Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Вольская Ольга Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество". Программа направленна на работу с текстом во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст детей: 8-10 лет.

Срок реализации программы: 2015-2016 гг.

                                Выполнила:

                                Вольская О.А.

учитель начальных классов

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Речевое творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. В разделе «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» примерной программы начального общего образования четко прописано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе должна проходить  работа по формированию полноценного навыка чтения. Прочный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: осознанность, правильность, беглость и выразительность.

Для того, чтобы реализовать основные задачи ФГОС НОО по всем учебным предметам, учителю начальных классов необходимо сформировать достаточно прочный навык чтения, т.к. чтение в школе выступает как межпредметное умение.

О навыке чтения невозможно судить однозначно, т.к. сам процесс чтения может протекать независимо от контролирующих функций, но тогда пропадает главная составляющая понимания читаемого, ради чего, собственно, и происходит процесс чтения.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся, работе с текстом.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются  вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.

Цель программы – формирование первоначальных навыков работы с текстом, умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её, развитие речевого внимания к языковой стороне текста, внимания к деталям.

Занятия необходимы по ряду причин:

1. Количество базисных часов уменьшилось.

2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге

Основными задачами реализации данной программы являются:

1.Расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку и литературному чтению. Так же показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

2. Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

4. Формирование культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

5.Развитие смекалки и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

6. Формирование осознанного, выразительного, правильного и беглого чтения.

7. Развитие внимания к языковой стороне текста.

Участники программы: дети второго класса. Преподавание курса рассчитано на 2015 – 2016 учебный год. Объем учебного времени, отводимого на изучении спецкурса – 1 час в неделю, 35 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания курса «Осознанное чтение»:

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. Игра
  2. Беседа
  3. Практические занятия
  4. Работа в малых группах
  5. Фронтальная беседа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

 – объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

 Метапредметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

 – самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

 - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 - получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Смысловое чтение и работа с текстом» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

 – находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

 – осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

 – выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

 – сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

 – редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления, использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 – отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты.

Содержание курса

1 раздел (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Узнать предпочтение детей.

2 раздел «Работа с текстом» (15 часов)

2.1. Работа с текстом «Синица»

Основные понятия: текст, части текста, тема, главная мысль.

Деятельность учащихся: слушать и выражать свое мнение; определять тему и главную мысль.

2.2. Работа с текстом «Грызуны»

Основные понятия: текст и одно предложение, текст и набор предложений; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную мысль текста,

Деятельность учащихся: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.

2.3. Работа с текстом «Ответ».

Основные понятия: границы предложений; порядок предложений в тексте; деление текста на абзацы.

Деятельность учащихся: чтение текстов, оценивание своих ответов, закрепление и отработка основных понятий темы.

2.4. Веселые стихи Б. Заходера.

Основные понятия: формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения. Работа над логическим ударением.

Деятельность учащихся: чтение стихов, высказывание своего впечатления.

2.5. Сказочные загадки. Работа с текстом.

Основные понятия: находить отличительные признаки загадок, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту.

2.6.  Сказочные загадки. Работа с текстом.

Основные понятия: находить отличительные признаки загадок, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту.

2.7. Викторина «Знатоки сказок А.С. Пушкина». Работа с текстом.

Основные понятия: конкурсная программа с использованием скороговорок, загадок, потешек.

Деятельность учащихся: работа в группах, соревнование между группами.

2.8. Веселые рассказы Ю. Драгунского. Работа с текстом.

Основные понятия: прослушивание и чтение рассказов; составление плана, подбор заголовка, создание начала и концовки текста.

2.9. Стихи о маме. «Мама – главное слово». Работа с текстом.

Основные понятия: работа по подготовке к комплексному анализу текста; формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения.

2.10. Стихи о маме. «Мама – главное слово». Работа с текстом.

Основные понятия: продолжение работы по предыдущей теме; работа по подготовке к комплексному анализу текста; формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения.

