Программа психолога для предшколки
рабочая программа (1 класс) на тему

Артёмова Алла Сергеевна

В помощь педагогам-психологам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologa_dlya_predshkolki.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.  

Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

  • Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство .уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Курс включает 30 занятий в группе 1 занятие в неделю.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

10

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

4

Итого:

32

Содержание программы

 (32 ч)

Графический диктант(12ч)

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (4 ч)

Предлагаемые в группе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой  памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. 

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Ожидаемые результаты

 

личностные результаты:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

 - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

метапредметные результаты:

- умение организовать свою деятельность: высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы других;

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; - умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться. 

предметные результаты:

  • отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;        
  • проверять результаты вычислений;        
  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;
  • анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);                 
  • сопоставлять схемы и условия текстовых задач;         
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • сравнивать изображенные предметы и геометрические фигуры и группировать их по заданным признакам; предлагать критерии для группировки;        
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;
  •  сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;        
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Требования к уровню подготовки учащихся.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 30. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Внимание

Вообра- жение

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№3

№4

№4

№6

№2

№5

Фамилия,

имя

Количество зачеркн. фигурок за 2 минуты

Количество придуманных рисунков

Количество

Есть точка 5.

Зрит.

Слух

Способность к сравнению (изображения)

Способность к анализу (закономерность)

Рисунков, изображенных

Линий

Количество

Правильно

Неправильно

Точно

Соответствующим цветом

Толстых

На карандаше

Рисунков

Отмеченных картинок

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


Внимание

Вообра- жение

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№2

№3

Есть запятая

№3

№4

№4

№5

№6

№7

Фамилия,

имя

Колич. букв за 2 мин.

Количество придуманных рисунков

Количество

Зрит.

Слух.

Способн. к классиф. (лишние предметы)

Способн. к анализу (законно-мерность)

Способн. Рассуж-дать («рот»)

Способн. к сравнен. (составь круг)

Рисунков, изображенных

Линий

Количество

Правильно

Неправильно

Точно

Соответствующим цветом

Толстых

В круге

Рисунков

Отмеченных картинок

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

 

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Календарно-тематическое планирование занятий

курса «Развитие познавательных способностей»

№ п/п урока

средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ)

задания

творческого

типа

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

1

технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

технология продуктивного чтения

ИКТ

творческие задания входят в систему заданий

на каждом занятии

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

1

01.10

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

1

8.10

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

1

15.10

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

1

22.10

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет».

1

29.10

6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

1

5.11

7

8

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

8.11

22.11

9

технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

технология продуктивного чтения

ИКТ

творческие задания входят в систему заданий

на каждом занятии

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

1

29.11

10

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

1

6.12

11

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

1

13.12

12

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица».

1

25.12

13

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

1

15.01

14

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

1

22.01

15

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

29.01

16

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

1

4.02

17

технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

технология продуктивного чтения

ИКТ

творческие задания входят в систему заданий

на каждом занятии

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

1

11.02

18

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

1

18.02

19

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

1

25.02

20

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  Графический диктант «Пеликан».

1

4.03

21

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

1

11.03

22

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

1

18.03

23

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

1

25.03

24

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

1

1.04

25

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

1

8.04

26

технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

технология продуктивного чтения

ИКТ

творческие задания входят в систему заданий

на каждом занятии

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

1

15.04

27

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

1

22.04

28

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

29.04

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант «Космический корабль».

1

22.04

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

1

29.04

31

32

33

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

4

6.05

13.05

20.05

27.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование

Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...

Программа "Психология для старшеклассников"

программа расчитана для обучающихся 10-11 классов...

Интегрированное занятие по программе психологии «Мои привычки»

Так как презентация весит более 3 МБ она разбита на несколько архивов. Для просмотра презентации нужно скачать все части архива и открыть любую из них....

Программа психолога для подготоки к егэ

В помощь педагогам-психологам...

Программа психолога для подготоки к егэ

В помощь педагогам-психологам...

рабочая программа психолога - психолога школы

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...

Рабочая программа психолога - психолога на 2019-2020 учебный год

Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и ...