Методическая разработка: «Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Говорина Елена Михайловна

 «Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениями. Происходит как количественный рост детей, имеющих отклонения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценной работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №6»

https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2012/10/artemieva_2012_kl1.jpg

Методическая разработка:
«Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей

         

Учитель-дефектолог: Говорина Е.М.

2018 г.

 «Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениями. Происходит как количественный рост детей, имеющих отклонения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценной работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей.

 Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы   учителю-дефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.  

Наше образовательное учреждение посещают дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). У таких детей не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов и родителей для решения поставленной цели. Без скоординированных и согласованных действий  педагогов и родителей в условиях ОД невозможно эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребёнка и тем самым помочь ему легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Исходя из этого, была поставлена цель:

обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказать помощь детям этой категории в освоении программы.

 Цель совместной работы- активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в школе более последовательным и эффективным.

В учебном плане, прописаны часы для самостоятельной работы с детьми.

И в эти часы родители, совместно с детьми выполняют работу, которую прописывает учитель-дефектолог в тетрадях взаимосвязи.

      Участие родителей в развитии и воспитании ребенка поможет им:

  • увидеть мир с позиции ребенка;
  • относится к ребенку как к равному;
  • понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

  Задачи, которые ставит учитель-дефектолог, работая с родителями в течение учебного года:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной  взаимоподдержки;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  • помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
  • воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.  

 Индивидуальная программа работы учителя-дефектолога с ребенком  строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в ОУ, правильном распределении нагрузки и преемственностью в работе учителя-дефектолога и родителей.

 Учитель-дефектолог в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, открытые занятия с детьми, приглашение родителей на занятия, совместные мероприятия.  

Одним из видов совместной работы учителя-дефектолога и родителя с ребенком является индивидуальная тетрадь. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Учитель-дефектолог предлагает задания на развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А так же на развитие мелкой моторики рук, фонетических представлений. Задания подбираются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возможностей. Задания учителя-дефектолога не требуют специальной подготовки и не отнимают много времени у родителей. Работая по данным заданиям, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности.  

Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции.

Огромное значение в коррекционном обучении имеет слаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка во многом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.

 С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною была разработана и апробирована модель взаимодействия педагога и семьи – это тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и родителей.  

Тетрадь взаимодействия представляет собой таблицу, где отмечаются:

- период работы с детьми (задания расписываются на неделю учителем-дефектологом, а родители выполняют-закрепляют с детьми и отмечают)

- лексическая тема;

- содержание коррекционной работы с ребёнком (заполняется учителем-дефектологом);

- отметка о выполнении заданий (отмечают родители)

Приложение

Дата

Лексическая

тема

Содержание коррекционной работы

Отметка о выполнении заданий

04.12

08.12

«Зима»

1.Закрепить представления о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей(работа с картинками, из наблюдений)

Дидактические игры: «Что бывает зимой»

2.Составление предложения со словом зима, сани, снежки. Составление предложений по сюжетной картинке

3.Закрепить умение ориентироваться  в пространстве»

 ( слева, посередине, справа)                        3. «Посчитаем»- закрепить умение пересчитывать кол-во предметов и соотносить с цифрой

4. Развитие слухового внимания «Поймай звук»

(произношение слов со звуками «а, у, о») – закрепить умение определять наличие или отсутствие звука в слове.

5. «Обведи по точкам и заштрихуй» - закрепить умение закрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

6. Пальчиковая гимнастика

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                 (Загибаем пальчики по одному )                                          Мы с тобой снежок лепили,                      («Лепим» двумя руками)                                    Круглый, крепкий,                                      (Чертим руками круг)                                        Очень гладкий,                                            (Одной рукой гладим другую)                                            И совсем, совсем не сладкий.                    (Грозим пальчиком)

(справился, не справился)

Памятка для родителей

Рекомендации учителя-дефектолога по выполнению домашнего задания  

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Правильно выбирайте время для занятий:

 - ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;

- недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

- начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после отдыха или прогулки.

4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.

7. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

8. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

9. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

10. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его Вы.  

11. Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий, ориентируйтесь на индивидуальные возможности и способности своего ребенка.

12. Продолжительность одного занятия может составлять от 20-30 минут и не должна быть больше.

13. Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что Ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или Вам что-либо непонятно по его выполнению.

14. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

15. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

Выполнение данных рекомендаций позволит родителям отследить положительную динамику развития своих детей, а совместная работа учителя-дефектолога и родителей поможет детям преодолеть имеющиеся нарушения и сформировать у них уверенность в своих силах и возможностях.

Главные правила в воспитании и обучении детей

с  умственной отсталостью

Постарайтесь построить занятия с ребёнком в игровой форме. Старайтесь играть  в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность самого ребёнка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.
Главное в воспитании – это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например, ребенку предложите игрушки, картинки, палочки для работы.                                     А после учите его складывать эти предметы в определенное место, иначе   возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у ребёнка положительные привычки.
Занимаясь с ребенком, помните, что каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

Хвалите ребенка, поглаживайте его по голове, поощряйте в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием. 

Памятка для родителей по обогащению словаря

Чтобы ваш ребёнок  имел   словарный  запас,  надо проводить следующую работу:

  Много рассказывать и показывать детям.

  Читать им художественную литературу.

Обращать  внимание  детей  на  то,  из  чего  сделаны  предметы,  какими  свойствами они обладают.

Доказывать  (показывать)  на  примерах,  что  пластмассовая  ложечка  плавает,  а металлическая – тонет.

В  повседневной  жизни  закреплять  и  расширять  употребление  обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.

  Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой?, почему? и т.д.

Обращаясь  к  ребёнку,  Вы  побуждаете  его  отвечать,  а  он  имеет  возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

  1. Игры с количеством предметов
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий.

  1. К первой группе игр относится обучение детей количеству предметов (один, много). Используя сказочный сюжет, знакомство детей с количеством предметов. Такие дидактические игры как: "Сколько?", «Покажи (скажи)," «Возьми столько» (один, много), «Встали цифры в ряд»
  2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с временами года, частями суток: «Покажи» "Когда это бывает," «Мой день».
  3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве: «Найди, где спрятался кот (игрушка и т.д.) При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. (вверху, внизу)
  4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Игра «Подбери по форме», "Геометрическая мозаика"
  5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Игры: «Сравни и покажи (назови)», «Чего не стало?», «Дополни картинки»

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Рекомендации по развитию графо-моторных навыков

Для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие — заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью.

 Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

 — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

— обведение рисунка по контуру, копирование

 — рисование по опорным точкам

 — дорисовывание изображений

 — рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

— разлиновка

 — графический диктант.

 Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Использованная литература.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В. Воронковой

2.Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

3.Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005

4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

5.Орлова, С. Ю. Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. — С. 27-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока

В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока....

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Программа коррекционной работы учителя - дефектолога (вариант 2.2)

Программа коррекционной работы содержит:• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потр...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...