Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование
методическая разработка на тему

Белянушкина Елена Ивановна

Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_soderzhanie_obrazovaniya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС-ПРОЕКТ «НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

  1. Паспорт программы

1

Фамилия, имя, отчество участника

Белянушкина Елена Ивановна

2

Место работы (официальное наименование и адрес образовательного учреждения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Измайловская средняя общеобразовательная школа

142718 Московская область Ленинский район п. Измайлово

3

Занимаемая должность

Заместитель директора по УВР

4

Преподаваемый предмет и стаж работы по специальности

Педагог-психолог, стаж 4 года

5

Адреса электронной почты, контактные телефоны

Izmailovo-sosh@mail.ru

8-495-549-30-25

6

Домашний почтовый адрес с индексом

142718 Московская область Ленинский район п. Измайлово Центральная площадь дом 3 кв.48

7

Наименование разработанной программы

Психология здоровья школьника

8

Целевая аудитория (на кого нацелена программа)

Учащиеся II и III ступеней

9

Продолжительность обучения по программе

Один учебный год

10

Количество времени, необходимое на освоение программы (в академических часах)

70 часов

11

Данная программа… (зачеркните или удалите ненужное)

 

Проходит апробацию (реализуется менее 3-х лет)

 

12

Данная программа… (зачеркните или удалите ненужное)

 

 

Не имеет экспертного заключения

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

В современных условиях развития общества появилось достаточно большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Различные нарушения здоровья часто сопровождаются угнетёнными психическими состояниями, которые в значительной мере ухудшают качество жизни школьников и их родителей. Именно поэтому особо остро стоит проблема оказания практической психологической помощи учащимся школы. Такие психологические проблемы современного общества, как агрессия, депрессия, стресс и другие оказывают своё негативное влияние на социализацию учащихся, но они могут быть решены, благодаря компетентному использованию возможностей практической психологии. Именно такие возможности реализуются в предлагаемом курсе дополнительного образования «Психология здоровья школьников».

Цель программы: изучение содержания, форм и методов поддержания психологических основ здоровья учащихся школы, формирование условий для их полноценной жизненной самореализации.

Задачи программы:

 дать теоретические и практические знания по школьным неврозам и      невротическим расстройствам здоровья;

 сформировать у детей правильное представление о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека и на этом базисе воспитать отношение к здоровью как  к важнейшему жизненному приоритету;

 обучить основам здорового образа жизни;

 раскрыть сущность проблем при зависимых нарушениях поведения (курение, алкоголизация подростков, опасность наркотической зависимости). Показать возможности оказания психологической помощи;

 научить навыкам саморегуляции поведения при развитии состояний школьной дезадаптации;

 воспитание общей культуры и её неотъемлемой части – культуры  здоровья,  по средствам  программы «Психология здоровья школьников».

 

  1. Содержание программы

Учебный план

Программа «Психология здоровья школьников»

           Тема занятий

Количество часов

 Примечание

         

Возрастные основы индивидуального развития

 

    1

Психологические основы здоровья школьников. Роль образа жизни в индивидуальном развитии  

1

     2

Психология младшего школьника.

Психология подростка и старшего школьника.  Критические возрасты и здоровье  

1

     3

 Анатомо – физиологические и психологические особенности детей школьных возрастов. Факторы риска ухудшения здоровья учащихся

1

     4

Гигиена девочки и мальчика. Мода, вредные привычки и здоровье

1

     

Понятие о здоровье и образе жизни

 

 

     5

Что значит ЗОЖ, как научиться вести здоровую жизнь.  

1

    6

Культура здоровья и как её воспитать  

1

    7

Принципы сознательности и активности как основа здоровьесберегающих технологий

1

Как научиться учиться

    7

Понятие об умственной деятельности. Психофизиология умственной деятельности.     Как определить особенности своей памяти и её тренировка

1

    8

   

Как организовать своё рабочее место. Как правильно готовить домашние задания

1

    9

Как предупредить нарушения зрения, осанки, дыхания и кровообращения при учебной деятельности.

1

   10

Методы предупреждения раннего умственного утомления и повышения работоспособности

1

                       

Закаливание и профилактика простуд

        

   11

Основные причины и меры предупреждения простуд. Как отличить простуду от гриппа. Поведение при простуде и гриппе

1

   12

Методы укрепления иммунитета. Поведение при сезонных эпидемиях гриппа.

1

   13

 Гигиена органов дыхания и голосового аппарата

1

   14

Средства и принципы закаливания

1

Психофизическое здоровье и его тренировка

   15

Понятие о психическом здоровье и определяющих его факторах

1

   16

Индивидуальные особенности психики человека, как их определить и корректировать

1

   17

Учёт  индивидуальных особенностей человека в образе жизни, поведении, выборе профессии и т.д.

