Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
классный час (3 класс) на тему

Жанна Ивановна Кошляк

Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года.

 

Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна.

 

(2 слайд)    Гипотеза: я предположила, что у всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.

(3 слайд)  Методы исследования: эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям

Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической  деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года.

Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна.

(2 слайд)    Гипотеза: я предположила, что у всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.

(3 слайд)  Методы исследования: эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям

Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.

(4 слайд)   Теоретическая и практическая значимость. Значимость данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяют расширить и уточнить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты в конце исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и педагогами, работающими с учащимися с ЗПР. Так же результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности других учителей и студентов на практике.

(5 слайд)   Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР в ходе двух  направлений деятельности: трудового и экологического.

Объект исследования: мышление младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: развитие мышления младших школьников с ЗПР под влиянием обучения труду и экологическому сопереживанию Природе

(6 слайд)   Задачи исследования:

1. Проанализировать научные исследования по проблеме умственного развития ребенка;

2. Выявить особенности мышления младших школьников с ЗПР;

3. Разработать ряд примерных занятий и рекомендации в данном ключе с целью эффективного развития мыслительной деятельности детей.

4. Определить степень влияния занятий трудом и экологией на формирование разных видов мышления.

В дополнение к 4 пункту. Начальное обучение детей с ЗПР использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Мы всю четверть играем. Ведь большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми с ЗПР определенных знаний.

Рассмотрим ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР, а именно, ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

(7 слайд)    Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].

Основные клинические типы этиопатогенетической классификации ЗПР [7]  дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебрастенического (церебрально-органического) происхождения.

При всех вариантах ЗПР существует особенность структуры и характера соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

(8 слайд)    Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:

А)- ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть;

Б)- не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности;

В)- информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного воспроизведения он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребёнок долго не может освоить свёрнутые мыслительные операции;

Г)- у детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормального ребёнка;

Д)- для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствуют темпу их индивидуального развития; в массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несамостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Поскольку всестороннее и глубокое познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является познавательным высшим процессом, и это является аксиомой, не требующей доказательств, то,  длительное наблюдение за детьми с временной задержкой развития показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

(9слайд)   Специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. Как раз в  младшем нежном  школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, трудовая и экологическая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

(10 слайд по 19 слайд)   Целенаправленные занятия по формированию мышления, в том числе и экологического мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Обучение, направленное на развитие мышления, включающее в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, трудовыми,  организационными и экологическими знаниями и умениями, оказывает большое влияние на речевое, эмоциональное, мыслительное (а именно. наглядно – образное мышление) развитие ребенка.

Поскольку основные принципы обучения детей с ЗПР включают коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в целом, индивидуальную коррекцию недостатков развития, а также предусматривают специальную работу по мышления средствами трудовой деятельности, мы предприняли следующее. (Рассказ о работе в парке)

(20 слайд)   Формирование общетрудовых умений должно осуществляться уже на начальной ступени обучения (Программа 1-4 классов специальных коррекционных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения) и включать в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, организационными, контрольными и оценочными умениями в единстве их структурных компонентов (знаний и конкретно-трудовых умений).         

Поэтому то  в педагогической практике уместен деятельностный подход к разработке коррекционных программ по мышлению детей младшего школьного возраста с ЗПР.

(21 слайд по 27 слайд и раздаточный материал 1, 2)   В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В младшем школьном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому, выстраивая занятия с детьми, нужно организовывать познание окружающего мира так, чтобы дети могли получить возможность осознать динамичность среды на яву, могли бы совершать действия с реальными предметами, например, перемещая их в прстранстве, при этом преодолевая статичность своего восприятия, могли бы воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые перед детьми ставит взрослый.

Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

После вышеуказанной практической работы в парке, т.е. наяву, ребята, по замыслу взрослого разыгрывают подобную ситуацию в виртуале. Преодолевают статичность своего восприятия, воздействуя на предметы виртуального мира, схожего с настоящим. Развивают умение планировать, изготавливая поделку, используют реальный опыт, закрепляют мысли о правильном и неправильном в живой и неживой природе, и таким образом, как раз в этой ситуации, как в одной из многих, создается благоприятное условие для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления. К чему и стремились.

(32 слайд)    Как видно, на учебно-инструкционной карте в предметно-наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы. Познакомимся с современной  пошаговой методикой проведения занятия по труду Э. А. Фарапо. (Практическая работа гостей – педагогов по изготовлению агитационной открытки «Братья наши меньшие»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста «Делаем мир лучше - совершенствуем себя» Учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна

Слайд 2

ГИПОТЕЗА У всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.

Слайд 3

Методы исследования : эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.

Слайд 4

Теоретическая и практическая значимость . Значимость данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяет расширить и уточнить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты в конце исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и педагогами, непосредственно работающими с учащимися с ЗПР. Так же результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности других учителей и студентов на практике.

