ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Тажбулатова Роза Азатовна

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросообразной среде.

Учитель только тогда сможет создать благоприятные условия для развития по­ложительных качеств каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.

Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, кото­рый связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отно­шением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

Личность педагога рассматривается как важное условие, определяющее ус­пешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профес­сионализма.

Младшие школьники относят учителя в круг высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребенка, воплощая общечелове­ческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

Следует отметить, что наряду с процессом передачи детям знаний всегда происходит передача личностного плана педагога, причем не только положительного, но и негативного характера. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементар­ные основы учителя, а проявления его естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры, на уровне высокой духовности - более высокий и продуктивный уровень развития его профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тажбулатова Р.А.,

учитель начальных классов

МОУ «Междуреченская СОШ»

2009г.


Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь ной школе - это условия развития личности в культуросообразной среде.

Учитель только тогда сможет создать благоприятные условия для развития по ложительных качеств каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.

Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, кото рый связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отно шением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

Личность педагога рассматривается как важное условие, определяющее ус пешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профес сионализма.

Младшие школьники относят учителя в круг высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребенка, воплощая общечелове ческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

Следует отметить, что наряду с процессом передачи детям знаний всегда происходит передача личностного плана педагога, причем не только положительного, но и негативного характера. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементар ные основы учителя, а проявления его естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры, на уровне высокой духовности - более высокий и продуктивный уровень развития его профессиональной деятельности.

Большинство сегодняшних педагогов имеют множество проблем личностного плана, что делает их не только незащищенными и уязвимыми в повседневной жиз ни, но и не позволяет эффективно решать профессиональные задачи.

Основой личностно-профессионального развития учителя начальных классов являются педагогические ценности. Они выступают в качестве ориентиров, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества в качестве цели, идеала.

Личность самостоятельно определят для себя ранг ценностей, т.к. всякая цен ность характеризуется двумя свойствами - функциональным значением и личност ным смыслом, т.е. отношением к потребностям человека. По мере изменения по требностей общества, школы, личности переосмысливаются и педагогические цен ности.

Возникает вопрос: какие же ценности являются приоритетными для совре менного начального образования?

Происходящие в современном обществе преобразования ориентированы на глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой лич ности в качестве важнейшей общественной ценности. Основой современной стра тегии образования является его гуманизация, суть которой заключается в призна нии абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Поэтому образование и вос питание состоят не столько в передаче знаний, сколько в развитии внутренних свойств личности с ориентацией на индивидуальность ученика. В обучении центр тяжести постепенно переносится с субъект-объектных отношений между учителем и учеником на субъект-субъектные, в которых учитель и ученик признаются равно правными участниками образовательного процесса, ведут совместный поиск цен ности и смысла в изучаемой проблеме. Следовательно, высшей ценностью воспи тания является личность ребенка.

Однако чтобы эта ценность вошла в сознание педагога, в систему его лично стных ориентиров, необходимо раскрепощение самого педагога, смена его образа мыслей и поступков. А это связано с проявлением нового мышления, которое нель зя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения новых экспериментальных программ и самых со временных технических средств.

С опорой на исследования К. Роджерса можно полагать, что работа в данном направлении должна основываться на перестройке определенных личностных ус тановок учителя начальных классов, реализующихся в процессе его межличностно го взаимодействия с обучающимися. Роджерс выделяет три основные установки.(Слайд 3)

Первая из них, называемая подлинностью, предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность транслировать их в межличностном общении с учениками. Иными словами, в отношениях с учениками учитель может выступать реальным, «живым» человеком, он может испытывать скуку, интерес с учениками, может сердиться на них, симпатизировать им. Однако, делясь своими чувствами, он не должен приписывать их детям и воплощать в суж дения оценочного плана. Например, учитель рассердился на ученика и говорит: «Ты глупый и бездарный ребенок!». В этом случае педагог не делится своими чув ствами, а дает оценку, вызывающую у ребенка обиду, гнев или страх.

Вторая установка, описываемая терминами «одобрение», «принятие», пред ставляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого обучающегося. Суть ее - одобрение ученика как небезупречного человека, которому свойственны различные чувства, различные черты.

Третья установка - «эмпатическое понимание». Она выражается в видении учителем внутреннего мира и поведения каждого обучающегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.

Необходимым условием личностно-профессионального становления учителя начальных классов является свобода. Ее внешним проявлением для педагога является возможность выбора педагогической концепции, которая лежит в основе его профессиональной деятельности педагогического кредо, стиля педагогической деятельности.

Как правило, в педколлективах взаимодействуют педагоги разного уровня профессиональной подготовки. В нашей школе МО в 2008-2009 году было  4 учителя начальных классов: 3 опытных специалиста и  молодой учитель.

