Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников
проект по теме

Чекомасова Дина Дмитриевна

Данным материалом могут воспользоваться воспитатели детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proekta.docx18.05 КБ
Файл nod.docx17.1 КБ
Файл nod_no2.docx400.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                                                                 Подготовила Чекомасова Д.Д.

Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.



Предварительный просмотр:

                                             Подготовила Чекомасова Д.Д.

Конспект познавательного  НОД   для детей средней группы.
Тема: «Деревья и кустарники»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи:

  1. Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
  2. Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
  3. Учить схематично изображать дерево, куст.
  4. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
  5. Воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

«Деревья и кустарники».

Содержание НОД , методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1. Постановка проблемы.

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.

–Что случилось, Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. )

–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником.

Дети соглашаются помочь Буратино.

2. Чтение схем.

–Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Эта схема подходит дереву.

–А как вы догадались?

Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

–Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Эта схема подходит кустарнику.

–Почему?

Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

–Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

У деревьев и кустарников есть корни и листья.

–Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

У дерева один ствол, а у кустарника много.

–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

 

3. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники.

Дети выполняют движения за воспитателем.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Клен – это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Клен.

Дерево.

Потому, что у клена один ствол.

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

Под схему «дерево».

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается

Сирень – Это дерево или кустарник?

Почему?

Сирень.

Кустарник.

Потому что у сирени много тонких стволов.

У меня иголки

Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника)

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.



Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель 2-ой квалификационной                                                                                      

                                                                          категории Чекомасова Д.Д.

Зимняя прогулка с детьми средней группы по экологической тропе.

Цель прогулки: развивать интерес детей к живой природе, формировать элементарные обобщенные представления о деревьях и птицах, воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой, умение предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу.

Учить образовывать прилагательные из имен существительных.

В начале прогулки обратить внимание детей на красоту природы в любую погоду.

После этого предлагаю ребятам стать юными натуралистами. Натуралисты - это люди изучающие природу.

-Отправимся мы с вами на прогулку по экологической тропе и посмотрим деревья и кустарники, понаблюдаем за птицами, прилетающими на участок.

-Первая остановка у нас будет у рябины. Как назовем эту остановку?

-Рябиновая.

Так как эту рябину видно из окна нашей группы, мы много наблюдали за ней. Скажите, какие листья у рябины весной, а какие осенью?

-Какими цветами цветет рябина?

-Цветы у рябины белые, маленькие.

-Ягоды рябины очень любят снегири и свиристели.

-У рябины гладкий ствол серого цвета, на ветках видны кисти, на которых были ягоды.

-Пойдем дальше и остановимся у этого дерева.

-Узнали, какое это дерево?

-Береза.

-Как будет называться остановка?

-Березовая. |

Ребенок читает стихи про березу.

С. Есенин.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Береза - символ красоты русской природы. Белый цвет коры березы предохраняет ствол от солнечных ожогов, так как кора очень тонкая. Ствол у березы холодный даже в самый жаркий день, потому что белый цвет отражает солнечные лучи. Ветви у березы тонкие и направлены концами к земле.

-Давайте повесим на березке кормушку и угостим птиц. Будем

угощать семечками и хлебными крошками. Скажите, какие птицы прилетают на наш участок?

-Воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири.

Дети читают стихотворение:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался.

С нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает.

Воробьи не унывают.

Стайкой весело снуют,

Все, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут

Крошки весело клюют.

Тук-тук-тук тук-тую-тук.

- Назовем остановку "Воробьиной" и поиграем с вами в игру "Воробушки и кот".

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

После игры идем дальше. По пути видим воронье гнездо на березе. Поговорили о вороне:

1. Ворона - большая или маленькая?

2. Чем отличается от воробья?

3. Чем питается?

4. Из чего делает гнездо?

5. Как кричит?

Подходим к сирени. Остановка называется "Сиреневая'

1. Сирень - кустарник или дерево?

Сирень - это кустарник.

2. Чем отличается кустарник от дерева?

У дерева - один толстый ствол, а у кустарника - много тонких.

