Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»
статья

Савельева Светлана Сергеевна

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция учителей

Тарбагатайского района 2019 год

МБОУ «Селенгинская СОШ»

 Савельева Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

 «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги. От души приветствую вас на ежегодной районной педагогической конференции. Примите самые искренние пожелания: здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, житейской мудрости и оптимизма.

(Притча) Когда родился первый учитель на земле к его колыбели спустились 3 ангела.

И сказал первый ангел: «Ты будешь вечно молод, потому, что рядом с тобой всегда будут дети»

Второй ангел промолвил: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям»

Третий ангел пророчил: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Известно, что самыми сложными являются первые годы работы, так как именно они в огромной степени влияют на профессиональное развитие личности. Именно этот период психологи считают своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде и также в первые годы работы происходит профессиональная адаптация личности.

«Профессиональную адаптацию специалистов» психологи определяют, как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.         

Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

(слайд 2) Профессиональная адаптация молодого педагога - это непрерывно продолжающийся, постоянный идущий имеющий свою динамику и особенности процесс. Ее успешность зависит от многих обстоятельств. Ведущую роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, к своим служебным обязанностям.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования.

В 2015 году после окончания БРПК, я начала свою профессиональную деятельность в Селенгинской школе учителем начальных классов. И здесь начались трудовые будни: составление программ, воспитательный план, журнал…

(слайд 3) Я, как молодой специалист столкнулась с некоторыми проблемами:

- оформление документации;

- отсутствие педагогического опыта;

- недостаточное владение методами и приемами обучения;

- налаживание отношений с педагогическим коллективом;

- выстраивание добродушных отношений с учащимися и их родителями;

- ведение классного руководства;

- ежедневная подготовка к урокам;

- учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего учителя);

- отсутствие жилья;

- невысокая зарплата.

Моя профессиональная адаптация характеризовалась высоким эмоциональным напряжением. В период адаптации у меня были ошибки, я испытывала многочисленные неудачи. Особые волнения доставляли первые уроки, встреча с родителями. Впечатления от них остались в памяти на всю жизнь.

Важно отметить, что педагогическая деятельность молодого педагога насыщена напряженными ситуациями и различными факторами, которые требуют повышенного эмоционального реагирования.

Но профессиональный долг обязал меня принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

Профессиональный опыт, который я получила в первый год работы, помог укрепить мне веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого на мой взгляд, нет полноценного освоения профессии.

(слайд 4) Ведь профессия педагога - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

(Далее фото с 5 по 29 слайд по очереди)

С первых дней работы меня познакомили с педагогическим коллективом, разъяснили права и обязанности, определили рабочее место, ознакомили с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, поставили в позицию равноправного члена коллектива.

Решить проблему адаптации помогла мне созданная в школе система наставничества. Наставник - это: профессионал, навигатор, эталон, консультант. Именно наставник помог мне определить трудности, проблемы, наметить совместную программу работы.

Моим наставником является - Емельянова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, стаж которого свыше 30 лет. Она посещает и анализирует мои уроки, оказывает грамотную методическую помощь в подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий. В любой ситуации подскажет и поддержит.

Наставник совместно с завучем оказали помощь в составлении календарно - тематического планирования по предмету, правильно сориентировали в потоке методической информации, рассказали о структуре современного урока и его конструировании, познакомили с порядком проверки тетрадей с критериями оценивания, помогли при проведении внеклассной воспитательной работы и так далее.

Благоприятное вступление и успешные контакты с детьми определили дальнейшее профессиональное благополучие.

И какое наслаждение я испытала, когда появились первые победы!

– участница «Республиканской олимпиада по русскому языку»,

- призер II межшкольной олимпиады «Формула успеха» по предмету окружающий мир.

- ребята получили значки отличия всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

золотым знаком 1 чел.

серебряный 3 ученика

бронзовый 2 ученицы

Сейчас я являюсь классным руководителем 2 класса. Мы с ребятами с первого класса принимаем участие в Районном конкурсе Дети. Техника. Творчество и занимаем призовые места. Принимали участие в межшкольном литературном фестиваль к 250 летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. 

За время работы в школе мною выданы 4 открытых урока, одно совместное мероприятие с Емельяновой О.В. на тему «Берегите близких» на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. 5 открытых мероприятий для школьных педагогов.

Моему профессиональному росту также способствовали:

- курсы повышения квалификации, самообразование

-участие в работе Республиканского семинара «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» в г. Улан-Удэ и «Республиканского методического семинара молодых учителей общеобразовательных организаций Республики Бурятия «Возможности учебных занятий в становлении молодого учителя» г. Гусиноозерск.

Закончить свое выступление мне хочется пожеланиями для молодых педагогов:

Будьте активными, поощряйте себя за успехи, будьте готовы к сотрудничеству. Пусть на ваших уроках рождаются истины, совершаются открытия, покоряются вершины. Столкнувшись с трудностями, не сдавайтесь!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...

Перспективы использования цифровых образовательных платформ InternetUrok.ru и Учи.ру как фактор профессионального развития молодого специалиста при подготовке конспектов и проведении уроков в начальной школе

В статье рассматриваются особенности профессионального развития педагога с помощью использования современных цифровых образовательных платформ. Освещаются ключевые особенности организации учебного про...

Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Выступление на  районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...

Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого педагога.

В течение последних лет одной из острых проблем образовательной системы России стало отсутствие связи между поколениями преподавателей. Особенно это сказывается на тех, кто только начинает свою карьер...

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...