Главные вкладки

    Опыт работы "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".
    опыты и эксперименты на тему

    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_integratsiya_soderzhaniya_obrazovaniya.doc204 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

    Юркина Светлана Владимировна

    Описание системы работы

    Юркиной Светланы Владимировны,

    учителя начальных классов

    МБОУ «СОШ №31 с углубленным

    изучением предметов художественно-эстетического профиля»

    Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

    Аристипп

    Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов.

    1. Актуальность темы

    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

    Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей. Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

    Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

    Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

    Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка,  для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

    Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

    Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

    2. Интеграция предметов в начальной школе

    2.1. Суть интеграции

    Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.

    В законе "Об образовании в РФ" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

    Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

    В чём же заключается суть интеграции в обучении?
    Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

    • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
    • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

    По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

    Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

    Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

    2.2. Уровни интеграции

    Как показал анализ литературы, на сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия “интеграция”, хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова “интеграция”, например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и т.п. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:

    • интеграция – “процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения” (Н.С. Сердюкова);
    • интеграция – “ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира” (Г.А. Монахова).

    Очевидно, что большинство педагогов опираются на процессуальные характеристики явления педагогической интеграции.

    Более полное понятие интеграции в педагогике, на мой взгляд, дает В.С. Безрукова.

    Педагогическая интеграция – это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся.

    Так как я выяснила, что интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни, По вопросу определения уровней педагогической интеграции у педагогов мнения расходятся.

    Так В.П. Аберган устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе:

    1) межпредметные связи,

    2) дидактический синтез,

    3) целостность.

    И. Коложвари, Л. Сеченикова выделяют четыре уровня интеграции:

    1) интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе;

    2) объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов;

    3) сравнительно-обобщающее изучение материала;

    4) самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.

    Эти выделенные уровни отличаются различными подходами и являются многоаспектными. Я считаю, что различное выделение уровней в педагогической интеграции происходит от смешения понятий двух терминов “содержание образования” и “содержание обучения”, которые широко используются в педагогической литературе в последние десятилетия. Разница между ними обусловлена различием самих понятий “образование” и “обучение”.

    Поскольку образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступающих в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированное™ мировоззрения, развитии качеств личности, то и содержание образования – это тот заданный (желанный) результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте в виде требований к знаниям, умениям и навыкам.

    Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступают учебная информация и комплекс задач и упражнений, обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний. В свернутом виде содержание обучения представлено в виде учебного плана, более развернуто – в учебных программах, полно – в учебниках, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.

    На мой взгляд, выделение уровней в педагогической интеграции должно быть одноаспектное. В рамках данной работы рассмотрим выделяемые педагогами уровни интеграции содержания обучения.

    Доктор педагогических наук В.Т. Фоменко, изучая интеграционные процессы в школе, выделяет: минимальный уровень интеграции содержания – это уровень традиционных межпредметных связей, “фрагментарного характера, так и значительного взаимопроникновения разнокачественных систем содержания”; высокий уровень интеграции определяется “органическим слиянием, глубиной взаимопроникновения разнородных и достаточно крупных массивов содержания”. Так же двухуровневую интеграцию видит Т.Г. Браже. По ее мнению, интеграция может быть внутрипредметной и межпредметной.

    Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются и ее виды. В.Т. Фоменко, А. Католиков, И.В. Кошмина различают горизонтальное и вертекальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.

    Уровни интеграции содержания учебного материала.

    Уровни

    Содержательный отбор и структурирование учебного материала

    Особенности построения самого процесса изучения

    Внутрипредметная интеграция.

     

    (высокая степень интеграции)

    Спиральная структура на основе принципа концентричности. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

    Особенность – исходная проблема, не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит все большее усложнение соотношений элементов,  углубления познания.

    Межпредметная интеграция.

    Межпредметный связи (слабая степень интеграции)

    1. Горизонтальный тематизм. Линейная структура. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные)

    2. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему.

    Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели

    Особенность – включается эпизодически материал других предметов;

    – сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;

    – в целом сохраняется программа урока;

    – тема может быть рассмотрена на программном учебном материале или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя:

    – уделяется различное количество времени: от пяти минут и более;

    – воплощение на уроке различно: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение

    2.3. Формы интеграции

    Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

    Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).

     Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока

    Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

    Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

    Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока

    Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность (рис. 3).

    Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

    Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

    Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.

    Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока

    Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.

    Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
    Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

    Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

    Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

    Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.

