Родители - активные участники образовательного процесса
методическая разработка на тему

 Агеев Вячеслав Олегович

Как сделать взаимодействие с родителми активным и интересным?

Скачать:


Предварительный просмотр:

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»,приоритетной задачей работы  групп детей младшего школьного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Основа этой деятельности, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, с целью повышения интереса к жизни детей в образовательном учреждении, активизации их участия в разных мероприятиях, использование нетрадиционные  формы взаимодействия  с родителями которые имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки.

Основная моя задача при организации работы с родителями, чьи дети перешли из дошкольного учреждения– помочь большей части родителей остаться заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса, а другой, менее активной, из «наблюдателей» и «зрителей» помочь стать активными участниками, проявляющими искренний и живой интерес.

В дошкольном учреждении, в котором воспитывались мои ученики, для родителей создавалась маршрутная(дорожная) карта на каждый месяц, в которой они могли ознакомиться со списком книг, аудиофрагментов, видеофрагментов, с планом мероприятий, поэтому было решено продолжить работу по таким картам и в начальной школе. На начальной стадии разработки дорожной карты для родителей включались общешкольные мероприятия, после этого стали включаться мероприятия проводимые в классе, следующим этапом стало включение городской олимпиады «Музеи. Усадьбы. Парки.», а именно посещение семьей одного парка или усадьбы. Последним обновлением на этом этапе стало внесение в карту значимых городских мероприятий.

По результатам введения такой маршрутной карты, я заметил активное участие в мероприятиях только одной определенной группой родителей, для исправления данной ситуации, по инициативе родителей, был создан рейтинг активности семей. Такой рейтинг наглядно демонстрирует родителям кто активен больше, а кто не проявляет никакого интереса. Это видно и детям, поэтому обращаясь через детей, я достиг того, что показатели в рейтинге активности выровнялись: на месяц вперед были разобраны парки и усадьбы для посещения, проявилась активность в посещении театров, больше и увлеченней стали проявлять  инициативу в предложениях по улучшению качества образования и воспитания.

Большой интерес вызвали у родителей городские конкурсы. Тесное взаимодействие с двумя учениками и их родителями моего класса, их увлеченность и энтузиазм, позволило нам совместно подготовить два проекта: «История моей семьи в истории России» ( в этом проекте мы совместно с родителями перебрали их родословный фото архив, дневники и письма; познакомились с программой по созданию генеалогичного древа) и «Школа будущего» ( подошли со всей серьезностью к созданию идеального образа школы будущего). Проектная деятельность показала, что не смотря на свою занятость, родители могут и главное хотят работать вместе с ребёнком и учителем в решении и исследовании поставленных проблем.

Следующим этапом обновления дорожной карты будет внесение определенного списка рекомендуемой литературы как для прочтения про себя, так и прочтения вслух родителями ребенку! Но уже сейчас ведется подготовительная работа по формированию читательской деятельности в рамках внеурочной деятельности «Читатели и писатели». В такой деятельности предлагается вместе с родителями по следам прочитанного и определенном задуманном начале сочинить свою историю. Родители активно подключились к такому виду деятельности и уже к концу 1 класса планируется выпуск сборника историй.

В проведении мероприятий любого уровня не возникает с родителями никаких вопросов: они готовы и с радостью участвуют и помогают в организации, например на День города, когда одни  папы с энтузиазмом играли в футбол,  другие вместе с мамами и детьми участвовали в ярмарке и мастер – классах. Такая позитивная активность родителей в мероприятиях скорей заслуга воспитателя, у которого воспитывались дети.

Конечно и другие формы взаимодействия с родителями такие как, проведение дня открытых уроков, родительские собрания, которые я стараюсь проводить не в виде монолога учителя, а все- таки в виде диалога или тренингов, наглядные консультации и ежедневные непосредственные  контакты, когда родители приводят и забирают ребенка, неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями воспитателями или специалистами (мини консультации),  помогают  обсудить достигнутые успехи, и конкретные проблемы.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Совместные усилия педагогов и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением малыша, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательной активности у участников образовательного процесса"

Познавательная активность – это ценное и сложное личностное образование школьника.  Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и у...

Тест-консультация для дистанционного обучения участников образовательного процесса-родителей

Предлагаю  тест в виде презентации, ответив на который родители самостоятельно смогут определить какую позицию в воспитании ребёнка они занимают. В презентации даны и практические советы родителя...

Права и обязанности родителей, как участников образовательного процесса

В данном материале даны выдерки из Федерального закона РФ "Об образовании" № 273-ФЗ от 29.12.2012 в отношении прав и обязанностей родителей и обучающихся, как участников образовательного процесса....

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов

Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов....

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...