Игровая коррекция агрессивного поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
статья (3 класс) на тему

Пархоменко Рина Павловна

Педагоги школ ломают голову над тем, как можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать психолого - педагогические меры, позволяющие эффективно решать конфликтные ситуации. Самой трудноразрешимой проблемой является проблема воспитания у детей миролюбия. Это лучше начинать с младшего школьного возраста, поэтому я занялась этой темой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_korrektsiya.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга. (ГБОУ №131 Красносельского района

Санкт-Петербурга.)

Статья на тему: «Игровая коррекция агрессивного поведения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста».

                                                                       Воспитатель ГПД

                                                                       Пархоменко Рина Павловна

                                           Санкт-Петербург 2015г.

Данная тема меня заинтересовала потому, что я непосредственно работаю с этой категорией детей и знаю как нуждаются они в специализированной (коррекционной) помощи. Проявления задержки психического развития включает в себя: слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность, либо вялость или апатичность, у таких детей повышен уровень тревоги и агрессии. У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) наблюдается преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствий, дезадаптивность побуждений и интересов, разбалансированность двигательной активности. Поэтому раннее включение детей с ОВЗ в процесс коррекционно - развивающей работы, позволяет в наибольшей мере раскрыть и реализовать потенциал ребенка уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Цель исследования: Определить направления и комплекс упражнений по

коррекции агрессивности у детей с ОВЗ 10-12 лет.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста с ОВЗ.

Предмет исследования: агрессивность и методы ее коррекции.

Игровая деятельность включает в себя:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  • обучение детей приемам саморегуляции.
  • умение владеть собой в различных ситуациях.
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  • формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д. является эффективным средством снижения агрессивности у детей с ОВЗ.

Для проведения исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические обоснования возникновения агрессии, её природы и факторов, влияющих на её проявление.
  2. Выявить особенности агрессивности у детей с ОВЗ.
  3. Составить и проверить комплекс упражнений по снижению агрессивности детей.

При изучении теоретических основ выявлено, что игротерапия может быть использована при работе с детьми с ОВЗ. Хочется отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической, поэтому коррекционную работу я проводила по следующим направлениям:

  • Консультативная и коррекционная работа с родителями,

направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного

поведения детей.

  • Индивидуальная коррекционная работа.
  • Групповая коррекционная работа.

В результате метода наблюдений, бесед с педагогами и родителями, были получены характеристики детей контрольной группы, а также выявлены факторы, оказывающие влияние на агрессивное поведенибфетей с ОВЗ.

На момент апробации программы, направленной на коррекцию психоэмоционального и физического напряжения в результате исследования в контрольной группе были выявлены следующие признаки способствующие или вызывающие психоэмоциональное и физическое напряжение:

1.        40% детей страдают хроническими заболеваниями, наличие которых ведёт к снижению физического и психического статуса, астеничным состояниям.

2.        30% детей часто болеющих. Частые заболевания также ведут к снижению физического и психического статуса, астеничным состояниям.

3.        У 60% детей отмечены признаки физического напряжения ( сильный нажим при письме и рисовании, недостаточная дифференцированность движений, нарушение выразительной моторики и т.д.) ( наблюдения, анкета)

4.        60% детей склонны к вербальной и 50% к физической агрессии (всегда должны дать «сдачу»)(рисуночный тест «Кактус»), Как следствие, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

60% детей настроенных дружелюбно.

5.        60% детей испытывают тревожность ( робкий, застенчивый, обеспокоенный, сомневающий, замкнутый, сокращение мимической мускулатуры и т. д.) (рисуночный тест, наблюдения)

6.        60% детей испытывают чувство страха (боятся опоздания в школу, пожара, несчастий с близкими, катастроф и т. д.)

7.        У 60% отмечена импульсивность, (наблюдения за поведением)

8.        40% - неадекватно оценивают эмоциональные реакции в различных ситуациях, (игра «Дорисуй детям лица»)

9.        30 % - неуверенны в себе (пессимистичны, сомневающие, испуганные).

Вывод:

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что для поведения большинства детей характерны признаки невротизации. Указанная группа нуждается в психолого-педагогической помощи. Снятие психоэмоционального и физического напряжения, активизация положительных эмоций, создание общего положительного настроя в классе позволит повысить психоэмоциональный и физический тонус каждого ребенка, способность к адаптации и позволит наладить контакты в группе.

К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей в общении и отклонениям в поведении приводит целый ряд причин социального характера.

В контрольной группе выявлены следующие факторы, влияющие на психоэмоциональное и физическое состояние ребенка.

