программа сотрудничества
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Пиевец Ольга Владиславовна

программа  сотрудничества по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа сотрудничества29.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

сотрудничества по преемственности

дошкольного и начального общего образования

в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО в МОУ Куропатинской СОШ

Введение ФГОС НОО и ФГОС ДО – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Программа регламентирует деятельность группы дошкольного образования  МОУ Куропатинской СОШ вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

Основные направления программы:

  1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
  2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ДО.
  3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как на уровне дошкольного обучуния, так и в начальной школе.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы преемственности. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли интегративные качества воспитанника: метапредметные - предпосылки универсальных учебных действий и личностные – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития, а не только наличие или отсутствие у него определенных знаний по учебным предметам.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне обученияя, для решения проблемы преемственности   составлена  данная  программа сотрудничества начальной школы и группы дошкольного обучения,  отражающая  эту связь, согласованность и перспективность.

Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса.

Основные задачи сотрудничества группы дошкольного обучения и школы:

  • установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработать общие цели, воспитательные задачи и  пути достижения намеченных результатов;
  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей группы дошкольного обучения и школы является четкое понимание общих целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие воспитанников.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На уровне дошкольного обучения:

  • приобщить воспитанников к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения;
  • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность воспитанников в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение воспитанников в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На уровне начального обучения осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования воспитанников дошкольного и детей младшего школьного возраста:

  • принцип развития
  • принцип гуманитаризации
  • принцип целостности
  • принцип культуросообразности
  • принцип содержания образования.

Реализация общей цели и задач образования детей 2 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На уровне дошкольного обучения:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

  • опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
  • направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

 Общие условия:

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
  • воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
  • создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
  • доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

При работе с воспитанниками и учащимися: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)

Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы; семинары, мастер- классы; круглые столы воспитателей и  учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников; открытые показы образовательной деятельности в группе дошкольного обучения  и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

  Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями – это совместные родительские собрания с воспитателями и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера,  тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты. Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

План  работы

на период реализации Программы развития

I. Организационно-методическая работа

Содержание  мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Проведение совместных заседаний МО учителей начальных классов школ и воспитателей группу дошкольного обучения.  

Задачи

1.  Познакомить  воспитателей  с  методами  и  приемами,  применяемыми  на  различных  уроках  учителями  начальной  школы в рамках ФГОС НОО.

2.  Познакомить  учителей  с  методами  и  приемами,  применяемыми  на  занятиях  в  группе в рамках ФГОС ДО.

3.  Определить  возможное  адаптированное  применение  «школьных»  методов  и  приемов  на  занятиях  в  группе.

4.  Выявить  возможные  ошибки  при  обучении  и  воспитании  первоклассников.

1 раз в четверть  (по плану МО)

Завуч, руководители МО начальных классов, старший воспитатель

2

Методические  совещания  педагогов  школы  и  группы  по  вопросам  подготовки  дошкольников  к  обучению  в  школе:

Вопросы  для  обсуждения:

а)  Изучение  и  анализ  образовательных  программ  начальной  школы и  группы в рамках требования новых федеральных стандартов, нормативно–правовых  документов,  регламентирующих  взаимодействие  учреждений  дошкольного  и  начального  образования.

б)  Выработка  единых  требований  в  аспекте  преемственности  форм  и  методов  обучения, темпа, объема  и  уровня  изложения  предметного  материала.

в)  Обеспечение  преемственности  в  проведении  мероприятий  по  охране  и  укреплению  здоровья  воспитанников  и  детей  младшего  школьного  возраста

г)  Осуществление  преемственности  в  работе  гпуппу ДО  и  школы  по  духовному  и  общекультурному  воспитанию

д)  О  степени  готовности  выпускников  группы ДО  к  обучению  в  школе.  

Октябрь  

Декабрь

Февраль  

 

 

март

Май

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель.

3

Классно-обобщающий контроль по изучению процесса социально-психологической адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни

Сентябрь -октябрь

Завуч, руководители МО начальных классов

4

Посещение воспитателями группы ДО открытых уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе.

Завуч, воспитатель

5

Посещение учителями  школы открытых     занятий   в группе ДО   с  целью  знакомства  с  уровнем  образовательной  подготовки  воспитанников  

Занятия:

- по развитию речи

- по формированию  элементарных  математических  представлений

- по физическому  воспитанию

Январь, март

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

6

Проведение  совместного  тематического совместного заседания педагогического совета по проблеме «Обеспечение преемственности детского сада и школы в условиях внедрения ФГОС НОО ФГОС ДО»

март

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

7

Организационно–методическая  работа  по  предшкольной  подготовке  будущих  первоклассников (определение  направлений  образовательной  деятельности  будущих  первоклассников, подготовка  учебно-методической  документации,  составление  графика  работы).

Январь-май

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

8

Анализ  работы  по  осуществлению преемственности.  Обсуждение  и  утверждение  плана  взаимодействия  группы ДО и школы  в  обеспечении  преемственности  дошкольного  и  начального  общего  образования  на  следующий учебный  год

Май  

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

II. Работа  с  родителями

1

Родительское собрание  «Поступление  в школу – важное  событие  в  жизни  детей»

Задачи:

Ознакомить родителей будущих первоклассников с  помощью  компьютерной  техники с традициями и инновациями   школы.

Обозначить  для  родителей  будущих  первоклассников  программные  требования  для  выпускника  группы ДО.

Довести  до  сведения  каждого  родителя  основные  отличия  программ,  учебных  пособий,  планируемых  на  будущий  учебный  год  в  школе.

