Выступление на практическом семинаре по теме: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса». МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска. Октябрь 2022г.
методическая разработка (1 класс)
Данное выступлении посвящено итогам работы воспитателя 1 класса по теме самообразования за 2021-22 уч.год. В ходе выступления рассматриваются: значимость выбранной темы, понятие адаптации первоклассников и её составляющие, разные формы индивидуальной работы воспитателя в первый год обучения школьников. Также, в выступлении представлен практический опыт использования этих форм ндивидуальной работы для успешной адаптации всех обучающихся 1 класса к концу учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на практическом семинаре 31.10.22г. | 27.22 КБ |
Презентация к выступлению на практическом семинаре 31.10.22г. | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на практическом семинаре
Для учителей начальных классов, воспитателей
МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска
По самообразованию воспитателя 1 класса
По итогам работы за 2021-22 уч.год
Подготовила: воспитатель 1А (доп.) класса
Терещенко Светлана Сергеевна
Тема: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса»
Дата проведения: 31.10.2022г.
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы по теме самообразования: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса».
Эту тему я выбрала не случайно, т.к. адаптация к школьной жизни – серьёзное испытание для большинства первоклассников. В начале систематического школьного обучения дети переживают стрессовую ситуацию, при которой повышается психоэмоциональная нагрузка и резко меняется привычный стереотип их поведения. Обучающиеся должны привыкнуть к коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям. Воспитатель должен помогать первоклассникам, с помощью разных форм индивидуальной работы, адаптироваться к роли ученика без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения и понижения самооценки.
2 слайд
По этим причинам я поставила целью своей работы: создать психолого -
педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации к обучению в школе первоклассников нашего класса.
3 слайд
Чтобы достичь этой цели, я поставила основные задачи адаптационного периода:
Для обучающихся:
- помочь первокласснику принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового для них коллектива – класса;
- научить навыкам учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно себя чувствуют и ученики, и педагоги.
Для родителей:
- создать атмосферу сотрудничества;
- снять напряжение, вызванное началом обучения ребёнка в школе;
- договориться о способах взаимодействия педагога с родителями в течение года.
4 слайд
Общеизвестно, что адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении, привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
В свою очередь, адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. От благополучности протекания периода адаптации зависит не только успешность овладения обучающимися учебной деятельностью, но и комфортность их пребывания в школе.
5 слайд
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
1) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
2) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
3) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Для успешной воспитательной работы, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и их семей.
6 слайд
В период адаптации первоклассников к школе я применяла такие формы индивидуальной работы с обучающимися, как:
- получение первоначальных сведений об обучающихся и их семьях из анкет родителей;
- организация работы группы продлённого дня для выполнения домашних заданий, проведения внеурочных занятий, часов общения и т.д.;
- осуществление дежурства по классу и столовой для развития навыков самообслуживания;
- участие в классных и общешкольных мероприятиях с целью приобщения первоклассников к традициям школы и выработки коллективизма;
- воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, настольные, развивающие, спортивные игры и т.д.);
- установления правил общения и поведения с целью исключения конфликтных ситуаций;
- выставки детского творчества,
- поздравления именинников;
- создание ситуации успеха во внеурочное время и т.д.;
- взаимодействие с родителями.
Так, изучение анкет родителей позволило мне узнать особенности поведения и общения каждого ребёнка. В первые 2-3 недели обучающиеся знакомились друг с другом. Для лучшего знакомства детей были проведены сюжетные игры: «Расскажи о себе», «Давайте познакомимся».
В группе продлённого дня обучающиеся занимались в кружках «Знайка», «Развивайка», «Мукосолька», «Экология», «Ритмика», «ПДД», ходили на занятия к психологу и логопеду, выполняли домашние задания.
В классе был составлен график дежурства с учётом способностей детей так, что более слабые были в паре с сильными учениками для взаимопомощи.
Во внеурочное время в нашем классе проводились разные воспитательные мероприятия: часы общения «Ты живёшь среди людей», «В гостях у дедушки Этикета», «Поделись своей добротой» и т.д.; изготовлялись подарки на праздники: «Открытка Учителю», «Цветок для мамы на 8 Марта», «Папе с 23 февраля»; делались выставки рисунков и поделок на разные темы.
