Главные вкладки

    Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.
    статья (1 класс) по теме

    Жданова Ирина Валерьевна

     

    Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon spravka-adaptaciya_i_ankety_po_teme.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса

    к новым условиям обучения. Учитель: Жданова И.В.

    Цель контроля: организация работы по формированию социальной  и общекультурной компетенций обучающихся .  

           В рамках контроля  была проведена следующая работа: посещение уроков заместителем директора по УВР,  контроль нервно-психического напряжения и утомляемости, анкетирование обучающихся 1-а класса классным руководителем, анкетирование родителей, родительские собрания по данной теме.

        Анализируя данные, полученные в результате проведенной работы, следует отметить следующие результаты.

    Дети хорошо знакомы друг с другом. В классах создана доброжелательная атмосфера.

     Я, как классный руководитель,  посредством создания игровых проблемных ситуаций позволяют детям получить первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа в данном случае выступает как механизм поддержки ребенка в новой для него ситуации. Каждая группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками.          

    Важным этапом  адаптационного периода первоклассников является контроль освоения введенных ранее правил и приемов работы. Классным руководителем  создается  ситуация,  когда не она, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.).  Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.

    При проведении уроков, наблюдая за детьми на переменах,  было отмечено, что обучающиеся 1а класса хорошо знакомы с правилами школьной жизни: не выкрикивают на уроках, поднимают руку для ответа, соблюдают правила поведении в столовой и т.д.

              Среди большинства  учащихся 1-а класса  отмечается средний уровень внимания, у некоторых учащихся внимание неустойчиво. Обучающиеся 1а класса в основном умеют анализировать изучаемые явления, задачи, выявлять в них существенные признаки, ученики класса допускают несущественные ошибки при анализе явлений. Обучающихся всех классов достаточно на начальном этапе обучения умеют сравнивать, обобщать понятия, явления и предметы, умеют осуществлять творческий  перенос знаний  и по аналогии. Я, как учитель 1-а класса провожу систематическую работу по развитию речи, добиваюсь, чтобы речь детей была логична, последовательна, аргументирована, так как у детей в речи пока  допускаются несущественные логические ошибки.

    Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

    Результаты анкетирования обучающихся 1-а класса классным руководителем показал, что в 1 классе увеличился уровень развития познавательных интересов. В 1-а классе создан эрудиционный фон, чтобы дети могли найти ответ на любой, интересующий их вопрос.  

    На основании вышеизложенного:  

                 Продолжить работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся.

      Привлекать к работе по адаптации первоклассников школьного

    библиотекаря .

    ………………………………………………………………………….

    Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. С помощью игровых методов можно помочь ребенку в успешной адаптации.

    Адаптационные занятия я проводила в первом классе 1 раз в неделю (сентябрь-октябрь). Продолжительность занятий – 30-40 минут. Все игры и упражнения надо проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.

    Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

    Задачи:

    -создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

    создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;

    -помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

    -создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;

    создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

    Темы адаптационных занятий

    1. Знакомство.

    2. Правила школьной жизни.

    3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

    4. Для чего ходят в школу?

    5. Оценка.

    6-7. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

    8. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

    АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

    1. Тебе нравится в школе?

    а) да

    б) не очень

    в) нет

    2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?

    а) иду с радостью

    б) бывает по-разному

    в) чаще хочется остаться дома

    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?

    а) пошёл бы в школу

    б) не знаю

    в) остался бы дома

    4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

    а) не нравится

    б) бывает по-разному

    в) нравится

    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких д/з?

    а) не хотел бы

    б) не знаю

    в) хотел бы

    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    а) нет

    б) не знаю

    в) хотел бы

    7. Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям?

    а) часто

    б) редко

    в) не рассказываю

    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель, менее строгий?

    а) мне нравится наш

    б) точно не знаю

    в) хотел бы

    9. У тебя в классе много друзей?

    а) много

    б) мало

    в) нет друзей

    10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    а) нравятся

    б) не очень

    в) не нравятся

    Интерпретация теста:

    За каждый ответ а) – 3 балла; б) – 1 балл; в) – 0 баллов.

    Максимальное количество баллов: 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше школьная мотивация.

    25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность.

    Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

    20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

    Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

    15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

    Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

    10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

    Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

    Менее 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.

    Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

    Оказывается, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми.

    И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.

    Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

    Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.

    Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечива­ется взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и пони­мание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению. «Цепочка родительских советов», в результате на доске может получиться следующая картинка:

    1 Вера в успех

    2 Положительные установки

    3 Любовь родителей

    4 Приучение к режиму

    5 Выполнение установленных правил в период адаптационного периода.

             Итак, школьное обучение в начальных классах - не такое уж легкое занятие, поэтому родителям и, в первую очередь, учителям следует набраться терпения и такта, чтобы как можно мягче устранить трудности, с которыми сталкивается ребенок на первом этапе его школьного обучения, - сложности в овладении навыками чтения, счета и письма, тем самым обеспечив его будущее успешное образование.

    Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью, готовить ребёнка к взрослой жизни.

                                       

    «Что мне нравится в школе?»

    Несоответствие рисунков теме указывает на:

    а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

    б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

    в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

    При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

    а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

    б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

    в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

    Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

    Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе.

    Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе....

    СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»

    Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....

    обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

    Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

    Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов МБОУ ЕСОШ №1 к новым условиям.

    Цель контроля: организация работы по формированию социальной  и общекультурной компетенций обучающихся....

    Информационно-аналитическая справка по итогам контроля качества и эффективности выполнения государственного задания (Воспитательские занятия.

    Объект контроля:  воспитательские занятия.Цель: Обеспечение психолого-педагогического сопровождения.Задача: установить обеспечение психоло-педагогического сопровождения, качество предоставляемых ...