Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.
статья (1 класс) на тему

Одной из причин трудностей в обучении детей может являться низкий уровень развития речи. Анализ и диагностика развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rechevoy_deyatelnosti.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.

          Одной из причин трудностей детей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми может быть низкий уровень развития речи. Проблеме речи, онтогенезу, диагностике уделяли огромное внимание ведущие психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин. Такой интерес к проблеме развития речи можно объяснить той ролью, которую играет речь в психическом развитии. У взрослого человека речь неотделима от мысли. Значит, развитие речи выступает условием развития познавательной деятельности. Вместе с тем, задержка психического развития может вызвать нарушение разных видов речевой деятельности.

         Выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Устная речь делится на монологическую и диалогическую. В диалогической речи знание ситуации определяет речевое высказывание. Инициатива может принадлежать только одному из ведущих диалог, особенно в общении взрослый – ребенок. Простейший диалог не требует особых речевых затрат. Диалог опирается на ряд невербальных средств (мимика, жесты), допускает значительную грамматическую неполноту, меньшую роль формальных грамматических средств.

          В современных лингвистических работах отмечается, что диалогическая речь строится по принципу вынесения наиболее важной информации, с точки зрения говорящего, в начало предложения. Этот же принцип обнаружен и в организации первых детских высказываний.

          Монологическая речь, по определению А.Р.Лурия, - это устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Близко к понятию монологической речи понятие «связная речь». Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно сильными и прочными, чтобы влиять на все высказывания, состоящие из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру, должны тормозить все побочные ассоциации и удерживаться от повторов.

         Так как монологическая речь более сложна по организации, чем диалогическая, она недостаточно развита у детей. Если у взрослых значимость информации определяется на основе учета позиции слушателя, то у ребенка на выделении значимых элементов влияют ситуативные факторы, его собственные предпочтения.

         В структуре речевого акта  выделяю несколько этапов речевого высказывания: мотив, цель, программирование, реализация, контроль. Нарушение речевой деятельности могут касаться каждого из этапов.

         На первом этапе возникает мотив, цель, ради которой вступают в речевое общение. Уже на первом этапе у детей могут возникать трудности. Отсутствие у ребенка мотивации к говорению могут быть следующими: ребенок имеет речевые дефекты и осознает это, у ребенка отсутствует интерес к предмету обсуждения или к собеседнику, у ребенка проявляются эмоциональные нарушения (аутизм, конфликтность и др.)

         Анализ мотивационного компонента не требует специальных методик, просто в беседе с ребенком надо выявить, хочет ли ребенок общаться, его инициативность, хочет ли он что-нибудь рассказать.

         На втором этапе происходит программирование высказывания: отбор наиболее существенной информации, отбор соответствующей лексики, выбор слов по форме, согласование в роде, числе, падеже. В обычных условиях эти процессы протекают автоматически. Но детям порой трудно подобрать «нужные» слова и грамматически верно выстроить фразу.

         На третьем этапе – реализация программы. И, наконец, контроль, который осуществляется на всех этапах и регулирует речевую деятельность.

          Для диагностики речевого программирования может использоваться составление рассказа по картинке.

         Письмо и чтение – виды речевой деятельности, включающие ряд операций, которыми ребенок овладевает в результате целенаправленного обучения. Эти виды претерпевают существенные изменения в процессе их формирования. На ранних этапах каждая операция является изолированным и осознанным действием, и только постепенно они выпадают из-под контроля сознания и становятся полностью автоматизированными.

         Письмо и чтение являются сложными процессами, включающие в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы – зрительное, акустическое, пространственное восприятие, моторику и др. А также овладение чтением и письмом требует развития саморегуляции и контроля, произвольной организации деятельности. Особенно это относится к письму. В письменной речи ребенок должен действовать произвольно в отношении выбора фонетических, семантических и синтаксических средств. Эта речь ориентирована на ее понимание другими, а это требует от ребенка сложнейших операций  произвольного построения смысла, а это определяет монологический характер письменной речи. С произвольностью связана большая сознательность письменной речи по сравнению с устной.

        Обследование речевого развития включает устную речь и выявление предрасположенности к дизлексии. При анализе результатов обращается внимание на: объем, точность, понимание речи, на понимание и построение логико-грамматических конструкций, владение диалогической и монологической речью: пересказ по серии картинок, употребление различных грамматических конструкций: род, число, падеж (м-ка «Изменение по числам»); выражение пространственных, временных и др. отношений с помощью служебных частей речи (м-ка «Незаконченные предложения»); словарь – понимание и употребление (м-ка «Словарь»); подбор противоположных значений (м-ка «Антонимы»); подбор слов обобщающего характера (м-ка «Аналогии»); построение фраз, предложений (м-ки «Незаконченные предложения», «Словарь»), артикуляция – искажения, замена, пропуски.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.

Мастер- класс на тему: Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...