1.        70% детей воспитываются в неполных семьях, что может привести к эмоциональной депривации, фрустрации, чувству неполноценности. Также характерно резкое снижение материальных доходов семьи. Дети лишены возможности посещения культмассовых мероприятий (театры, экскурсии и т.д.)

2.        40% - имеют братьев и сестер, которые учатся в массовых школах. Возможно наличие соперничества за признание родителей, конфликтов.

3.        60% - имеют бабушек и дедушек проживающих вместе с внуками, что-создаёт ситуацию неадекватного оценивания поступков ребенка. Это в свою очередь ведет к нравственной дезорганизации.

4.        50% родителей осуществляют попустительский стиль воспитания, т е. свободное время детей не организовано, дети находятся в эмоциональной изоляции. Отсутствие контроля повышает риск вовлечения детей в асоциальные группы.

5.        20% - гиперопекаемые дети. Как следствие — низкий уровень самостоятельности, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Или бунтарские вспышки, желание уйти из-под контроля, агрессивное поведение. Оценка родителей не всегда бывает объективной, деятельность ребенка превращается в демонстрацию того, что он делает лучше других.

6.        10% - авторитарный стиль воспитания. Развитие невротических черт личности.

7.        20% - стиль сотрудничество. Родители дают объективную оценку достижениям и поведению ребенка. Оказывают помощь ребёнку. В семье сформированы положительные эмоциональные связи.

Вывод

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что для большинства детей характерны признаки агрессивного поведения. Указанная группа нуждается в психолого-педагогической помощи. Данная помощь направлена на формирование у детей позитивных навыков общения, обучение их адекватному выражению чувств и управлению своим гневом, а так же на осознание ребенком своего внутреннего мира, переоценку своего поведения, осознания чувств других детей и взрослых, внутри групповую поддержку, развития сочувствия, сопереживания и формирования у ребёнка позитивного образа «Я», повышения самооценки.

Из выше сказанного следует, что причиной агрессивного поведения детей с ОВЗ является:

-        ухудшения социальных условий жизни детей.

-        кризис семейного воспитания

-        недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков.

-        заниженная самооценка.

-        стремление привлечь к себе внимание окружающих.

-        неразвитость игровой деятельности

В исследовании агрессивного поведения детей с ОВЗ контрольной группы были использованы:

1.        Графическая методика «Кактус» Панфилова М.

2.        Методика Розенцвейга, разработанная и апробированная В.В.Добровым

  1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». (Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва)

Групповые занятия проводились во второй половине дня, в группе продленного дня. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Занятия достаточно проводить один раз в неделю.

В конце апробации программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения детей с ОВЗ 10-12 лег, был проведен контрольный срез. Путем наблюдений и повторному тестированию зафиксированы изменения в проявлениях агрессивности детей в контрольном срезе в сторону снижения.

В результате проведения «игротерапии»(Приложение )  с элементами психогимнастических упражнений удалось снизить уровень агрессивности у детей контрольной группы. По данным наблюдения и повторно проведенному тестированию можно сделать следующие выводы.

1.        На 40% снизился уровень физического напряжения (был 60%).

2.        Проявления вербальной агрессии снизились на 30 % и физической агрессии 30%.

      3.        Понизилась тревожность группы на 40% (с 60% до 20%). Дети в игре      раскрепощаются, проявляют самостоятельность и творческий подход.

4.        В ходе проведения программы 10% детей стали более уверенны в себе, (было 30% неуверенных стало 20%)

5.        50% ребят стараются контролировать свои эмоциональные проявления.

6.        30% 3 человека сумели побороть свои страхи.

7.        20% детей научились адекватно оказывать сочувствие, сопереживание и содействие другому человеку в зависимости от его эмоционального состояния.

8.        Мстительность снизилась с 30% до 20%, а импульсивность - с 60% до 50%.

Вывод:

В целом контрольный срез показал эффективность разработанной программы. Снизились проявления осознаваемой и неосознаваемой агрессивности, тревожности, возбудимости, напряженности; дети стали более открытыми и доброжелательными в общении; Они научились контролировать свои отрицательные эмоции.

Таким образом в ходе исследования была доказана правомерность выдвинутой гипотезы о том, что игротерапия является эффективным средством снижения агрессивно поведения детей с ОВЗ 10-12 лет.

Заключение.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:

-        снижение уровня личностной тревожности;

-        обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;

-        обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;

-        формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;

-        развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть ос новным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. Хочется также отметить, что на период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т.к. вся семья в целом нуждается в поддержке -психолог может помочь родителям осознать, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.

