конспект урока русского языка "Имя прилагательное"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Саламаха Елена Николаевна

Знакомство с существенными признаками имени прилагательного, как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.rar242.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока во 2 В классе 2013 год.

Тема: «имя прилагательное».

Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного, как части речи.

Задачи:

образовательные: познакомиться с новой частью речи, узнать, что обозначает и на какие вопросы отвечает имя прилагательное;

развивающие: развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, любовь к русскому языку.

Ход урока

I Мотивация и актуализация знаний.

Приветствие учеников.

На доске пословица «Верный друг познаётся в деле»

- как понимаете смысл данной пословицы? (Познаётся – становиться известным, познанным. Только на деле становится известно кто из друзей верный).

- Сегодня мы с вами будем работать вместе, помогать друг другу.

- Посмотрите на пословицу и выберите слова из пословицы, которые относятся к данной части речи (в руках картинка существительного). Почему, докажите. (Друг – предмет, отвечает на вопрос Кто?, дело – предмет. Отвечает на вопрос - Что?)

- какие относятся к данной части речи? (В руках картинка ГЛАГОЛ). Почему, докажите. (Познаётся, отвечает на вопрос Что делает? И обозначает, действие предмета).

- какое слово осталось? (Верный)

- что можете рассказать об этом слове?

_ какие цели поставим перед собой на уроке?

  1. Узнать на какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. Как называется эта часть речи.

II Открытие нового знания.

- на протяжении многих уроков мы с вами говорили про страну Частей речи, в которой живёт мудрец Существительное, который называет все предметы. Дядюшка Глагол, который постоянно что-то делает и дочь мудреца – художница.

- Что делает художница? (описывает и украшает предметы, которые называет её отец Существительное).

- а сейчас и мы попробуем побыть художниками.

- посмотрите на доску и скажите, что изображено у меня на картинках? (яблоко, дуб, кошка)

- что обозначают эти слова? (предметы)

- к какой части речи они относятся? (существительное)

- Прочитайте слова, которые записаны у меня на доске. (Красное, зелёный, рыжая).

- как вы думаете, с каким предметом дружит слово красное? (яблоко)

- задайте вопрос от предмета? (Яблоко (Какое?) красное)

- с каким предметом дружит слово зелёный? (Дуб)

- задайте вопрос от предмета? (Дуб (какой?) зелёный)

- с каким предметом дружит слово рыжая? (кошка)

- задайте вопрос от предмета? (Кошка (какая?) рыжая)

- Давайте ещё раз спросим, зададим вопрос! Хором!

- что сделали эти слова с нашими предметами? (украсили их)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Молодцы, а теперь поработаем в парах. У вас на столе лежат ещё по 3 карточки. Я буду показывать предмет, вы будете искать слово, которое дружит с этим предметом. (Показываю по очереди предметы, дети ищут слово на карточках и прикрепляют на доску)

- почему подошло? Докажите!

- ребята. Посмотрите. А на какой вопрос будет отвечать предмет, если я добавлю ещё одну кошку? (какие?)

- что узнали о словах? Обобщите! (Что делают эти слова? Описывают. Отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие)

- а сейчас давайте откроем с 99 в учебнике и прочитаем слова Ивана Ивановича Самоварова, что ещё он нам рассказал про эти слова?

- как называются эти слова? (прилагательные)

- что обозначают эти слова? (признак предмета)

- давайте сделаем вывод! (по алгоритму)

На какие вопросы отвечают? Какой? Какая? Какое? Какие?

Что обозначают? Признак предмета.

Как называется эта часть речи? Прилагательное.

- так со словами какой части речи будем сегодня работать? (прилагательные)

- как называются все эти слова, записанные под предметами.

- а теперь вернёмся к пословице. В каком слове мы не смогли определить часть речи? (Верный)

- кто может рассказать всё, что знает об этом слове, можно пользоваться алгоритмом. (Верный – отвечает на вопрос, какой? обозначает признак предмета, значит это прилагательное).

ФИЗМИНУТКА

III Первичное закрепление во внешней речи

- а сейчас потренируемся находить новую часть речи в тексте. Р.Т. с 43 упражнение 171.

Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (найти прилагательные в предложении)

- поработаем вместе. Найдите прилагательные. Докажите, если затрудняетесь, воспользуйтесь алгоритмом.

Зубки (какие?) острые.

Рыльце (какое?) тонкое.

- остальные найдите самостоятельно. (Хвостик (какой?) пушистый. Шубка (какая?) тёпленькая)

- покажите пальчиками, сколько нашли прилагательных?

- назовите их.

- Составьте свои предложения с любым из этих слов.

- самое красивое запишем.

На поляне росла пушистая ёлочка.

Какие орфограммы услышали? ( на – предлог пишется отдельно, поляне – проверим поле, пушистая – ши пишу с и, ёлочка – ЧК пишу без ь)

- росла – по слогам продиктовать.

- Запишите это предложение, подчеркните орфограммы. Укажите Ч.Р.

- проверяем! (показываю картинки) Какие слова относятся к существительному – поляна, ёлочка.

К глаголу – росла.

- какие слова относятся к прилагательному? (Пушистая)

- Докажите! (Пушистая – украсила нашу речь. Отвечает на вопрос - какая? Обозначает признак предмета).

Вывод: расскажите об имени прилагательном! По алгоритму.

IV Закрепление.

- посмотрите на доску, что изображено, какое время года?

- посмотрите внимательно на картину и назовите слова предметы. - Какой частью речи являются эти слова? (Существительные)

- давайте запишем эти слова в тетрадь в столбик.

Небо

Ручей

Берёза

- подберите к каждому слову по 2 слова прилагательных. (Работают самостоятельно)

- Прочитайте слова, задавая вопрос от существительного.

- Молодцы! А домашнее задание будет с любым из этих слов составить 2 предложения.

V Рефлексия

- сегодня вы все были молодцы, мне понравились, какие вы были учениками. Каждый старался быть настоящим учеником.

- у вас на партах лежат карточки со словом УЧЕНИК. А сейчас вы под этим словом запишите используя слова прилагательные, что можете сказать о себе, как об ученике. Какими вы были сегодня на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...