Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
материал

Афанасьева Анита Михайловна

 Выступление на  районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Афанасьева Анита Михайловна. Я являюсь учителем –наставником. Мы, вместе с молодым коллегой, представляем вашему вниманию выступление по теме:

«Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Слайд 1-2

Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Ему необходимо получить поддержку опытного наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего педагога.

 В сентябре 2021 года, в нашу школу пришел молодой педагог – учитель начальных классов Аникеева  Анастасия Алексеевна. Ее наставником я являюсь полтора года.

Слайд 3

Цель  и основные задачи работы с молодыми педагогами

Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; сокращение срока адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности; обеспечение самостоятельного и качественного выполнения обязанностей.

  Задачи:

-помочь начинающему педагогу в личностной и социально – педагогической адаптации;

-оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми;

-оказать методическую помощь начинающему педагогу;

-способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога;

-сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Слайд 4

Я придерживаюсь таких принципов наставничества:

Добровольность;

Гуманность;

Соблюдение прав молодого специалиста;

Конфиденциальность ;

Ответственность;

Искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

Взаимопонимание ;

Способность видеть личность.

Слайд 5

Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

  • 1-й этап - адаптационный. (1-й год работы)

  Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

  • 2 этап -основной (проектировочный) (2  год).

  Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.

Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

  •   3 этап -контрольно-оценочный  (3-й год)

 Складывается система работы, имеются собственные разработки.  Учитель внедряет в свою работу новые технологии.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом ( ИОМ);
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству (к концу 3 года)

  При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Индивидуальный план работы включил в себя следующие вопросы:  (слайд ИОМ 6)

  • помощь в адаптации к новым условиям трудовой деятельности;
  • проведение  диагностики (анкетирований, тестирований)  потенциальных возможностей педагогов;
  • знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
  • установление взаимоотношений с коллективом;
  • помощь в разработке рабочих программ по предмету, составление календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы;
  • проведение   инструктажа о ведении журналов (контроль ведения журналов), проверке дневников и тетрадей  учащихся; контроль тематического планирования;
  • посещение уроков с целью оказания методической помощи;
  • помощь в составлении технологической карты уроков и их структуры; подбор методической литературы, наглядных пособий; контроле оценки знаний учащихся; самоанализе урока, внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
  • обсуждение планов проведения  внеклассных мероприятий;          
  • изучение опыта коллег своего учреждения;
  • осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
  • помощь в работе с родителями;
  • осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки);
  • формирование собственной системы работы

Была проведена диагностика:

- анкетирование для молодых специалистов на разных этапах первого года работы:  (вводное- затруднения в профессиональной деятельности, промежуточное – уровень проф.подготовки, итоговое – по  определению степени эмоциональной комфортности

-  диагностическая карта изучения трудностей молодого педагога

- анкета по определению знаний и навыков, которыми уже  обладает молодой педагог и на каких зонах роста необходимо сфокусироваться в работе с наставником

- анкета для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов ( степень комфортности в коллективе)  в конце 1 года работы

    В ходе анкетирования, бесед, посещения уроков и мероприятий выяснили уровень теоретической подготовки, а также в каких вопросах педагог испытывает трудности.

   Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, самоорганизован, владеет современными средствами ИКТ, доброжелателен. Но, вместе с тем, имеет недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, в разработке программной документации по ФГОС, методике преподавания. Имея огромный запас теоретических знаний, молодой учитель зачастую затрудняется применять их на практике.

  Анастасие Алексеевне, как и любому другому молодому специалисту,  необходимы были своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке, изучение и  работа с технологической картой урока.

В решении этих затруднений помогает приём самоанализа урока «Колесо урока»    Слайд 7

Инструкция. Самоанализ «Колесо урока» проводится после окончания урока. Чтобы отследить затруднения и динамику в работе педагога, этот метод рефлексии необходимо использовать на серии уроков в течение четверти.

Сектора - это этапы урока или виды деятельности, которые использует учитель на уроке (они могут варьироваться). Каждый сектор закрашивается максимально, если в реализации этого вида деятельности учитель              достиг целей на уроке (10 баллов).

C:\Users\Apple\Desktop\Безымянный.png

Слайд 8  Образец заполнения «Колесо урока»

Можно вписать комментарий в сектор, как подсказку для дальнейшей работы или пояснение к результату. После такого самоанализа нескольких уроков учитель увидит динамику своей работы.


  Что касается информационной культуры, то она достаточно высока у Анастасии Алексеевны,  и это помогло ей использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии в ходе проведения уроков и внеурочных занятий. Можно сказать, что в данной теме у нас присутствует Реверсивное наставничество, т.е Анастасия Алексеевна уже учит меня некоторым возможностям работы с компьютером.

  Особую роль в становлении начинающего педагога играет его участие в методических мероприятиях школы, района, области. А это один из способов повышения методической компетентности учителя.

А теперь я хочу передать слово моей наставляемой  Анастасие Алексеевне

Слайд 9-14 (выступление Аникеевой А.А)

Слайд 15

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...

Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше ...

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...

Наставничество - одна из форм успешной адаптации молодых педагогов

В материале представлены цель наставничества, формы и методы работы....