Главные вкладки

    Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
    статья

    Доклад по самообразованию по воспитательной работе

    Тема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_samoobrazovaniyu_po_vospitatelnoy_rabote.docx26.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по самообразованию по воспитательной работе

    Тема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

          В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

          О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

         В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

        Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

         Работая по данной теме, я  ставила для себя следующие   задачи   для данной возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

    Для первоклассников:

    • помочь ребенку принять позицию школьника;
    • помочь осознать появление нового сообщества – класса;
    • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
    • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    Для учителей-предметников:

    • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
    • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
    • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

    Для родителей:

    • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
    • создать атмосферу сотрудничества;
    • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
    • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

    Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:

          Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального  паспорта класса, характеристики класса).

          Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

            Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Оригами», «Бисероплетение»,  на которые дети ходят с удовольствием. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

        Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.

    Во-первых – это:

              

              Введение  курса  «Школа будущих первоклассников»     

        предусматривает  освоение детьми организационных  навыков и   умений                   

       для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в    

       классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении

        учебного  содержания.

    Цели курса:

    •     обеспечение психологической адаптации детей;

    •     знакомство с основными школьными правилами;

    •     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

    •     обучение элементарным приемам обратной связи;

    •     знакомство с системой школьного оценивания;

    •     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

    •     организация классного коллектива.

    Содержание вводного курса строится на доступном практически всем        первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования,элементарного экспериментирования.

     Во – вторых:

     Это проведение  в 1 четверти 3 уроков по 35мин,  во 2 четверти 4 уроков по 40 мин.,  обязательное проведение физминуток  на 10 и 20 мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.

    Уроки  в адаптационный период строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование  ЦОРов «Игры для 1- 4 классов».

    Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

    В- третьих:

    Обязательные прогулки на свежем воздухе после 4 урока. (Динамическая пауза (1час)  после 2 урока в течение 1 полугодия).  Занятия физкультурой – организация утренней зарядке перед 1 уроком,  занятость в кружке «Подвижные игры».

    В- четвёртых:

    Исключается  система балльного (отметочного) оценивания. 

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать 

    учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого

     учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и 

    средств, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений  первоклассников ведется

     в следующем направлении:  заложить основы оценочной самостоятельности  учащихся (самооценка).

     

     ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

         Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с

    интересами и желаниями детей и их родителей.

    1.  Организация групп продленного дня.

    2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
    приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требованиясоответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,  игры драматизации, спортивные и т.д.)как прием воспитания. 

    Детские праздники. Экскурсии.  Выставки детского творчества.  Концерты для родителей.

     

    В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Прием в д\о «Теремок» ”,  «В мире профессий», классные часы: Праздник Букваря, математический турнир, День Матери, конкурсная программа мамочки –дочки, мамочки – сыночки, праздник «Первых каникул», школьные конкурсы рисунков,  участие в международных интернет конкурсах «Эму», всероссийских олимпиадах, всероссийских предметных чемпионатах, всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка2012», участие в театральной весне.

    Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СООБЩЕСТВА

    Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. Участие в районных семинарах по внедрению ФГОС.

    Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников, индивидуальных консультаций, дней открытых дверей.

     “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и МДОУ” с приглашением  подготовительной группы д\с №3, где 14 воспитанников стали  активными участниками совместного занятия по окружающему миру.

    Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

    •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

    •     установление контакта с учащимися, с учителем;

    •     формирование адекватного поведения;

    •     овладение навыками учебной деятельности.

       Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, 

    даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. 

    Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

       При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у  старших школьников.

     

    Задания, игры, и другие формы  индивидуальной работы для первоклассников в адаптационный период:

    • “На что похоже?”
    • Расскажи стихи руками
    • Рисование“Цветик-многоцветик”
    • Ассоциации
    • “Графический диктант”
    • Игра “Морская фигура”
    • Штриховка
    • Составление рассказа
    • “Лабиринты”
    • Настроение
    • “Что изменилось?”
    • “Кто лишний?”
    • Физкультминутка “Зайка”
    • “Назови, одним словом”
    • “Кто больше назовет” 
    • “Летающая тарелка” 
    • Физкультминутка “Полет в космос”
    • Работа со словарем
    • Дорисовывание
    • “Представь себе”
    •  “Отгадайте, что это?”
    •  Игра с мячом “Съедобное – несъедобное”
    • Кроссворд “У самовара”
    •  “Отгадайте, чьи следы?”
    • Ассоциации “Это все в лесу”
    • Дорисовывание “Волшебный лес”
    • Игра “Не разбуди медведя”
    • Кроссворд “В лесу”
    • Пиктограммы
    • “Графический диктант”
    •  “Доскажи словечко”
    • “Живая азбука”
    •  “Загадки”

     

    МАОУ СОШ с.Наумовка

    Саратовской области Балаковского района

    Доклад по самообразованию

    Тема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

    Учитель начальных классов: Пенкина Г.В.

    2020 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

    На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

    Адаптация первоклассника к жизни в новом коллективе.

    Рекомендации для родителей и учителей начальных классов. Разработаны совместно со школьным психологом....

    Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

    практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

    Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

    Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

    Рекомендации педагога-психолога У.А.СмирновойАДАПТАЦИЯ   В   ШКОЛЕ....