Подводя некоторые итоги, я пришла к следующим выводам:

•        в младшем школьном возрасте можно успешно корригировать агрессивное поведение детей;

•        учителю принадлежит право первенства в осуществлении изменений неадаптивных форм поведения, так как в данный период именно он является значимым и авторитетным лицом для ребенка;

•        многим детям необходимы индивидуальные занятия с педагогом-психологом для более тщательной проработки закрепившихся навыков агрессивного реагирования.

Приложение.

Комплекс упражнений по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ 10-12 лет.

Данный комплекс групповых упражнений использовался мной для коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ.

Основная цель: снижение уровня агрессивности у детей с ОВЗ путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Для достижения этой цели в процессе коррекции я стремилась решить следующие задачи:

1.        Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.

2.        Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3.        Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4.        Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Занятие №1

Упражнение 1 "Интервью".

Цели: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

Ведущий, используя микрофон (или любой подходящий предмет в качестве микрофона), по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

-        Что ты любишь делать в свободное время?

-        Есть ли у тебя старший брат? И т.д.

Упражнение №2 Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе -опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе -опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

Упражнение №3 Растяжка "половинка".

Исходное положение - сидя на полу. Ребёнку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половину тела.

Упражнение №4 "Крик в пустыне".

Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги "по-турецки", и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.

Упражнение №5 "Дракон".

Цель :развития двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок - это "голов! дракона", последний -"кончик хвоста". Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.

Релаксация "Штанга".

Цель: расслабление мышц рук, ног, 1 корпуса. И.п. - стоя. Инструктор: "Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Занятие №2

Упражнение №1 "Связующая нить".

Цели: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг дуга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он, обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

Упражнение №2 Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темное, затем только светлое.

Упражнение №3 Растяжка "Лучики".

И.п. - сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.

Упражнение №4 Функциональное упражнение "Парад".

Цель: развитая концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. И. п. - стоя. Марширование на счет "Раз-два-три-четыре". В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз", во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три", в четвертом - на счет "четыре".

Раз (хлопок)-два~три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре,

Раз-два-три (хлопок)-четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

Упражнение №5 Функциональное упражнение "Каратист".

Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный

обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в ''каратиста'', выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: "Сильнее, еще сильнее...", помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Релаксация "Шарик".

Цель: расслабление мышц живота. Инструктор: "Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко..."

Занятие №3

Упражнение №1 "Ласковое имя”

Цели: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится ,в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы "дарят” их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за "подарок".

Упражнение №2 Дыхательное упражнение.

И. п. - сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

Упражнение №3 Растяжка "Травинка на ветру".

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Инструктор: "Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)".

Упражнение №4 Коммуникативное упражнение "Неожиданные картинки".

Цель: развитие взаимоотношения со сверстниками. Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.

Упражнение №5 "Чаша доброты"

Цель: эмоциональное развитие. И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"

Релаксация "Пляж".

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. И.п. -лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Занятие №4

Упражнение №1 "Мы тебя любим"

Цели: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит, 3 раза. Затем хором проговаривают фразу. "Мы тебя любим".

Упражнение №2 Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом "золотисто-серебристая; энергия" проходит через левую ноздрю, левую часть горла!, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе "желтая больная энергия" выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.

Упражнение №3 Растяжка "Снеговик".

И.п. - стоя. Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала, "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнение №4 функциональное упражнение "Рубка дров".

Цель: элиминация агрессии. И.п. - стоя. Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: "Ха!" Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

Упражнение №5 Коммуникативное упражнение "Тачка".

Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на

руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

Релаксация ’'Раскачивающееся дерево".

И.п. - стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни - это ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

Занятие №5

Упражнение №1 "Представь себя..."

Цели: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя. Например: "Я - Золушка", "Я -Лев". При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга, и так 3 раза. Ребенок, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.

Упражнение №2. Дыхательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком-а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.

Упражнение №3 Растяжка "Кошка".

Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.

Упражнение №4 Функциональное упражнение "Тух-тиби-дух".

Цель: элиминация агрессии. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово "Тух-тиби-дух". Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово "Тух-тиби-дух". После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово.

Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

Упражнение №5 Функциональное упражнение "Танцы-противоположности".

Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники разбиваются на пары. Под ритмичную музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой - веселый. Через J -2 минуты участники меняются ролями. Затем предлагаются другие пары чувств: смелый - трусливый, спокойный -агрессивный, злой - добрый.

Релаксация "Море".

И.п. - сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: "На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок - рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года. Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна. (2 слай...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...

Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним прави...