Главные вкладки

    Адаптация первоклассника к жизни в новом коллективе.
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Патрушева Елена Олеговна

    Рекомендации для родителей и учителей начальных классов. Разработаны совместно со школьным психологом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnika_k_zhizni_v_novom_kollektive.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:


          Как адаптировать первоклассника к жизни в новом коллективе?


    В нынешних условия всеобщей взрослой занятости проблемой современных первоклассников являются недостаточно развитые навыки и умения общаться и взаимодействовать со сверстниками. От характера межличностных отношений с одноклассниками, эмоционального состояния ученика зависит успешность его адаптации к школе. 

    Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:


    • неготовность к взаимодействию со сверстниками в новой парадигме деятельности;

    • неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;

    • плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;

    • достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.


    Теперь давайте рассмотрим пути разрешения трудностей указанного характера.


    1. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью ребенка, чаще задавайте ему вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем ты сегодня играл, разговаривал на перемене?», «Как зовут твою соседку по парте? Чем она больше всего любит заниматься? Что больше всего любит делать?» – и т.д.

    2. Если ребенок подружился с кем-то из одноклассников, постарайтесь организовывать совместную деятельность детей после школы: можно пойти вместе погулять в парк, чтобы поиграть в мяч; пригласить друга домой и собирать вместе конструктор, рисовать, организовать чаепитие; очень хорошо сплачивают детей совместные посещения театра, кино, музея.

    3. Не навязывайте малышу своих предпочтений в выборе друзей! Ошибку совершают родители, которые говорят: «Какой хороший мальчик Никита! Постарайся подружиться с ним. А вот Алеша – драчун, не подходи к нему». Для развития навыков общения первокласснику необходимо уметь выстраивать межличностные отношения с разными детьми: общительными, малоразговорчивыми, тревожными, агрессивными, конфликтными и т.д.

    4. Не торопите первоклассника с выбором товарища. Помните, что в адаптационный период (который продолжается около двух месяцев) первокласснику непросто осваивать новые для него роли: «Я – ученик», «Я – член ученического коллектива». Ученику только предстоит найти свое место в коллективе сверстников. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому одному первокласснику удается быстро найти себе друзей, другому требуется время, чтобы «присмотреться» к товарищам, третьего устроит так называемое «камерное общение», т.е. у него будет один близкий друг, и только с ним ему будет комфортно.

    5. . Радуйтесь вместе с ребенком каждому положительному моменту общения с одноклассниками. Например, Ваш ребенок рассказал о том, как он помог своему товарищу, например, поделился своей ручкой на уроке, преодолел страх перед выступлением у доски. Активно выражайте свои чувства: «Молодец!», «Как же я рада, что...», «Мне так приятно слышать о...», «Я горжусь тобой, потому что...» – и т.д.

    6. Бережное отношение к личности ребенка, к его потребностям, интересам, уважительные манеры общения в семье, терпеливое выслушивание рассказов о школе помогают наладить, сохранить эмоционально-положительные отношения первоклассника с родителями и послужат примером для построения общения с одноклассниками. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми (на работе, с родственниками, в общественных местах – как Вы общаетесь, какой у Вас стиль взаимоотношений). Вспомните, каким ребенком, подростком были Вы, каким образом находили себе друзей, какие трудности испытывали в коллективе сверстников. Это поможет Вам отделять собственный эмоциональный опыт общения от индивидуального стиля отношений Вашего ребенка и не переносить свои проблемы на него.

    7. У каждого человека, в том числе и у первоклассника, имеют место конфликтные ситуации: «не уступают друг другу», «толкаются, дразнят, смеются над другими» – так описывают учителя конфликты между детьми. Ваша задача – научить своего малыша проговаривать эти ситуации: пусть ребенок поделится с Вами тем, что с ним произошло в школе. А затем Вы вместе смоделируете ситуацию конструктивного решения, выхода из нее. Хотя решение будет только воображаемым, но, во-первых, первоклассник выразит свои чувства, т.е. снимет эмоциональное напряжение; во-вторых, он будет видеть Ваше участие в его проблеме и приобретет опыт разрешения конфликта.


    Для учителя:
    Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:


    • неготовность к взаимодействию со сверстниками в новой парадигме деятельности;

    • неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;

    • плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;

    • достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.


    А между тем перед учителем стоят непростые 
    первоочередные задачи, от решения которых зависит личностное развитие каждого ребенка. Так, у первоклассника необходимо сформировать:


    • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности (желание работать вместе с одноклассниками, позитивные эмоции, уверенность в успехе);

    • адекватную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспех деятельности – своей или товарища;

    • адекватную положительную самооценку.


    Исследования показывают, что успешная адаптация к коллективу, а следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности на уроке и во внеучебное время. С первых дней используйте совместную работу на уроках (парную, групповую), в ходе которой первоклассники будут учиться взаимодействовать друг с другом, общаться.

    Начинайте с парной работы, затем постепенно предлагайте ученикам групповые формы.

    Работа в паре помогает каждому первокласснику сформировать такие 
    важные качества и умения школьника, как:


    • желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;

    • умение презентовать себя – рассказывать о себе, о своих возможностях;

    • умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата предложенной задачи).


    Обучение навыкам сотрудничества стройте на доступном для ребят учебном материале; на знаниях, которые актуальны для них; 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

    Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

    Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

    Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

    Спортивный праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе.

    Спортивный  праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе.     Начало обучения в школе справедливо считают кризисным периодом. Подобный переходный период...

    Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

    В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

    Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

    Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....