Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.
статья (1 класс) по теме

Жданова Ирина Валерьевна

 

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka-adaptaciya_i_ankety_po_teme.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса

к новым условиям обучения. Учитель: Жданова И.В.

Цель контроля: организация работы по формированию социальной  и общекультурной компетенций обучающихся .  

       В рамках контроля  была проведена следующая работа: посещение уроков заместителем директора по УВР,  контроль нервно-психического напряжения и утомляемости, анкетирование обучающихся 1-а класса классным руководителем, анкетирование родителей, родительские собрания по данной теме.

    Анализируя данные, полученные в результате проведенной работы, следует отметить следующие результаты.

Дети хорошо знакомы друг с другом. В классах создана доброжелательная атмосфера.

 Я, как классный руководитель,  посредством создания игровых проблемных ситуаций позволяют детям получить первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа в данном случае выступает как механизм поддержки ребенка в новой для него ситуации. Каждая группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем ребята обсуждают, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками.          

Важным этапом  адаптационного периода первоклассников является контроль освоения введенных ранее правил и приемов работы. Классным руководителем  создается  ситуация,  когда не она, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.).  Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.

При проведении уроков, наблюдая за детьми на переменах,  было отмечено, что обучающиеся 1а класса хорошо знакомы с правилами школьной жизни: не выкрикивают на уроках, поднимают руку для ответа, соблюдают правила поведении в столовой и т.д.

          Среди большинства  учащихся 1-а класса  отмечается средний уровень внимания, у некоторых учащихся внимание неустойчиво. Обучающиеся 1а класса в основном умеют анализировать изучаемые явления, задачи, выявлять в них существенные признаки, ученики класса допускают несущественные ошибки при анализе явлений. Обучающихся всех классов достаточно на начальном этапе обучения умеют сравнивать, обобщать понятия, явления и предметы, умеют осуществлять творческий  перенос знаний  и по аналогии. Я, как учитель 1-а класса провожу систематическую работу по развитию речи, добиваюсь, чтобы речь детей была логична, последовательна, аргументирована, так как у детей в речи пока  допускаются несущественные логические ошибки.

Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.

Результаты анкетирования обучающихся 1-а класса классным руководителем показал, что в 1 классе увеличился уровень развития познавательных интересов. В 1-а классе создан эрудиционный фон, чтобы дети могли найти ответ на любой, интересующий их вопрос.  

На основании вышеизложенного:  

             Продолжить работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся.

  Привлекать к работе по адаптации первоклассников школьного

библиотекаря .

………………………………………………………………………….

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. С помощью игровых методов можно помочь ребенку в успешной адаптации.

Адаптационные занятия я проводила в первом классе 1 раз в неделю (сентябрь-октябрь). Продолжительность занятий – 30-40 минут. Все игры и упражнения надо проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.

Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

-создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;

-помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

-создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;

создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Темы адаптационных занятий

1. Знакомство.

2. Правила школьной жизни.

3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

4. Для чего ходят в школу?

5. Оценка.

6-7. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

8. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

1. Тебе нравится в школе?

а) да

б) не очень

в) нет

2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?

а) иду с радостью

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?

а) пошёл бы в школу

б) не знаю

в) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких д/з?

а) не хотел бы

б) не знаю

в) хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет

б) не знаю

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель, менее строгий?

а) мне нравится наш

б) точно не знаю

в) хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) много

б) мало

в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

Интерпретация теста:

За каждый ответ а) – 3 балла; б) – 1 балл; в) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

Менее 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Оказывается, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми.

И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.

Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечива­ется взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и пони­мание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению. «Цепочка родительских советов», в результате на доске может получиться следующая картинка:

1 Вера в успех

2 Положительные установки

3 Любовь родителей

4 Приучение к режиму

5 Выполнение установленных правил в период адаптационного периода.

         Итак, школьное обучение в начальных классах - не такое уж легкое занятие, поэтому родителям и, в первую очередь, учителям следует набраться терпения и такта, чтобы как можно мягче устранить трудности, с которыми сталкивается ребенок на первом этапе его школьного обучения, - сложности в овладении навыками чтения, счета и письма, тем самым обеспечив его будущее успешное образование.

Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью, готовить ребёнка к взрослой жизни.

                                   

«Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»

Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов МБОУ ЕСОШ №1 к новым условиям.

Цель контроля: организация работы по формированию социальной  и общекультурной компетенций обучающихся....

Информационно-аналитическая справка по итогам контроля качества и эффективности выполнения государственного задания (Воспитательские занятия.

Объект контроля:  воспитательские занятия.Цель: Обеспечение психолого-педагогического сопровождения.Задача: установить обеспечение психоло-педагогического сопровождения, качество предоставляемых ...

Справка «Об итогах контрольных работ обучающихся 4а класса (итоговый контроль) 2019-2020 учебный год

Справка «Об итогах контрольных работ обучающихся 4а класса (итоговый контроль) 2019-2020 учебный год...

Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения.

В данной статье отражена теория о школьной адаптации и работа школы-интерната №1 ст. Елизаветинской в этом направлении....