В 2009—2010 г.г. произошли изменения: 1 опытный наставник и 3 молодых учителя. Поэтому одной из целей нашего МО является формирование у молодых педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА 2008- 2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цели и задачи:

Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи:

  1. изучение технологии современного урока и связанных с этим проблем;
  2. повышение методической грамотности молодых специалистов;
  3. приобретение навыков диагностики получаемых результатов в соответ ствии с намеченной целью;
  4. анализ затруднений, вычисление и постановка проблемы, поиск путей ее преодоления;
  5. выработка практических навыков ведения урока через тренировочные занятия;
  6. развитие творческого потенциала молодых педагогов и формирование навыков научно-исследовательской работы;
  7. формирование потребностей в профессиональном самовоспитании и самовыражении,  новаторстве. (Слайд 4)

Тема «Знания и умения учителя - залог творческого успеха учащегося»

Заседание 1 (август-сентябрь)      (слайд 5)

1.   Принятие программы МО учителей начальных классов  в работе с молодыми педагогами.

  1. Знакомство с локальными актами:
  1. положением о проверке дневников;
  2. положением о проверке тетрадей;
  3. положением о заполнении классного журнала;
  4. положением о дежурном классе и дежурном учителе.

3.          Анкетирование (микроисследования);

  1. «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации»;
  2. «Причины, побудившие учителей к повышению квалификации».

Практический выход: методические рекомендации по организации педагоги- сотрудничества в учебно-познавательной деятельности.

Заседание 2 (октябрь)      (Слайд 6)

1.   Помощь в составлении плана воспитательной работы, планирование трудных тем, программ и тем сопутствующего повторения.

2.   Интеллектуальная игра-конкурс «Карусель» (творческая мастерская). Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:

  1. требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке;
  2. описание различных типов и форм уроков.

3.   Практикум «Самоанализ урока».

4.   Уроки и внеклассные мероприятия учителей муниципального образова тельного учреждения «Междуреченская СОШ». (Леончик В.А., Дюба М.М., Радочина Г.В., Тажбулатова Р.А.)

Практический выход: творческая мастерская на базе Междуреченской СОШ.

Заседание 3 (ноябрь)       (Слайд 7)

1.  Доклад «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности уча щихся». Открытый урок членов творческой группы.

2.  Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:

  1. описание способов организации работы учащихся с учебником и учеб ными текстами;
  2. описание различных видов лекций (проблемная, «лекция-провокация» и т.д.).

3.             Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока).

Практический выход: открытый урок учителя школы Радочиной Г.В.

Тема «Самостоятельный творческий поиск»     (Слайд 8)

Заседание 1

«Проблемы. Поиск, Перспективы. «Перспективная начальная школа». Творческая мастерская «Развитие устной и письменной речи учащихся I ступени».

Практический выход: семинар-практикум на базе школы.

Заседание 2

«Развитие творческих способностей учащихся в ГПД. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в режиме ГПД».

Практический выход: открытые занятия и мероприятия по самоподготовке учащихся. (Тажбулатова Р.А.)

Тема «Выбор индивидуальной линии»    (Слайд 9)

Занятие 1

Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы. Практический выход: творческая мастерская учителя начальных классов. (Дюба М.М.)

Занятие 2

Использование приемов современных педагогических технологий с позиции здоровьесбережения как основа реализации программы «Качество образования». Практический выход: семинар-практикум, методические рекомендации.

Занятие 3

Технология реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач на уроке.

Практический выход: открытый урок.

Тема: «Интеграция обучения, воспитания, развития в единый педагогический процесс. Личностно ориентированное образование»   (Слайд 10)

Занятие 1

Создание благоприятного нравственно-психологического климата на уроке, основанного на гуманистическом отношении педагога и обучающегося друг к другу, Педагогическое общение.

Практический выход: семинар-практикум.

Занятие 2

Развитие интереса на уроках информатики у учащихся начальных классов.

Практический выход: методические рекомендации.(Тажбулатова Р.А.)

Занятие 3

Деятельностный метод  обучения

Практический выход:  педагогический совет «Современные технологии обучения», открытый урок.(Радочина Г.В.)

Занятие 4

Обучение технологии реализации образовательных, воспитательных и разви вающих задач современного нетрадиционного урока учителей начальных классов.

Практический выход: открытые уроки, методические рекомендации (Леончик В.А.)

Таким образом , исходя из всего вышесказанного можно вывести  следующую модель  становления молодого педагога. (Слайд 11)

Модель становления молодого педагога

Анализ затруднений

Вычисление и постановка проблемы

Обмен опытом с другими членами МО через конференции и семинары

Педагогическая деятельность, создание собственного опыта

Теоретические занятия

Тренировочные практические занятия

Помощь в организации самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию...

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов на первую квалификационную категорию.

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника представляет собой демонстрацию системы или отдельных компонентов педагогической деятельности, ...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...