Из опыта работы: «Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений».
статья (1 класс) на тему
Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_klassnyh_rukovoditeley.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Калининской
Из опыта работы:
«Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений».
Подготовила: учитель начальных классов:
Герман С. А.
2015-2016 учебный год
Из опыта работы:
«Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений».
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик. (Лев Толстой) |
Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
Воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если сам станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка- чувство “МЫ”.
Современная эпоха научно- технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.
Конечно, способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к детям - на том, что в науке суховато называется профессионально- педагогической направленностью личности учителя. В.А. Сухомлинский хорошо понимал это. Он не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Но оказывается, что эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Ибо именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебновоспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения..
В процессе обучения, как известно, решается три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. Как же здесь “работает” общение?
При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении, воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально- психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения( скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.)
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально- типологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность т.п.)
Таков диапазон педагогического общения в системе процесса обучения.
Структура общения
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.
Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально-педагогического общения:
- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап)
- организация непосредственного общения с классом (начальный период общения)
- управление общением в педагогическом процессе.
- анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.
Итак, мы постепенно подошли к небольшому, но важному, выводу, что педагогически правильные взаимоотношения между педагогом и учащимися – это не отношения начальника и подчиненного; это не отношения, построенные на авторитарном принципе, а именно взаимоотношения между равными личностями, направленные на развитие и ученика, и педагога. И от того, как в дальнейшем будут складываться эти взаимоотношения, зависит невероятно многое. Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться, тогда “победа” будет за нами.
У С.Л.Соловейчика есть прекрасная мысль: воспитание ребенка- это процесс формирования у него представления о себе самом. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально- типологические особенности социально- психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- Особенности коммуникативных возможностей учителя;
- Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- Творческая индивидуальность педагога;
- Особенности ученического коллектива.
Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью (что и есть сотрудничество). На основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но и в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
Довольно распространенным является общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений.
Превращение “дистанционного показателя ” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет общение- устрашение и общение- заигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения- дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Итак, для формирования педагогически правильных взаимоотношений между педагогом и учащимися важно следующее:
- познание воспитуемых, обстановка доверительности и психологического комфорта;
- для решения дидактических задач важны такие коммуникативные компоненты деятельности, как мотивы, проблемные ситуации;
- нарушение и не учет взаимосвязи логики дидактической и логики социально- психологической ведет к снижению продуктивности учебной деятельности.
Функции учителя, работающего с учащимися с особенностями психофизического развития: обеспечить формирование социализированной личности, скорригировать психофизическое развитие, создать благоприятные условия для обучения соответственно неповторимой человеческой сущности ученика. |
В специальном образовании учитель-дефектолог ориентируется как на обязательные, самостоятельные, объективно необходимые направления – гуманно-личностную технологию и технологию сотрудничества. |
Деятельностный характер обучения применительно к детям с ОВЗ, формирование знаний происходит на основе освоения окружающего жизненного пространства; прежде всего в процессе продуктивной, интересной и активной практической деятельности у детей развивается речь, корригируются недостатки мышления, формируются положительные личностные качества; развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, но однако эти уровни не отличаются друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. |
Независимо от используемой технологии, можно выделить некоторые приемы, облегчающие процесс обучения учащихся с ОВЗ и использование технологии: предоставление ученику права выбора учебной деятельности или исполняемой роли в игровой ситуации; имитирование на уроке реальных жизненных ситуаций, что повышает личностную значимость работы ученика; дифференциация программированных заданий, на основе учета познавательных возможностей и подготовленности учеников; широкое применение игровых технологий (младшие классы) и различных форм групповой деятельности и группового тренинга (старшие классы). |
Выбор педагогических технологий основывается: на учете стиля работы, педагогических предпочтений учителя, а также потребностей ребенка. Выбор педагогического материала обусловливается: принципами практической значимости и социальной адаптации. Результативность обучения оценивается прежде всего по тому, насколько легко ребенок интегрируется в общество здоровых сверстников и может решать наиболее типичные проблемы повседневной жизни. |
Внедрение новых современных технологий должно обеспечивать повышение качества образовательного процесса на основе создания условий для: освоения учащимися обобщенных приемов выполнения различных видов деятельности ; организации коррекционно-развивающего обучения; овладения учащимися бытовыми навыками и полезным опытом ведения домашнего хозяйства; активной и интересной жизни в условиях образовательного учреждения, помогая делать учащимся первые шаги на пути к настоящей социальной интеграции. |
И, конечно, любовь к детям – это тот твердый фундамент, на котором должно основываться общение с детьми, это непременное профессиональное качество педагога, которому невозможно научиться ни в одном учебном заведении, ни по каким книгам.
На основе вышеизложенного и собственных наблюдений, хочу особо подчеркнуть важность в процессе общения личности учителя. Педагогические навыки и приемы приходят с опытом. Педагог, самоактуализирующаяся, самореализующаяся личность, способен увлечь учащихся учебным процессом, когда не будут решаться за счет детей личностные проблемы.
Литература:
- Кондратьева С. В. Учитель- ученик, М., 1984
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения, М. 1990
- Зденек Хелус. Понимаете ли вы ученика? , М., 1987
- Учитель / статьи, документы, педагогический поиск/, ред. Брудный Д., М., 1991
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении, М., 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы перед педагогами конкурса "Мой лучший урок" 2010 год
Из программы «Столичное образование-2010» Целевые индикаторы: − полный переход начальной школы всех ОУ Москвы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения...
Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Рекомендации педагога-психолога родителям по выстраиванию благополучных взаимоотношений между детьми
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ СИБЛИНГОВ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ:Роли «любимец» - «отвергнутый»Обратите внимание на то, нет ли среди ваших детей явных &q...
Педагог и воспитанник с ТНР: бесконфликтное общение"
Рекомендации...