«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей «группы риска»
методическая разработка на тему

Клинг Анна Алексеевна

Данный курс тренинговых занятий разработан для работы с подростками, относящимися к «группе риска», целью занятий является снижение уровня агрессии и школьной тревожности, улучшение эмоционального состояния, профилактика учебной и социальной дезадаптации и девиантного поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок

«Социально-профилактическая работа с детьми,

склонными к девиантному поведению»

Номинация: «Энергия молодости»

«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей «группы риска»

ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района

Работу выполнил: педагог-психолог Клинг Анна Алексеевна

г.Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Агрессивность человека может служить предпосылкой формирования различных форм поведения, чаще всего - деструктивных, носящих крайне разрушительный характер. Дети «группы риска» особенно склонны к проявлению агрессии, т.к. постоянно подвержены кризисным ситуациям. Особенности жизни этих детей способствуют появлению агрессивности, как устойчивой черты характера. И хотя агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

При изучении индивидуально-психологических особенностей детей «группы риска» мы выявили высокие показатели агрессивности  и конфликтности. Особенно высокие показатели по шкалам вербальной, физической и эмоциональной агрессии оказались у подростков 12-14 лет. И т.к. агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, этот период является наиболее благоприятным для профилактики и коррекции агрессивности.

Мы составили и провели курс тренинговых занятий с подростками «группы риска», целью которых стало снижение уровня агрессии и школьной тревожности, улучшение эмоционального состояния, профилактика учебной и социальной дезадаптации и девиантного поведения.

Нами была собрана группа из восьми человек (подростки, относящиеся к «группе риска» от 12 до 14 лет).  

В процессе занятий были сняты барьеры общения, установлен позитивный контакт и внутригрупповое доверие между участниками тренинга. Было улучшено эмоциональное состояние и внутригрупповое взаимодействие подростков. В процессе работы они потренировались в разрешении конфликтных ситуаций, в умении контролировать свои негативные чувства и эмоции, в гибкости поведения. Было уделено внимание развитию рефлексии и эмпатических умений, а также умению адекватно реагировать на критику. В процессе проведения коррекционных мероприятий имело место проявление агрессивных реакций подростков по отношению друг к другу, однако к концу, проводимых нами занятий, мы наблюдали минимизацию агрессивных проявлений. Все участники остались довольны проведенными занятиями, большинство из них сумели выйти на более высокий уровень отношений. Согласно результатам диагностики, проведенной после курса занятий по программе, показатели агрессивности у подростков снизились, что говорит о положительной динамике процесса.

Программа психологической коррекции агрессивного поведения подростков «группы риска»

Данная программа представляет собой шесть занятий, каждое занятие включает в себя три упражнения. Время проведения каждого занятия – 45 минут. Частота встреч – 1 раз в неделю.

Занятие 1. Цель: знакомство участников, создание настроя на предстоящую работу, снятие эмоционального напряжения, установление групповых норм.

Упражнение 1. «Знакомство».

Руководитель группы представляется и просит по кругу назваться остальных членов группы, при этом участники могут выбрать тот вариант имени, которым они хотели бы называться в группе. Также участникам предлагается назвать одно положительное и одно отрицательное собственные качества на первую букву своего имени. После окончания упражнения проводится обсуждение: легко или трудно было найти качества, какие качества приходили на ум быстрее – положительные или отрицательные.

Упражнения 2. «Мы похожи, мы отличаемся».

Участники разбиваются на пары. В течение 5-х минут каждой паре необходимо найти у себя 10 сходных и 10 отличных качеств. Затем поочередно каждая пара рассказывает группе о своих наблюдениях. Далее обсуждение по кругу: «что было труднее найти – сходство или отличия?».

Упражнение 3. «Пожелания в копилку».

В первый день тренинга участники, немного узнав остальных, пишут друг другу пожелания в отношении того, как должна измениться их жизнь под воздействием тренинга.Перед распадом группы копилка достается, пожелания зачитываются, адресаты дают обратную связь.

Занятие 2. Цель: продолжить знакомство с участниками. Создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить навыки самоанализа, способность к более глубокому самораскрытию, которое ведёт к изменению себя.

Упражнение 1. «Счет до 10».

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустив свои носы вниз и сосчитать до десяти. Считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: цифру должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счёт начинается сначала. После каждой неудавшейся попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга без слов.

Упражнение 2. «Какой я человек?»

Оборудование: листы бумаги и ручки. Сейчас мы с вами попытаемся ответить на вопрос: какой я человек? Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы: 1. Мой жизненный путь – каковы мои основные успехи и неудачи? С чем это связано? 2. Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сёстры, другие близкие? Возможно, ли что-то изменить? И хотелось бы? 3. Моё мнение о том, как видят меня другие? Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так, как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. В конце занятия у вас накопятся ответы на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам узнать себя.

