Использование новых технологий как средство интеграции содержания образования
статья на тему

Шубина Елена Владимировна

Статья освещает вопросы рационального использования учебного времени при концентрированном обучении. В начальной школе  концентрированное обучение возможно использовать через "погружение в образ". Под "погружением в образ" подразумевается единая эмоционально-образная тема, пронизывающая все учебные предметы определенного временного периода. Например, весь ноябрь  объединен образом матери. Тема матери используется не только на уроках чтения и русского языка, но и на математике, трудах, рисовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shubina_integratsiya_uchebnogo_materiala.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых технологий как средство интеграции содержания образования

                Основной моделью концентрированного обучения в начальной школе является

          «погружение» в образ. Данная модель позволяет открыть новые резервы

         эффективного использования учебного времени. Они таковы:

        1. Содержательная связанность уроков единым образом  (темой) позволяет исключить неэффективное время урока, затрачиваемое на психологическое переключение ученика с одного предмета (содержания) на другой, что позволяет сохранить длительную «массивную» установку на учение (учителя).

               «Погружение» в образ делает понятие «урок» условным. Переключение с одного предмета на другой может происходить вне зависимости от времени, выделенного на один урок. Сохраняется понятие «день», включающее в себя встречи с учениками, связанные одним большим образом.

                 Внимательно пересмотрев программу начальной школы, мы сделали вывод, что многие темы по разным предметам перекликаются между собой, стоит лишь поменять программный материал местами.

                 Так, например, одно из погружений во втором классе по стихиям природы, по теме вода включило в себя следующие темы:

                  Русский язык: «Состав слова. Безударная гласная в корне и других частях слова. Орфографический словарь. Имена собственные».

                  Математика: «Нумерации. Тысяча. Величины. Единицы измерения объёма».

                  Естествознание: «Вода, её свойства и состояния. Моря, реки, озёра».

                  История: «Славяне. Расселение славян. Отношение к воде, обычаи, традиции и обряды».

       

         Таким образом, первый урок по теме начинается с истории, на которой ребята встречаются с душой воды. Она знакомит ребят с нашими предками – славянами, которые почитали воду, слагали о ней песни и стихи, посвящали ей праздники и обряды. Урок истории сопровождается некоторыми записями в тетрадь по письму и постепенно переходит в урок русского языка. Здесь идет работа с деформированным текстом по орфографии, работа над происхождением некоторых слов, по составу слова, родственным словам. Причём урок русского языка обязательно включает все этапы урока в традиционной системе, здесь есть и чистописание и словарная работа, но тексты к каждому виду работы тщательно подобраны и конечно, одним учебником русского языка здесь не обойтись.

         День продолжает сказка о непослушной капельке воды, во время которой учитель знакомит детей с круговоротом воды в природе. Рассказ сопровождается Музыкой и иллюстрациями. Объяснения учителя заканчиваются рисованием сказочного круговорота, при этом дети получают задание придумать новые элементы к сказке. В паузах между встречами дети играют в народную игру «Ручеёк», ни на минуту не забывая о теме дня.

         2. В методике построения урока есть понятие «актуализация опорных знаний». На этот этап урока принято отводить  до 5 минут учебного времени. И это оправдано, так как разнопредметметные знания, связанные между собой разбросаны во времени. А память имеет свойство забывать ранее изученное. Следовательно, ребёнку необходимо вспомнить. Одновременное изучение связанных разнопредметметных знаний позволяет:

                    1) Не расходовать время на освоение этих знаний дважды.

                    2) Органично осуществлять межпредметные связи.

                Так, например, Рождественское погружение включило в себя следующие темы:

         Русский язык: «Систематизация и обобщение знаний о слове»

         Естествознание: «Земля – планета Солнечной системы. Возникновение жизни на Земле»

         Математика: «Время. Лента времени. Год, месяц, неделя, сутки. Юлианский и Григорианский календари».                                

         Чтение: «Библия для детей. Библейские заповеди».

   

         3. «Погружение» в образ позволяет в течение одного урока чаще чередовать разноплановые (разнопредметные) виды деятельности(многообразие дидактической основы),что сохраняет высокую мотивацию к учению, повышает его эффективность и быстроту освоения.

         Так, например, программа предлагает включить в круг произведений для чтения в первом классе «Сказку о рыбаке и рыбке», во втором классе «Сказку о царе Салтане…», в третьем классе «Сказку о мертвой царевне…». «Погружение» в образ позволяет объединить программный материал в «Сказочную неделю». В ходе, которой на каждом уроке, будь то математика или русский язык, будет происходить знакомство со сказкой.

         На уроках русского языка это работа с текстом, предложениями, словами из сказок.

         Рассмотрим более подробно, как можно разнообразить дидактическую основу на уроках математики.

        1)Устный счет: игра «Поднимись по лесенке». Победитель получает яблоко, называет сказку, идет беседа по сказке, звучит фонограмма. Игра «Распутай клубок» победитель получает белку с золотыми орешками. Звучит отрывок из сказки.

         2)Объяснение нового: когда в случае верно выполненного умножения на оборотной стороне карточки появляется фраза «свет мой зеркальце скажи…»

              600  40=            30  20=                      50  200 =               300  30 =

        Учитель интересуется: «Что должно было сказать зеркальце», а более подробно знакомиться со сказкой дети будут на уроке чтения.

         Комплекс выделенных нами факторов позволяет иметь значительную экономию учебного времени.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.

Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...

Опыт работы "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья  об интегрированном содержании уроков по предмету "Окружающий мир"....

Использование бережливых технологий как средство качества повышения образования

Рассмотрим понятие бережливое производство, что такое бережливость, методы бережливых технологий...