Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."
статья на тему

Ефимова Светлана Николаевна

Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"  знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Избердеевская начальная школа – детский сад

Выступление на тему:

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

     

                                                                                            Подготовила:

                                                                                            Ефимова С.Н.,

                                                                                            учитель начальных классов

 

с. Петровское 2014

Слайд 1

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Слайд 2 

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Слайд 3 – Что дает использование технологической карты

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.

Слайд 4 – Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

 

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока, который имеет свои параметры.

Слайд 5 – Параметры урока.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

Слайд 6 –Возможности технологической карты:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но  вышеназванные предполагаемые образовательные результаты.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

Слайд 7- Структура технологической карты

  • название темы с указанием часов, отведённых на её изучение;
  •  цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты      (предметные,  личностные,  метапредметные);
  • основные понятия темы;
  • межпредметные    связи    и    особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); 
  • этапы изучения темы (на каждом этапе определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); 
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. 

Слайд 8 – Этапы работы над технологической картой.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2.Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.    

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Были выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности:

• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;

• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Слайд 9 - В структуре карты предлагается выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

Тема урока.

Цель урока.

Планируемый результат: знания, умения, навыки.

Личностноформирующая направленность урока.

• инструментальный (какими средствами это достижимо);

Задачи урока.

Тип урока.

Учебно-методический комплекс.

• организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Таблица-схема "План урока".

Диагностика результатов урока.

Домашнее задание.

Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

Слайд 10 – Структура технологической карты.

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”.

Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. 

Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.

Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. 

Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. 

Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. 

Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение.

Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.

Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний.

Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”.

 Деятельность учителя: организует рефлексию.

Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Слайды 11, 12, 13 - В таблицах  представлены примерные формы технологических  карт урока.

Деятель-ность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые

способы деятель-

ности

Осущест-вляемые действия

Формиру-

емые

способы

деятель-

ности

Осущест-вляемые действия

Формиру-емые способы деятель-ности

1-й этап урока

2-й этап урока

Технологическая карта урока____________________________________

Тема урока ______________________________________________

Цели урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Этап урока

Деятель-ность учителя

Деятель-ность ученика

Используе-мые методы, приемы, формы

Формируе-мые УУД

Результат взаимодейст-вия (сотрудничест-ва)


Слайд 14  - Преимущества технологической карты

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;
  • освобождает время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы;
  • обеспечивается повышение качества образования.

Слайд 15 –Вывод:

Использование технологической карты  обеспечивает условия для повышения качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов", к учебнику Канакиной....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка 4 класс по программе Планета знаний в соответствии с требованиями ФГОС  "Упражнение в правописании личных окончаний глагола"...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Сообщение, презентация, образец технологической карты....