Упражнение 3. «Общий рассказ».

Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».

Игра может продолжаться не один круг (если группа маленькая), а заканчивается она на заторе мысли или логическом завершении истории.

Обсуждаются вопросы: «Вам понравился получившийся рассказ? Про что он?»; «Можно ли сказать, что он про нашу группу?»; «Кто из участников определял основные повороты сюжета?»; «Как оцениваете свой вклад в создание истории и в развитие группы?».

Занятие 3. Цель: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

Упражнение 1. «Угадай меня».

 Один человек выходит на середину круга. Его задача – одним жестом передать своё настроение, особенности характера или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место и выполняет тоже самое задание.

Упражнение 2. «В лучах солнца».

Всем задаётся вопрос: «Почему человек заслуживает уважения?». Идёт обсуждение. Далее даётся задание: «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя и нарисуйте свой портрет. Затем, вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что знаете о себе. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ваш ответ на вопрос: Почему я заслуживаю уважения?».

Упражнение 3. «Я агрессивный».

Процедура проведения: психолог предлагает участникам поделиться воспоминаниями о ситуациях, в которых они вели себя агрессивно. Участники высказываются по кругу. Затем идет общее обсуждение, делается вывод, который записывается на доске. Участники читают его и добавляют, если что-то упущено. Если обозначение ситуаций вызывает затруднение у участников тренинга, то психолог предлагает их сам: нарушение прав, реагирование на требования, реагирование на агрессию и т. Д.

Занятие 4. Цель: осознание и оценка собственного нежелательного поведения и его влияния на окружающих людей.

Упражнение 1. «Глаза в глаза».

Участники группы хаотически передвигаются по комнате: встречаясь, останавливаются, смотрят друг другу в глаза. Инструкция ведущего: посмотри на человека, стоящего перед тобой. Посмотри ему в глаза, постарайся понять, что у него на душе. Ему светло, спокойно? Или его что-то тревожит? Он напряжен? Отчего? Чего он боится? Перед вами человек. Он такой же, как и вы. Он так же, как вы, хочет быть счастливым, так же бывает одинок. Он часто ошибается, говорит и делает глупости, страдает от этого. Ему бывает трудно. Посмотри ему в глаза и скажи: «Я – это я, ты – это ты. Ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я признаю твое право быть самим собой, а не таким, каким я хочу тебя видеть». Участники делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Упражнение 2. Ролевая игра «Двое на одно место».

Задание: разыграть предложенную тренером сценку. Инструкция: выходят шесть добровольцев, тренер дает каждому из них карточку с описанием их роли. Конфликтная ситуация: двум пассажирам продали билеты на одно место. Карточки:

•   Вы пассажир поезда. Вы заходите в свое купе и садитесь согласно билету на 20-е место.

•   Вы пассажир поезда. Вы сидите на своем 23-ем месте. Двое ваших соседей ссорятся из-за одного места, на которое у них обоих куплены билеты. Вас это очень раздражает, вы вступаете с ними в спор и ругаетесь с обоими пассажирами.

•   Вы пассажир поезда с билетом на 24-е место. Двое ваших соседей ссорятся из-за одного места, на которое у них обоих куплены билеты. Но вас эта ситуация абсолютно не волнует, вы спокойно сидите и читаете книгу, не обращая на них никакого внимания.

•   Вы пассажир поезда. Ваше место № 22. Вы заходите в купе и видите как два других пассажира ссорятся из-за одного места на которое им обоим были проданы билеты. Вы слушаете и принимаете сторону одного из них, начинаете приводить доводы в его пользу.

•    Вы пассажир поезда, у вас билет на 21-е место. Вы очень конфликтный человек. Вы заходите в свое купе и видите, что на вашем месте сидит девушка. Вы ни в коем случае не хотите уступать ей место, начинаете с ней ругаться, пытаетесь прогнать ее.

•   Вы проводник поезда. Вас вызывают в купе, в котором ругаются два пассажира, т. К. у них билеты на одно место. Ваша задача уладить конфликт так, чтобы все пассажиры остались довольны.

Анализ упражнения:1. Сложно ли было участникам исполнять данные роли? 2. Насколько было сложно контролировать свои негативные эмоции каждому из участников? 3. Чувствуют   ли   участники   упражнения   облегчение   после выполнения задания?

Упражнение 3. «Все равно ты молодец».

