Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока
консультация по теме

Зайцева Марина Геннадьевна

В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 38-вида".

«Работа учителя-дефектолога в общеобразовательной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС нового поколения с учётом требований к современному уроку»

                                                                                                                                         УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ  

                                                                                                                                                  ЗАЙЦЕВА М.Г

2013г.

Федеральный государственный образовательный стандарт – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

 Основная задача ФГОС - обучение школьников умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.

   Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В связи с переходом на новые Стандарты  происходят  изменения и в содержательной  части профессиональной деятельности  учителя-дефектолога.

Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной (коррекционной)  школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего  наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

Цель деятельности учителя-дефектолога:

Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

-диагностическое,

-коррекционное,

-аналитическое,

-консультативно-просветительское  

-профилактическое, организационно-методическое.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Диагностическое направление.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Диагностическое направление работы включает в себя:

-первичное дефектологическое обследование;

-систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;

-проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Коррекционное направление.

Система  коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

-сенсорное и сенсомоторное развитие;

-формирование пространственно-временных отношений;

-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще- интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

-формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста.

Аналитическое направление.

Проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Здесь решаются такие задачи:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка.

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер.

Организационно-методическое направление.

Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК города, округа для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных (коррекционных) учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

                        

                                                   «Урок – это зеркало общей и

                                                           педагогической культуры учителя,

                                                        мерило его интеллектуального богатства,

                                                       показатель его кругозора и эрудиции»

                                                                                      В.А. Сухомлинский

 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

 Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок должен научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему   осознать себя.

Задача учителя  помочь школьнику с ОВЗ усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить в условиях социальной среды.

При организации учебного процесса учитель должен руководствоваться принципами:

-обучение должно быт направленно на ослабление недостатков в познавательной деятельности  и на формирование личностных качеств

-использование на уроках проблемных ситуаций

-разнообразить методы и виды учебной деятельности

-использование разных методов. Наглядных, словесных, действенных

-вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка. На основе индивидуального и дифференцированного подхода

Так же выдвигаются требования у уроку :

1.Учитель должен владеть учебным предметом, методом обучения.

2.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3.На каждом уроке должна  вестись коррекционно-развивающая работа.

4.Материал должен быть научным и доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.

6.На уроке должны осуществляться меж предметные связи.

7.На уроке должны использоваться:

-тсо

-дидактические материалы (карты, плакаты, схемы. алгоритмы рассуждений, перфокарты…)

8.Необходимо в процесс обучения вводить компьютеры.

9.Должен соблюдаться охранительный режим

-учитывается возрастная нагрузка на ученика

-физминутки(1-4 класс 2 физ.мин, старшая школа-1)

-соответствие мебели

-соблюдение санитарно-гигиенических требований

10.Урок должен способствовать решению основных задач

-оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ОВЗ

-способствовать социальной адаптации ребёнка

Специальные требования:

1.Замедленность темпа обучения

2.Упрщение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.

3.Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.

4.Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка

5.Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

6.Опора на более развитые способности ученика.

Произошли изменения и в формулировке и в  содержании типов  уроков.

        

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений(поверка и оценка знаний)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Основные коррекционно-развивающие задачи

-коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания)

-коррекция и развитие связной устной  речи

 -коррекция и развитие связной письменной речи

-коррекция и развитие памяти

-коррекция и развитие зрительных восприятий

-развитие слухового восприятия

-коррекция и развитие тактильного восприятия

-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

-коррекция и развитие мыслительной деятельности

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоциональной-волевой сферы

Методы обучения:

-беседа

-наглядные методы (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение)

Итак, урок - неотъемлемая часть учебного процесса, которая всё ещё остается одной из основных форм организации обучения. Время «готовых» уроков постепенно уходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему  давать урок, развивая понимание знаний, умений и навыков, создавая условия для наполнения их смыслом, а так же  возможность самому ученику добывать эти знания, умения, навыки через проблемные ситуации и самостоятельные поиски их решения.

Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Преодоление школьной неуспеваемости как одно из направлений работы учителя-дефектолога

Более подробно мы остановимся на том, какую помощь может получить ребенок с ослабленным здоровьем со стороны учителя-дефектолога....

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

Выступления заседания ШМО специалистов КРО «Современные технологии в работе учителя-дефектолога»

Педагогические технологии—это сложные системы прижмов и методик, направленных напостроениедеятельности, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предпо...

Использование современных оценочных средств в работе учителя-дефектолога

В прикрепленных документах приведены примеры некоторых методик.В целом, для проведения мониторинга использую следующие методики:- анкета уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой;- шкала выраженност...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...