Определить  показатели  физического  и  нервно – психического  состояния  здоровья  будущего  первоклассника.

 Февраль  

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

2

Тематические  консультации  педагогов и специалистов  школы  для  родителей  будущих  первоклассников:

«Задачи  детского  сада  и  семьи  по  подготовке  детей  к  школе в современных условиях»;

«Особенности  психического  и  физического  развития  детей  7 – 8 лет»;

«Подготовка  дошкольников  к  овладению  письмом  и чтением»;

«Речевая  готовность  дошкольников  к  обучению  в  школе»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

3

День  открытых  дверей  «В первый класс – без проблем!»  для  будущих  первоклассников,  их  родителей  и  воспитателей  с  целью  знакомства  с  традициями, образовательными  возможностями  и  перспективами  развития   МОУ Куропатинской СОШ

Апрель

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

4

Организационное собрание для родителей будущих первоклассников с участием представителей администрации и специалистов школы.

по плану

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

5

Индивидуальные консультации педагога- учителя начальных классов по заявкам родителей.

по плану

Специалисты школы

6

Знакомство родителей с результатами мониторинга развития  ребенка, помощь в планировании и осуществлении дальнейших действий по подготовке ребенка к школе.

по плану

Завуч, старший воспитатель

III.  Работа  с  детьми

1

Развлекательно – игровая  программа  «Мы  теперь  не  просто  дети – мы  теперь  ученики»,  подготовленная  силами  первоклассников  для  выпускников  группы ДО  о  школе  и  школьных  принадлежностях.

по плану

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

2

«В гости  к  первоклассникам»  (посещение  воспитанниками  открытого  урока  в  первом  классе)

по плану

Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель

3

Проведение  совместного  спортивного  праздника  «Веселые  старты»  с  выпускниками  группы ДО  и  первоклассниками.

Февраль

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели

4

КВН между  воспитанниками  группы ДО  и первоклассниками  на  тему  «Книжкины  именины»

Март

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели

5

Объединенная  выставка  творческих  работ  воспитанников  группы ДО  и  учащихся  начальной школы  «Умелые  руки  не  знают  скуки»

Апрель

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели

6

Совместный  концерт  воспитанников  группы ДО  и  учащихся  школы  «Дружба  начинается  с  улыбки»

Апрель

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели

8

Экскурсии  выпускников  детских  садов  в  школу «Мы исследуем школу»

Задачи:

Познакомить  воспитанников  со  зданием  школы,  учебными  классами,  физкультурным и  тренажерным  залами,  библиотекой.

Создать  для  будущих  первоклассников  условия  возникновения  желания  учиться  в  школе.

Ноябрь

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов

9

 Присутствие на традиционном празднике  «Прощание  с  букварём»

Задачи:

Создать  для  выпускников  группы ДО  условия  возникновения  желания  учиться  в  школе,  уметь  читать.

Создать  для  учащихся  1-х  классов  условия  возникновения  гордости  быть  учеником.

Декабрь

Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов

10

Праздник  «До  свидания,  детский  сад!»

Май

Воспитатели

Результаты освоения программы сотрудничества по преемственности

дошкольного и начального общего образования

Метапредметные результаты – это сформированные предпосылки универсальных учебных действий (УУД):

предпосылки познавательных УУД:

  • формирование  ряда логических операций,
  • переход от эгоцентризма мышления к децентрации,
  • суть предпосылок познавательных УУД отражают интегративные качества «любознательный, активный» и «способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;

предпосылки коммуникативных УУД:

  • коммуникативная готовность к школе,  то есть сформированность у ребенка трех аспектов коммуникативной деятельности: 
  • коммуникация как взаимодействие,
  • коммуникация как сотрудничество
  • коммуникация как условие интериоризации, т.е. формирования внутреннего плана сознания. Интегративное качество «овладевший средствами общения», является  предпосылкой коммуникативных УУД.

предпосылки регулятивных УУД:

  • -формирование произвольности поведения, суть предпосылки регулятивных УУД отражает интегративное качество «способный управлять своим поведением…»

Личностные результаты – это:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическое оценивание;
  • готовность ребенка к школьному обучению (мотивационная, эмоциональная, коммуникативная);
  • Я-концепция:
  • самооценка (формируется под влиянием взаимодействия с социальным окружением - семьей, близкими, значимыми взрослыми,  в период предшколы на формирование самооценки начинают оказывать влияние оценки сверстников).

Сутью личностной готовности к школе является - «внутренняя позиция школьника», то есть готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль.  

Отражают личностные результаты такие интегративные качества, как: «имеющий первичные представления о себе…», «эмоционально отзывчивый….», «физически развитый…», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи…».

2). Неумение формулировать образовательный результат. Практика работы с педагогами показывает, что образовательный результат зачастую формулируется ими как цель, то есть как процессное состояние, а не как наличная ситуация. Например: «формировать у ребенка навык…..», «развивается …..». Образовательный результат формулируется как законченное состояние.

Таким образом, можно видеть, что на уровне планируемых результатов ФГОС ДО и ФГОС НОО преемственны.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется и по содержанию обучения и воспитания, по методам, приемам, организационным формам воспитательно-образовательной работы.

Преемственность на уровне содержания обеспечивается обоснованным выбором программ предшкольной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества с семьей

Программа работы с семьей...

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...

Методическая разработка: «Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей

laquo;Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениям...

Программа сотрудничества с семьей.

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении»....

Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Пояснительная запискаУдовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка  и его сем...

Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) "Рука об руку"

Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) "Рука об руку"...