Участники сидят в общем кругу. Им дается задание: вспомнить свой самый насущный недостаток. После чего группа получает инструкцию: «Сейчас один из вас назовет свой недостаток, а сосед справа отреагирует: «Все равно ты – молодец», и затем объяснит в чем достоинство данного качества. Если тебя устроил ответ соседа, поблагодари его, и тогда круг продолжится дальше. Если же осталось неудовлетворение, скажи об этом, чтобы сосед справа и другие участники продолжили искать варианты».В обсуждении затрагиваются вопросы самооценки.

Занятие 5. Цель: знакомство с позитивными и негативными способами выражения гнева и применения их в жизни.

Упражнение 1. «Драка».

Оборудование: табличка со способами выражения гнева. Процедура проведения: «вы с другом поссорились. Вот-вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти и кулаки. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь». Организуйте беседу о том, какие участники знают способы выражения гнева и как это возможно сделать. Высказывается каждый по кругу, высказывания обсуждаются и возможно подлежать исправлению. Затем ведущий вносит ясность и точность в беседу, рассказывая о способности выражения гнева.

Упражнение 2. «Письмо протеста».

Оборудование: листы бумаги и ручка. Процедура проведения: «умеете ли вы так выражать своё негодование, чтобы другие люди слышали вас и понимали, что именно с вами происходит? Что произойдёт, если вы напишите письмо протеста и детально расскажите о том, что вас возмущает? Попытайтесь так сформулировать свой протест, чтобы заинтересовать другую сторону, чтобы к вашим претензиям отнеслись серьёзно и решили ответить». Можно зачитать вслух и обсудить некоторые работы.

Упражнение  3. «Спустите пар»

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердиться. Пожалуйста, обращаясь при этом к конкретному человеку. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте всё, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдёт очередь «спустить пар». Когда круг «спускания пара» завершиться, участники, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали.

Занятие 6. Цель: тренировка гибкости поведения, развитие умения контролировать негативные чувства и эмоции.

Упражнение 1. «Неуверенность, уверенность, агрессивность».

Участники делятся на три микрогруппы. Каждой группе предоставляется карточка с определенной ситуацией. Группа  должна: 1) придумать три типа реагирования в ситуации (уверенный, неуверенный, агрессивный); 2) продемонстрировать свои варианты остальным. Другие микрогруппы пытаются отгадать, где какой вариант продемонстрирован.

Упражнение 2. «Преувеличение поведения».

Участники сидят в общем кругу. Каждому из них группа помогает выбрать поведение, которое им не осознается, но очевидно для других. Затем они по очереди: 1) демонстрируют эту модель поведения; 2) преувеличивают ее; 3) изменяют на более эффективную.Обсуждаются чувства участников.

Упражнение 3. «Копилка с пожеланиями».

Перед распадом группы достается «копилка с пожеланиями», которая была создана в первый день занятий, зачитываются пожелания, адресаты дают обратную связь.


Методические рекомендации для проведения психокоррекционной программы

  1. При наборе участников в группу следует осуществлять тщательный отбор. Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - дипрессии, ПТСР, фрустрации и т.д.
  2. Проведение групповой коррекционной работы будет затруднительно (и, возможно, неэффективно), при негативном отношении подростка или его родителей к данному виду взаимодействия. Это также стоит учитывать при отборе участников в группу.
  3. На занятиях необходимо создать условия, которые будут способствовать успешной социально-психологической адаптации подростков «группы риска». На первом занятии стоит озвучить некоторые правила групповой работы: искренность в общении; невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы; право сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем; каждый участник говорит за себя, от своего имени; не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения; не опаздывать.
  4. Нужно учитывать, что результат может проявляться постепенно, и помимо групповой работы со многими подростками требуются работать индивидуально.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академический проект, 2000. – 483 с.
  2. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов.- 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 421 с.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания семейных отношений. - М.: Экмо-пресс, 1999. – 512 с.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. – 167 с.
  5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
  6. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. Учеб. Пособие – СПб.: СПб – ГИПСР, 2008. – 176 с.
  7. Змановская Л.А. Девиантология: психология девиантного поведения. М.: Наука, 2006. – 284 с.
  8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер. 2014. – 368 с.
  9. Карелин А. Н. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
  10. Лоренц К. Агрессия. - М.: Экмо-пресс,2000. – 198 с.
  11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. - СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 640 с.
  12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб.:Питер, 1998. –312 с.
  13. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2001. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

Ц е л и:– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения;– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;– познакомить с методами коррекции агр...

Игровая коррекция агрессивного поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Педагоги школ ломают голову над тем, как можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать психолого - педагогические меры, позволяющие эффективно решать конфликтные ситуации. Самой труд...

Методические рекомендации для учителей и родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей

Способы и направления коррекционной работы с агрессивными детьми; способы построения отношений; упражнения для коррекции агрессивного поведения...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, ...