На сирени видны семена, расположенные попарно. Они имеют овальную форму. Почки у сирени - круглые. Сирень цветет весной. Цветы очень красивы и приятно пахнут. Из цветов сирени делают сиреневое масло, которое помогает при ожогах.

Идем дальше. Остановка - "Липовая". — Почему так назвали остановку?

-Потому что здесь растет липа.

-Как узнали, что это липа?

По стволу и веткам.

Ствол у липы темно-серый, почти черный, а ветки растут густо и не очень длинные. У липы маленькие круглые почки. Весной из них вырастут нежные листочки. Липовые цветы - лечебные и медоносные. Пчелы с этих цветов собирают липовый мед.

Подойдем теперь к лиственнице. Остановка называется -"Лиственничная". Посмотрите внимательно на ветки лиственницы: они такие, как будто на них много-много узелков. Семена находятся в маленьких шишках. У лиственницы весной появятся листики-иголки. Эти листики - мягкие и осенью опадают. Кора -шершавая, светло-коричневого цвета.

Полюбовались на лиственницу и пойдем дальше. Вдоль забора, на

спортивной площадке, растет много кустов. Они образуют живую

изгородь. |

-Ребята, раз мы на спортивной площадке, давайте поиграем в

игру "Мы погреемся немножко".

Игра: Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Ноги тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее,

Топ-топ, топ-топ.

Рукавицы мы наденем,

Не боимся мы метели.

Прыг-прыг, прыг-прыг.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

-Теперь пойдем к нашей "красавице".

Про это дерево загадать загадку:

Что за стройная девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

-Правильно, это ель, а остановка будет называться - "Еловая".

Ель - очень красивое и полезное дерево. Зимой и летом она зеленая. Особенно красива ель - зимой, когда все другие деревья голые. Мы часто приходим и любуемся ею. Она издает приятный хвойный запах. Ель также отчищает воздух от бактерий.

-Чем отличается ель от новогодней елки?

-Ель на участке - живая, а новогодняя елка-не живая.

-Подойдем к тополю. Остановка - "Тополиная".

У тополя - серо-зеленый ствол, ветки толстые, длинные. Корни тополя очень крепкие, потому что у тополя большая крона.

Тополь очищает воздух от городского дыма и пыли, дает очень много кислорода.

-Отправимся дальше к дубу. Остановка будет называться "Дубовая'

Ребенок читает стихотворение:

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зеленый,

Значит дуб выносливый,

Значит - закаленный.

У дуба очень крепкий ствол и ветки. Листья у дуба имеют очень красивую форму: края как кружевные. Плоды у дуба называются желуди. Их очень любят кабаны. Дуб живет больше ста лет. Древесина у дуба очень твердая. Из нее изготавливают долговечную, добротную мебель, паркет.

-Продолжим прогулку. Подойдем к шиповнику. Расскажите, что

вы знаете о шиповнике.

Это - колючий кустарник. У шиповника нежные розовые цветы, которые привлекают пчел. Листья поглощают пыль. А осенью можно собрать плоды шиповника, которые очень богаты витаминами.

Из плодов шиповника делают витаминные чаи и сиропы, которые полезны для здоровья. Плоды шиповника мы можем рассмотреть в группе после прогулки. |

-Скажите, бережем ли мы деревья и кустарники на территории

нашего сада? Всем ли им хорошо?

-Зимой укрываем снегом корни от мороза. Весной окапываем

деревья и кустарники, сажаем цветы.

-Можем ли мы назвать себя юными натуралистами?

-Да!

G:\фото зима\SAM_0424.JPG

G:\фото зима\SAM_0433.JPG



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

Доклад для МО.  В докладе освещается работа с родителями в ДОУ по формированию экологических знаний у детей....

Мастер-класс на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »

Цель: учить сочинять короткие сказки. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать м...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Русская берёза"

Проект (основные этапы работы) по экологическому воспитанию дошкольников "Русская берёза".Презентация с демонстрацией итогов проекта....

Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектной деятельности

Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектной деятельности...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома, как метод экологического воспитания дошкольников.»

Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной.        ...

Мастер - класс для воспитателей по опытно- экспериментальной деятельности, как элемент экологического воспитания дошкольников

1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальнойдеятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умениеделиться приобретенным опытом с другими людьми....