В течение 2021-22 учебного года обучающиеся нашего класса с удовольствием участвовали во всех общешкольных мероприятиях, праздниках и конкурсах. Таких как: праздник «Посвящение в пешеходы», «Осенний переполох», онлайн- конкурс стихов по ПДД, конкурс рисунков «Подарок маме», Новогодний праздник, «Проводы Масленицы», конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем улицу».
С целью исключения конфликтных ситуаций в нашем классе были установлены правила общения: 1.Запрещено говорить не уважительно о родственниках своих одноклассников. 2. Запрещено обзываться, дразниться, надсмехаться над другими учениками. 3. Запрещено драться, толкаться, кричать.
Слайд 7
В нашем классе есть любимая традиция учеников водить «Каравай» и поздравлять наших именинников. Сначала каждый ученик говорит пожелания имениннику, а потом все вместе мы водим «Каравай» три раза. Эта игра способствует сплочению коллектива и помогает забыть прошлые обиды.
Также, во внеурочное время я предлагаю обучающимся выполнять разные задания, направленные на развитие образного мышления, мелкой моторики, внимания, восприятия, смекалки, выдержки и взаимовыручки. Например: «На что похоже?», «Кто лишний?», «Кто больше назовёт»; физ.минутки «Буратино», «Полёт в космос», покажи стихи руками «Мы делили апельсин», «Хома-Хомячок», «Как живёшь?», «Графический диктант», «Дорисуй», «Обведи и вырежи».
Слайд 8
Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»
Слайд 9
Игра на выдержку «Море волнуется раз…» и т.д.
При необходимости я привлекаю к решению проблем в поведении учеников класса родителей. Тактично объясняю причину моего замечания и прошу помочь беседой дома. Как правило, родители не отказываются и помогают успокоить ребёнка.
В результате проделанной работы, в нашем классе создана спокойная психологическая обстановка. Обучающиеся привыкли к распорядку дня, усвоили правила поведения на занятиях по внеурочной деятельности. Большинство учеников ходят в школу с удовольствием, задания выполняют с интересом. Из всего сказанного можно сделать вывод, что адаптация обучающихся к условиям жизнедеятельности в коллективе класса прошла успешно.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассника к обучению в школе. Цель адаптационного периода
Для обучающихся: помочь первокласснику принять позицию школьника; помочь осознать появление нового для них коллектива – класса; научить навыкам учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно себя чувствуют и ученики, и педагоги . Для родителей: создать атмосферу сотрудничества; снять напряжение, вызванное началом обучения ребёнка в школе; договориться о способах взаимодействия педагога с родителями в течение года. Задачи адаптационного периода
Общеизвестно, что адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении, привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В свою очередь, адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. От благополучности протекания периода адаптации зависит не только успешность овладения обучающимися учебной деятельностью, но и комфортность их пребывания в школе . Понятие адаптации
Основными составляющими адаптационного периода являются: физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация . Ф изиологическая адаптация проходит в несколько этапов: 1) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма. 2) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия. 3) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением. Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований. С оставляющие адаптационного периода
получение первоначальных сведений об обучающихся и их семьях из анкет родителей; организация работы группы продлённого дня для выполнения домашних заданий, проведения внеурочных занятий, часов общения и т.д.; осуществление дежурства по классу и столовой для развития навыков самообслуживания; участие в классных и общешкольных мероприятиях с целью приобщения первоклассников к традициям школы и выработки коллективизма; воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, настольные, развивающие, спортивные игры и т.д.); установления правил общения и поведения с целью исключения конфликтных ситуаций; выставки детского творчества, поздравления именинников; создание ситуации успеха во внеурочное время и т.д.; взаимодействие с родителями. Формы индивидуальной работы для успешной адаптации с обучающимися
«Каравай»
Игра «Съедобное-несъедобное»
Игра: «Море волнуется раз…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.
Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения....
Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....
Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива
Опишем некоторые приемы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками....
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Выступление по самообразованию по воспитательной работеТема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...