Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Борисовна Мохова

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и техники психологической коррекции

агрессивного поведения учащихся начальной школы,

в том числе школьников с ограниченными

возможностями здоровья

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет.

Этому способствуют различные неблагоприятные факторы:

- ухудшение социальных условий жизни детей;

- кризис семейного воспитания, низкая культура семьи в отношении воспитания;

- невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;

- социальные явления, увеличивающие напряженность в обществе.

Основными причинами проявлений детской агрессивности, по мнению многих исследователей, являются:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая является механизмом удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

Также нельзя не отметить, что повышенная агрессивность может наблюдаться у детей, имеющих особенности в своем психическом и интеллектуальном развитии, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подобные проявления разнообразны и не всегда носят именно враждебный характер, осознанное желание причинить вред.

Внешние проявления могут выглядеть как вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость, порча предметов.

За проявлениями агрессивности, у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития и с умственной отсталостью), учащимися начальной школы зачастую скрываются:

  • недоразвитие коммуникативных навыков: ребенок с ОВЗ, просто не знает, как можно иначе договориться или заявить о себе и своих потребностях;
  • защита или месть (скорее всего вымещенная не на реальном обидчике);
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы, когда сиюминутное выражение аффекта не может сдерживаться, а сразу же находит выход в вербальной или физической агрессии;
  • часто агрессивные проявления отмечаются у детей с очень размытыми личными границами, которым тяжело выдерживать уважительное отношение к чужим границам, в результате чего они их нарушают (могут брать и портить чужие вещи, навязчиво играть, хватать, причинять дискомфорт).

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает анализ литературы по игровой терапии с агрессивными детьми, авторы отмечают, что на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через несколько занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, но в безопасном пространстве, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно.

Перечисленные ниже игры, заимствованные из списка рекомендованной литературы, способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Психолог Я.А. Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом взрослый должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения.

Особенности коррекции агрессивного поведения у учащихся с ОВЗ

Учащиеся начальной школы, в том числе имеющие легкие когнитивные расстройства (ЗПР), а также интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), имеют общие и специфические закономерности развития, находящиеся в различном соотношении от вида дезонтогенеза. Но, как правило, характерны следующие особенности, которые необходимо учитывать:

  • Незрелость эмоциональной сферы: психофизический инфантилизм, длительно сохраняющаяся игровая деятельность, в противовес учебной, недостаточное умение дифференцировать чувства и эмоции как собственные, так и других людей, эмоциональная обедненность, низкая способность к формированию высших нравственных чувств (эмпатии, долга, совести), низкий уровень произвольной регуляции поведения, самоконтроля.
  • Интеллектуальные и речевые нарушения: бедный словарный запас, большой процент детей с алалией в анамнезе, низкий или недостаточный уровень развития абстрактно-логического, понятийного мышления.

В связи с особенностями контингента, и в целом при коррекции агрессивности, эффективно:

На первых этапах подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Причем важно задействовать тело, дать безопасное пространство, проговорить, легализовать выражение чувств, которые, как правило, под запретом.

Эффективны арт-терапевтические упражнения:

- работа с глиной (лепить, мять, кидать, создавать образ обидчика и пр.);

- работа с бумагой (делать снежки и «бомбочки» из бумаги, мять, рвать бумагу, упражнение «Фантом»);

- работа с красками (рисование образа злости, рисование обидчика и закрашивание его, в т.ч. рисование пальцами).

Рекомендуется использовать элементы телесно-ориентированной терапии. Отреагирования чувств через движение, снятие мышечных зажимов приводят к снижению напряженности, тревожности. Хорошо работает юмор, смех помогает переключению. Игры в группе: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». Рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. Техники нервно-мышечной релаксации и визуализации проводятся после отреагирования негативных эмоций. Ресурсные методы работы и упражнения: «Место силы», «Детская комната», «Путешествие в лес» и т.п.

Возможные рекомендации родителям:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Используемая литература:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
  2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436с.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 136 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Особенности применения сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения учащихся с ОВЗ.

В докладе описан опыт применения технологии сказкоерапии с учащимися с ОВЗ, обучающимися по II варианту учебного плана, в урочной и внеурочной деятельности....

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей «группы риска»

Данный курс тренинговых занятий разработан для работы с подростками, относящимися к «группе риска», целью занятий является снижение уровня агрессии и школьной тревожности, улучшение эмоцио...

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...