2.11. Конференция «Мой любимый литературный герой». Работа с текстом.

Основные понятия: работа со словом и словосочетанием; постановка логического ударения. Обобщение по художественным произведениям.

Деятельность учащихся: работа в малых группах, инсценировка своего любимого персонажа.

2.12. Работа с текстом «Немецкая овчарка».

Основные понятия: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий.

Деятельность учащихся: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.

2.13. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Основные понятия: порядок предложений в тексте; развитие умений и навыков построения текста.

2.14. Грамматические сказки. Работа с текстом.

Основные понятия: игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

2.15. Грамматические сказки. Работа с текстом.

Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.

3 раздел «Работа по восстановлению деформированного текста» (5 часов)

 3.1. Работа с текстом «Дельфины»

Основные понятия: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.

3.2. Работа с текстом «Дельфины»

Основные понятия: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.

3.3. Работа с памятками текста.

Основные понятия: опираясь на памятки к тексту, уметь анализировать текст; восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.

3.4. Работа с памятками текста.

Основные понятия: опираясь на памятки к тексту, уметь анализировать текст; восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.

3.5. Текст с продолжением.

Основные понятия: последовательность предложений; выстраивание событий в нужной последовательности, составление текста по опорным словам на заданную тему.

4 раздел  «Комплексный анализ текста» (13 часов)

4.1. Работа с текстом «Калина».

Основные понятия: конструирование текста по аналогии; восстановительный диктант.

4.2. Рассказы Б. Житкова о животных

Основные понятия: составление двух текстов на основе выявленного пропущенного слова; определение типа текста по опорным словам.

4.3. Стихи русских поэтов о весне.

Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.

4.4.  Стихи русских поэтов о весне.

Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.

4.5. Веселые стихи Д. Хармса.

Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий, работа над осознанным чтением.

4.6. Веселые стихи Э. Успенского.

Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий, работа над осознанным чтением.

4.7. Драматизация (инсценировка) произведений.

Основные понятия: определение мимики, жестов героев, деление текста на части; чтение по ролям, инсценировка отрывка.

4.8. Драматизация (инсценировка) произведений.

Основные понятия: определение мимики, жестов героев, деление текста на части; чтение по ролям, инсценировка отрывка.

4.9. Отработка темпа чтения (на разных текстах).

Основные понятия: деление текста на части; ответы на вопросы словами из текста; словесное рисование.

4.10. Отработка темпа чтения (на разных текстах).

Основные понятия: деление текста на части; ответы на вопросы словами из текста; словесное рисование; графическое рисование; составление картинного плана.

4.11. «Не лезьте за словом в карман!»

Основные понятия: изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

4.12. «Память и грамотность!»

Основные понятия: виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

4.13. «Полноценный навык чтения!»

Основные понятия: выразительное чтение, осознанное чтение, беглое чтение.

5 раздел «Итоговое занятие» (1 час)

  1. Викторина «Повторим все, что знаем!».

Основные понятия: подведение итогов в игровой форме, подведение итогов работы за год.

Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.Т. Баранова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  3. Ладыженская, Т.А. Программа «Детская риторика» (для четырехлетней начальной школы) [Текст] / Т.А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ: дошк. образование. Начальная школа. – Москва: Баласс, 2008. – С. 136 – 154.
  4. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М., 1974. – 256 с.
  5. Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе [Текст] / Н.В. Ладыженская // Начальная школа. – 2007. – №5. – С. 43 – 45.
  6. Волина, В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. – Москва.: Дрофа, 2002.
  7. Журжина, Ш.В., Костромина, Н.В. Дидактический материал по русскому языку [Текст] / Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина. – Москва: Просвещение, 1991.
  8. Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества в 1–3 классах [Текст]/ Н.Н. Каландарова. –  Глазов, 2002.

Технические средства обучения:

  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  2.  аудиоцентр/магнитофон;
  3.  мультимедийный проект
  4. компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество

Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» - С.: Издательство ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"

          Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.  Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности художест...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...