Слайд 5

Цель исследования : изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР в ходе двух направлений деятельности: трудового и экологического. Объект исследования : мышление младших школьников с ЗПР. Предмет исследования : развитие мышления младших школьников с ЗПР под влиянием обучения труду и экологическому сопереживанию Природе

Слайд 6

Задачи исследования: 1. Проанализировать научные исследования по проблеме умственного развития ребенка; 2. Выявить особенности мышления младших школьников с ЗПР; 3. Разработать ряд примерных занятий и рекомендации в данном ключе с целью эффективного (насколько это возможно, ведь мы «не боги») развития мыслительной деятельности данной группы детей 4.Определить степень влияния занятий трудом и экологией на формирование перехода текущего «инфантильного» вида мышления учащихся ( т.е наглядно – образного) в более прогрессивное состояние мышления (т.е словесно – логическое);

Слайд 7

Основные клинические типы этиопатогенетической классификации ЗПР [7] дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: а) конституционного происхождения; б) соматогенного происхождения; в) психогенного происхождения; г) церебрастенического (церебрально-органического) происхождения.

Слайд 8

Типичные особенности Инфантилизм Демотивация Медлительность при переработке информации Низкий уровень общеучебных характеристик Проблемы в массовой школе

Слайд 9

На что направлены специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию в совокупности? Коррекция недостатков мышления Коррекция речевой деятельности Повышение познавательной активности Формирование важных положительных черт человека

Слайд 10

Территория парка № 1, требующая уборки. Пластик, полиэтилен, бумага, металл, ткань… Если не мы, то кто? Вот это, да!!! 21 килограмм мусора

Слайд 11

Территория №1 после уборки Вот так результат!

Слайд 12

Территория № 2 на набережной реки, требующая уборки.

Слайд 13

Бумага, никотин, стекло…

Слайд 14

ПЛАСТИК,ПОЛИЭТИЛЕН,МЕТАЛЛ…

Слайд 15

БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ ОКУРКОВ…

Слайд 16

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ ЧИСТОТЫ

Слайд 17

ОТХОДЫ МУСОРА НЕ ПОТЕКУТ В РЕКУ

Слайд 18

Территория № 2 после уборки МЫ МОЛОДЦЫ!

Слайд 19

Урна – специальное место для мусора!

Слайд 20

ВЗРОСЛЫЕ! НЕУЖЕЛИ СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ ТАК ТРУДНО? НА ТЕРРИТОРИИ НАБЕРЕЖНОЙ 20 УРН! ПРОТЯНИТЕ РУКУ!

Слайд 21

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ТЕМУ: «ВРЕД МАТЕРИАЛОВ, ПРОИЗВЕДЕН-НЫХ РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ» НА ОТКРЫТОМ ДЛЯ ГОСТЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Слайд 22

Спасаем рыб, решая задачи Думаем и размышляем… ПОМОГУ ПРИРОДЕ ! Убираем виртуальный мусор

Слайд 23

ВЫСАЖИВАЕМ ДЕРЕВЬЯ

Слайд 24

МАСТЕРИМ ПТИЦ

Слайд 25

Листовки – открытки: «Братья наши меньшие мечтают о чистом доме! Давайте осуществим их мечту!»

Слайд 26

В нашем экологически чистом уголке МИРА все животные счастливы и довольны!

Слайд 28

Мастер – класс для ВАС

Слайд 29

Как показывают экспериментальные работы Э. А. Фарапо - новый, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления, - это обучение учащегося на уроках труда планированию . Почему дана половина туловища птицы? На какую основную деталь будет приклеиваться вся птица? Могут ли дырочки на крыльях и хвосте получиться, если деталь перегнем и прорежем отверстия как на снежинке? Когда приклеиваем птице лапки: одновременно со вторым туловищем или после?

Слайд 30

Учебно – инструкционная карта. Шаг первый. Крупное и малое туловище.

Слайд 31

Верный или неверный вариант? 1. 2. Приготовим крупное (на картоне) и малое тело на цветной бумаге

Слайд 33

Приклеиваем малую деталь на крупную .

Слайд 34

1. 2. 3. 4. Еще одно малое тело другого цвета на бумаге.

Слайд 35

5 . 6. Прорезаем ромбики и капельки 7. 8. Отгибаем клюв сначала так

Слайд 36

9. 10. Затем переворачиваем туловище и снова отгибаем треугольники клюва в другую сторону Наносим клей на « тело с дырочками», но не капельки на клюв!

Слайд 37

Должно получиться! Дело за малым: лапки, чубчик и шляпка или кепка…Фантазируем !

Слайд 38

Желаю ВАМ творческого полёта в вашей нелёгкой профессии!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...

Игровая коррекция агрессивного поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Педагоги школ ломают голову над тем, как можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать психолого - педагогические меры, позволяющие эффективно решать конфликтные ситуации. Самой труд...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним прави...

Селимова Р.Ф. "Учусь создавать проект" 0 - 4 классы. Инновационные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рабочие тетради курса "Учусь создавать проект" для детей дошкольного и младшего школьного возраста - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ...