Выступление на практическом семинаре по теме: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса». МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска. Октябрь 2022г.
методическая разработка (1 класс)

Терещенко Светлана Сергеевна

Данное выступлении посвящено итогам работы воспитателя 1 класса по теме самообразования за 2021-22 уч.год. В ходе выступления рассматриваются: значимость выбранной темы, понятие адаптации первоклассников и её составляющие, разные формы индивидуальной работы воспитателя в первый год обучения школьников. Также, в  выступлении представлен практический опыт использования этих форм ндивидуальной работы для успешной адаптации всех обучающихся 1 класса к концу учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Выступление на практическом семинаре

Для учителей начальных классов, воспитателей

                                                                МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска

                                                                  По самообразованию воспитателя 1 класса

                                                      По итогам работы за 2021-22 уч.год

                                                                   Подготовила: воспитатель 1А (доп.) класса

                                                Терещенко Светлана Сергеевна

Тема: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса»

Дата проведения: 31.10.2022г.

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы по теме самообразования: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса».

Эту тему я выбрала не случайно, т.к. адаптация к школьной жизни – серьёзное испытание для большинства первоклассников. В начале систематического школьного обучения дети переживают стрессовую ситуацию, при которой повышается психоэмоциональная нагрузка и резко меняется привычный стереотип их поведения. Обучающиеся должны привыкнуть к коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям. Воспитатель должен помогать первоклассникам, с помощью разных форм индивидуальной работы, адаптироваться к роли ученика без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения и понижения самооценки.

2 слайд

По этим причинам я поставила целью своей работы: создать психолого -

педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации к обучению в школе первоклассников нашего класса.

3 слайд

Чтобы достичь этой цели, я поставила основные задачи адаптационного периода:

Для обучающихся:

  • помочь первокласснику принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового для них коллектива – класса;
  • научить  навыкам учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками;
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно себя чувствуют и ученики, и педагоги.

Для родителей:

  • создать атмосферу сотрудничества;
  • снять напряжение, вызванное началом обучения ребёнка в школе;
  • договориться о способах взаимодействия педагога с родителями в течение года.

4 слайд

Общеизвестно, что адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении, привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. 

В свою очередь, адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. От благополучности протекания периода адаптации зависит не только успешность овладения обучающимися учебной деятельностью, но и комфортность их пребывания в школе.

5 слайд

Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

1) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.

2) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.

3) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.  

Для успешной воспитательной работы, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и их семей. 

6 слайд

 В период адаптации первоклассников к школе я применяла такие формы индивидуальной работы с обучающимися, как:

  • получение первоначальных сведений об обучающихся и их семьях из анкет родителей;
  • организация работы группы продлённого дня для выполнения домашних заданий, проведения внеурочных занятий, часов общения и т.д.;
  • осуществление дежурства по классу и столовой для развития навыков самообслуживания;
  • участие в классных и общешкольных мероприятиях с целью приобщения первоклассников к традициям школы и выработки коллективизма;
  • воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, настольные, развивающие, спортивные игры и т.д.);
  • установления правил общения и поведения с целью исключения конфликтных ситуаций;
  • выставки детского творчества,
  • поздравления именинников;
  • создание ситуации успеха во внеурочное время и т.д.;
  • взаимодействие с родителями.

Так, изучение анкет родителей позволило мне узнать особенности поведения и общения каждого ребёнка. В первые 2-3 недели обучающиеся знакомились друг с другом. Для лучшего знакомства детей были проведены сюжетные игры: «Расскажи о себе», «Давайте познакомимся».

В группе продлённого дня обучающиеся занимались в кружках «Знайка», «Развивайка», «Мукосолька», «Экология», «Ритмика», «ПДД», ходили на занятия к психологу и логопеду, выполняли домашние задания.

В классе был составлен график дежурства с учётом способностей детей так, что более слабые были в паре с сильными учениками для взаимопомощи.

Во внеурочное время в нашем классе проводились разные воспитательные мероприятия: часы общения «Ты живёшь среди людей», «В гостях у дедушки Этикета», «Поделись своей добротой» и т.д.; изготовлялись подарки на праздники: «Открытка Учителю», «Цветок для мамы на 8 Марта», «Папе с 23 февраля»; делались выставки рисунков и поделок на разные темы.

В течение 2021-22 учебного года обучающиеся нашего класса с удовольствием участвовали во всех общешкольных мероприятиях, праздниках и конкурсах. Таких как: праздник «Посвящение в пешеходы», «Осенний переполох», онлайн- конкурс стихов по ПДД, конкурс рисунков «Подарок маме», Новогодний праздник, «Проводы Масленицы»,  конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем улицу».

С целью исключения конфликтных ситуаций в нашем классе были установлены правила общения: 1.Запрещено говорить не уважительно о родственниках своих одноклассников. 2. Запрещено обзываться, дразниться, надсмехаться над другими учениками. 3. Запрещено драться, толкаться, кричать.

      Слайд 7

В нашем классе есть любимая традиция учеников  водить «Каравай» и поздравлять наших именинников. Сначала каждый ученик говорит пожелания имениннику, а потом все вместе мы водим «Каравай» три раза. Эта игра способствует сплочению коллектива и помогает забыть прошлые обиды.

Также, во внеурочное время я предлагаю обучающимся выполнять разные задания, направленные на развитие образного мышления, мелкой моторики, внимания, восприятия, смекалки, выдержки и взаимовыручки. Например: «На что похоже?», «Кто лишний?», «Кто больше назовёт»; физ.минутки «Буратино», «Полёт в космос», покажи стихи руками «Мы делили апельсин», «Хома-Хомячок», «Как живёшь?», «Графический диктант», «Дорисуй», «Обведи и вырежи».

      Слайд 8

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

       Слайд 9

Игра на выдержку «Море волнуется раз…» и т.д.

При необходимости я привлекаю к решению проблем в поведении учеников класса родителей. Тактично объясняю причину моего замечания и прошу помочь беседой дома. Как правило, родители не отказываются и помогают успокоить ребёнка.

В результате проделанной работы, в нашем классе создана спокойная психологическая обстановка. Обучающиеся привыкли к распорядку дня, усвоили правила поведения на занятиях по внеурочной деятельности. Большинство учеников ходят в школу с удовольствием, задания выполняют с интересом. Из всего сказанного можно сделать вывод, что адаптация обучающихся к условиям жизнедеятельности в коллективе класса прошла успешно.

      Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель 1А (доп.) класса Терещенко С.С. Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе

Слайд 2

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассника к обучению в школе. Цель адаптационного периода

Слайд 3

Для обучающихся: помочь первокласснику принять позицию школьника; помочь осознать появление нового для них коллектива – класса; научить навыкам учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно себя чувствуют и ученики, и педагоги . Для родителей: создать атмосферу сотрудничества; снять напряжение, вызванное началом обучения ребёнка в школе; договориться о способах взаимодействия педагога с родителями в течение года. Задачи адаптационного периода

Слайд 4

Общеизвестно, что адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении, привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В свою очередь, адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. От благополучности протекания периода адаптации зависит не только успешность овладения обучающимися учебной деятельностью, но и комфортность их пребывания в школе . Понятие адаптации

Слайд 5

Основными составляющими адаптационного периода являются: физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация . Ф изиологическая адаптация проходит в несколько этапов: 1) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма. 2) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия. 3) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением. Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований. С оставляющие адаптационного периода

Слайд 6

получение первоначальных сведений об обучающихся и их семьях из анкет родителей; организация работы группы продлённого дня для выполнения домашних заданий, проведения внеурочных занятий, часов общения и т.д.; осуществление дежурства по классу и столовой для развития навыков самообслуживания; участие в классных и общешкольных мероприятиях с целью приобщения первоклассников к традициям школы и выработки коллективизма; воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, настольные, развивающие, спортивные игры и т.д.); установления правил общения и поведения с целью исключения конфликтных ситуаций; выставки детского творчества, поздравления именинников; создание ситуации успеха во внеурочное время и т.д.; взаимодействие с родителями. Формы индивидуальной работы для успешной адаптации с обучающимися

Слайд 7

«Каравай»

Слайд 8

Игра «Съедобное-несъедобное»

Слайд 9

Игра: «Море волнуется раз…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.

Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива

Опишем некоторые приемы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками....

Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Выступление по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Выступление на  районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...