Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение  ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.

Обучение чтению.

     Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).

       Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знаками препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.

       Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.

Развитие устной речи.

        Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:

обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).

       Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

       Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

       Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

        Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.

        Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

       Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

        Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Основные требования к уровню подготовки учащихся пообучению грамоте и развитию речи

Учащиеся получат представление:

  • о значении соблюдения школьных и элементарных гигиенических правил;
  • о необходимости бережного отношения к родному языку;
  • о том, что процесс обучения грамоте не сводится к « научению читать и писать».

Учащиеся научатся:

  • соблюдать элементарные гигиенические правила, орфоэпические нормы;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • верно произносить звуки русского языка, выделять их в словах, определять место звука в слове;
  • ясно и чётко произносить слова, находить среди них слова с заданным звуком.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать школьные правила;
  • неодносложно отвечать на поставленные вопросы;
  • правильно называть буквы русского алфавита и обозначаемые ими звуки;
  • характеризовать звуки речи, составлять схемы слов;
  • плавно читать по слогам;
  • повторять начертание печатных букв, слогов по образцу.

Содержание программы «Математика»

Программа рассчитана на 1 час в неделю (30 часов).

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

• овладение математическими знаниями и умениями;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.

Количество и счёт:

закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;

образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;

сравнение натуральных чисел первого десятка;

присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее);  знакомство с цифрами;

знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);

классификация  множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;

развитие логического мышления.

Величина:

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной

мерки;

развитие глазомера.

Форма:

закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,

правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,

куб);

использование геометрического материала в качестве средства классификации и

сериации множеств.

Ориентировка в пространстве:

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Ориентировка во времени:

закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;

развитие «чувства времени» у детей.

Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.

Учащиеся получат представление:

  • об основных отношениях: пространственных, временных, количественных;
  • о различиях между цифрой и однозначным числом, закономерностях построения натурального ряда чисел;
  • об основных геометрических фигурах: точка, прямая, отрезок; ломая линия, кривая (замкнутая и незамкнутая); многоугольник (в т.ч. треугольник, прямоугольник, квадрат), круг и овал;
  • о сравнении предметов, геометрических фигур по разным признакам (форма, размер, положение на листе, цвет) сравнении чисел в пределах первого десятка;
  • о математических действиях (сложении и вычитании), составных частях задачи.

Учащиеся научатся:

  • называть числа от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать совокупности предметов по количеству, определять число предметов заданной совокупности;
  • различать называть основные геометрические фигуры, вычленять предметы окружающей действительности, которые имеют схожую геометрическую форму;
  • проводить простейшие мыслительные операции (сравнение, классификация) и логические рассуждения (выявление закономерности).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
  • составлять простейшие задачи с опорой на картинку, записывать их решение.

Формы проведения занятий

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

•        инсценировка;

•        ролевая игра;

•        конкурс;

•        предметная игра;

•        сочетание всех элементов на одном уроке.

Формами контроля усвоения изученного материала является наблюдение идиагностика готовности ребёнка к школе.

Тематическое планирование

Предмет

Количество часов

Математика  

30

Обучение  грамоте и развитие речи

30

Итого

60


Календарно-тематическое планирование

Математика

№ п/п

Тема уроков

Дата

1

Прямой счёт предметов.

06.10

2

Обратный счёт предметов.

13.10

3

Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа»и так далее.

20.10

4

Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”, “вниз”, “вверх” и другие

03.11

5

Сопоставление количества разных предметов.

10.11

6

Число и цифра. Письмо цифры 1.

17.11

7

Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”.

24.11

8

Числовая лесенка. Число и цифра 2.

01.12

9

Сопоставление количества предметов с числом и цифрой.

08.12

10

Повторение изученного материала.

15.12

11

Соотношение числа и цифры.

22.12

12

Больше, меньше, равно.

29.12

13

Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. Число и цифра З.

19.01

14

Знаки «», « = ».

26.01

15

Знаки «+», «-», « = ».

02.02

16

Повторение изученного материала.

09.02

17

Число и цифра 4.

16.02

18

Счёт предметов парами. Составление числа 4.

02.03

19

Число и цифра 5.

09.03

20

Составление числа 5. Задача - иллюстрация.

16.03

21

Число и цифра 6.

23.03

22

Составление числа б.

06.04

23

Число и цифра 7. Задача - иллюстрация на сложение.

13.04

24

Составление числа 7.

20.04

25

Число и цифра 8. Задача - иллюстрация на вычитание

27.04

26

Составление числа 8.

04.05

27

Число и цифра 9, 10

11.05

28

Составление числа 9,10.

18.05

30

Закрепление изученного материала.

25.05

31

Повторение.Диагностика готовности ребенка к школе

25.05


Календарно-тематическое планирование

Обучение грамоте и развитие речи

№ п/п

Тема уроков

Дата

1

Речь состоит из предложений.

06.10

2

Слова делятся на слоги.

13.10

3

Гласные и согласные звуки.

20.10

4

Гласный звук [а], буквы Аа.

03.11

5

Гласный звук [о], буквы Оо.

10.11

6

Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу.

17.11

7

Гласный звук [ы], буква Ы.

24.11

8

Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н.

01.12

9

Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т

08.12

10

Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К.

15.12

11

Согласные звуки [с], [с’], буквь, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С.

22.12

12

Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов с буквами Л и Р.

29.12

13

Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В.

19.01

14

Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е.

26.01

15

Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов с буквами П и М.

02.02

16

Согласные звуки [з], [з’], буквы Эз. Чтение слогов и слов с буквой 3.

09.02

17

Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д.

16.02

18

Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я.

02.03

19

Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г.

09.03

20

Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч.

16.03

21

Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с изученными буквами.

23.03

22

Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш.

06.04

23

Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий.

13.04

24

Согласные звуки [х], [х’].буквы Хх. Чтение слов с буквой Х.

20.04

25

Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц.

27.04

26

Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю.

04.05

27

Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ.

11.05

28

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф.

18.05

29

Закрепление изученного материала.

25.05

30

Повторение. Диагностика готовности ребенка к школе

25.05



Литература

  1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
  2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
  3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
  5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
  6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
  7. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
  8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
  9. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
  10. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни

Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...

"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания

Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...

Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...