Статья "Из практики организации работы учащихся в группах"
статья (3 класс) на тему

Богачева Галина Ивановна

Статья "Из практики организации работы учащихся вгруппах" о организации и опыте проведения групповых игр и занятий в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_praktiki_organizatsii_raboty_uchashchihsya_v_gruppah.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Из практики организации работы учащихся в группах.

Богачёва Г.И.

учитель начальных классов

        В своей работе я часто использую «обучение сообща».

        Особенно применяю такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

        Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи. Элементами кооперативного обучения являются:

  • Положительная взаимозависимость,
  • Личная ответственность за происходящее в группе,
  • Развитие навыков учебного сотрудничества.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  2. Раздача дидактического материала.
  3. Планирование работы в группе.
  4. Индивидуальное выполнение задания.
  5. Обсуждение результатов.
  6. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения).
  7. Сообщение о результатах работы группы.
  8. Общий вывод о работе групп в достижении поставленной задачи.

        Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику,  как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

        Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме, которая перед ними ставится.

        Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания – «ловушки». В опыте своей работы я использую несколько типов таких заданий, которые специально предназначены для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве. Это задания такого типа как:

  • воспитывающие критичность мышления ребенка,
  • задания – ловушки, различающие понятийную и житейскую логику,
  • задания, тренирующие в обнаружении границы собственных знаний,
  • задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с собой, нестандартной позиции,
  • задания, формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию. Например, учитель говорит: «Я задумала букву, но чтобы ее узнать, вы можете задать мне не более пяти вопросов».

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой–либо оценки или обсуждения этих идей. Мысли, идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

        В своей работе я использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча.

        Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы учеников комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель, опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа среди детей проходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

        В системе различных форм познавательной групповой деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп. В классе делается выставка работ учащихся. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так, чтобы были видны доска и класс. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, решения задач, заданий на смекалку и т.д.). Часть учеников выполняют работу у доски, часть – сидя за партами, часть отвечает с места. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с места могут дополнить и уточнить его. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, перфокарты и т.д.). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.

        В своей учебной практике я использую и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы: урок – конференция, урок – суд, урок – путешествие.

        В ходе осуществления способов учебного сотрудничества мною была проведена диагностика. Полученные результаты позволяют оценить положительную роль групповой формы работы в формировании учебных умений. Дети становятся более самостоятельными, умеющими активно учиться у взрослого и друг у друга. Диагностика позволяет сделать вывод о том, что именно этот фактор обучения оказывает наиболее существенное влияние на становление инициативности детей в учебных отношениях. При этом учебная самостоятельность в построении учебных отношений тем выше, чем больше у детей опыт учебного сотрудничества друг с другом. Можно утверждать, что хорошее качество успеваемости учащихся – это результат организации учебного сотрудничества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Данный материал поможет молодым специалистам в организации работы группы продлённого дня начальной школы....

Организация работы в малых группах

Часто задаваемые вопросы при организации работы малых групп....

Организация работы в разновозрастной группе СРЦН через досуговую деятельность

В презентации представлен опыт работы воспитателя СРЦН...

Организация досуга учащихся в группе продлённого дня

Большинство детей после уроков остаётся в группе продлённого дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирован...

Организация самоподготовки учащихся в группе продленного дня в соответствии с требованиями ФГОС.

Статья об организации самоподготовки учащихся в группе продленного дня, в соответствии с требовниями ФГОС....

Использование игр при организации деятельности учащихся в группе продлённого дня

Статья о возможностях применения игр в группе продлённого дня, описание игр каждой группы....