1

   18

Понятие о биоритмах и их учёт в жизнедеятельности

1

   19

Роль сна в обеспечении психического здоровья; гигиена сна

1

   20

Как правильно построить свой режим

1

   21

Причины конфликтов, пути их предупреждения и преодоления

1

Профилактика вредных привычек

   22

Возрастное развитие и вредные привычки

1

   23

Влияние психоактивных веществ на растущий организм

1

   24

 Зависимое и независимое поведение школьников

1

   

   25

Как выработать у себя активную позицию в решении собственных проблем

1

   26

Формирование устойчивости к вредным привычкам и отучения от них

1

Двигательная активность

   27

Роль двигательной активности в развитии человека. Движение есть жизнь

1

   28

Место двигательной активности в жизни учащегося

1

   29

Физическая культура: задачи и средства

1

 

   30

Средства и методы обеспечения правильной осанки. Занятия спортом: за и против.  

1

   31

 Как правильно регулировать физические нагрузки

1

   32

Как оценить эффективность занятий физической культурой    

1

Половое воспитание

   33

Понятие о биологическом и социальном назначении полов

1

   34

Половые психофизические особенности и их учет в образе жизни

1

   35

Закономерности и особенности образа жизни девушки и юноши

1

   36

Как понимать женскую и мужскую красоту

1

   37

Гигиена девушки и юноши

1

   38

Образ жизни и половое воспитание

1

   39

Быть гордым за принадлежность к своему полу и уважать противоположный пол

1

   40

Понятие о симпатии, влюблённости, любви

1

   41

Ранние половые контакты с точки зрения биологической и социальной

1

Действия в чрезвычайных ситуациях

   42

Чрезвычайные ситуации: виды и причины

1

   42

Как предупредить чрезвычайные ситуации

1

   44

Поведение человека в чрезвычайных ситуациях

1

   45

Как оказать срочную доврачебную помощь

1

   46

Острые состояния у человека: их причины и предупреждение; поведение человека при их возникновении

1

 Эмоционально-волевая сфера личности школьников

   47

Причины детской и подростковой агрессивности. Особенности проявления агрессии у детей школьного возраста

1

   48

Психодиагностика школьной агрессии и психического состояния учащихся

1

   49

Тревожность и переживания учащихся школ

1

   50

Что такое нормальное поведение в школьном возрасте и какое поведение можно считать девиантным.

1

   51

Психологический стресс и риск расстройств здоровья школьников

1

   52

Школьные стрессоры. Резервы психической саморегуляции в школьном возрасте.

1

   53

Психологическая помощь при стрессе. Способы преодоления негативных явлений в жизни школьника

1

   54

Роль спорта и физических упражнений в укреплении психологического здоровья школьников

1

   55

Влияние эмоционального благополучия школьника на успешность его обучения. Понятие способности и одарённости

1

56

Как управлять собой. Составление дневника самовоспитания

1

Практическое занятие

Психология отношений «учитель-ученик»

   57

Ученик как личность. Формирование мотивации к обучению

1

   58

Формы психологического взаимодействия учителя и учеников

1

   59

Воспитание культуры общения у учащихся как средства обеспечения психического комфорта в школе

1

   60

Культура ученика как фактор его хороших взаимоотношений с учителем

1

61

Основы общения. Приятно ли со мной общаться

1

Практическое занятие

Психология семейных отношений как неотъемлемая часть культуры здоровья

   62

Выстраивание здоровых внутрисемейных отношений

1

   63

Особенности детско-родительских отношений в семье

1

   64

Проблемы детей в семьях и пути их решения

1

   65

Нормализация     семейно -  психологического благополучия

1

Я отвечаю за себя и своё здоровье

66

Что зависит от меня

1

Практическое занятие

   67

Моё здоровье-основа моей жизни

1

Практическое занятие

   68

Как моё здоровье зависит от меня

1

Практическое занятие

   69

Составление карты здоровья

1

Практическое занятие

   70

Значение природы для здоровья и отдыха человека

1

Практическое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования"

Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования" . Представлена статья, задания группам и буклет....

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

Использование новых технологий как средство интеграции содержания образования

Статья освещает вопросы рационального использования учебного времени при концентрированном обучении. В начальной школе  концентрированное обучение возможно использовать через "погружение в образ"...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

ФГОС - стратегия обновления содержания в достижении нового качества образования

Никому не секрет, что ведущие принципы ФГОС - это принципы преемственности и развития. Что касается начальной школы, то её выпускник - это ученик, владеющий основами умения учиться, способный к органи...

Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов

Презентация на тему: Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов...

Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий

laquo;Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий.»...