    2.4. Примеры  интеграции.

    Одно из направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок отличается от обычного урока. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

            При планировании и организации интегрированных уроков я учитываю следующие условия:

    • Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока, потому что объединяются блоки знаний различных предметов;
    • При планировании необходим тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности.

    Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока (внутрипредметная интеграция), употребляя для этого разнообразные задания по целям воздействия и использования на различных уроках. 

    Пример. Математика.

    Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, аренда, бизнес и т.п.

    Учебные задания с экономической информацией один из возможных вариантов разнообразия трудоемкой и довольно скучной работы по совершенствованию вычислительных навыков.

    Каждое задание содержит вопрос, связанный с той или иной экономической терминологией, которую ребенок неоднократно слышал в семье, в школе, на улице. Математические задания выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.

    1. Как можно назвать продукт, который изготовили не для того, чтобы потребить его самим, а для того, чтобы продать?

    ДЕНЬГИ 20
    ТОВАР 10

    Подтвердишь правильность выбора ответа, если решишь следующую задачу: “В лесном хоре "Мисолька" поют 15 скворцов, а соловьев – на 8 птиц меньше. Из всех птиц первыми голосами поют 12 птиц, а остальные – вторыми голосами. Сколько птиц в хоре ”Мисолька” поют вторыми голосами?”

    Одни люди занимаются производством продуктов питания, другие шьют одежду, третьи делают машины и т.д. Тот, кто произвел молоко, хлеб и другие продукты питания, должен обменять их на одежду, обувь, игрушки. Товар – это то, что получается в процессе производства и предлагается для продажи.

    2. Помнишь мультфильм про дядю Федора и его кота Матроскина? Как называют в экономике явление, когда кот Матроскин взял корову напрокат у государства? ФЕРМЕР АРЕНДА

    Свой ответ подтвердишь, если заполнишь пустые клетки буквами, заменяя каждое число суммой меньших чисел из таблицы:

    7

    10

    4

    5

    9

    7

    2

    5

    7

    2

    Е

    А

    Д

    3

    Н

    Е

    Р

    1

    К

    Ф

    и

    3. “Из Москвы и Киева, расстояние между которыми 860 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость московского поезда 60 км/ч, а киевского 50 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 5 ч их движения?”

    Проводится беседа по вопросам:

    - Чтобы изобразить расстояние от Москвы до Киева отрезком в тетради, какой масштаб удобно выбрать? (1 см соответствует 100 км.)

    – Какой длины отрезок будет в тетради при этом масштабе? (Длина отрезка будет 8 см 6 мм.)

    4.При ознакомлении учащихся с вычислением площади прямоугольника и его периметра возникают условия для приобретения учащимися навыков выражать измерения на местности в определенном масштабе на плане. Я предлагаю одному из учеников измерить длину и ширину стола, размеры которого 120 и 80 см. Эти числа записываю на доске, а учащиеся в тетради. Затем спрашиваю:

    - Как изобразить стол на плане? (Надо уменьшить его длину и ширину.)

    – Во сколько раз надо уменьшить его размеры, чтобы можно было план начертить в тетради? (Надо уменьшить в 10 раз.)
    – Сколько сантиметров на плане будут составлять длина и ширина стола? (12 и 8 см.)
    – Как записать установленный нами масштаб? (Масштаб 1:10.)

    Учащиеся в своих тетрадях рисуют прямоугольник длиной 12 и шириной 8 см. Он и является планом стола, т. е. изображением на бумаге вида стола сверху.

    Представленные задания использую для внутрипредметной интеграции.

    Приведу примеры некоторых интегрированных уроков с межпредметной интеграцией.  А также  остановлюсь на возможностях интеграции предметов в начальной школе в процессе формирования у учащихся познавательной компетенции.

    Интеграция в преподавании русского языка с другими предметами.

    Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами,  как отмечают ученые, выражается также и в том, «что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете». Таким предметом для русского языка является, например, английский язык, изобразительное искусство и информатика (из опыта работы).  

    3 класс. Русский язык и английский язык.

    Тема урока «Разряды прилагательных в русском и английском языках».

    В ходе работы на данном уроке учащиеся, на основе имеющихся знаний о разрядах прилагательных в русском языке, получают новые знания о разрядах прилагательных в английском языке. Путем сравнения и систематизации имеющихся знаний и  анализируя изученный материал, учащиеся приходят к выводу, что в русском языке есть притяжательные прилагательные, а в английском- притяжательный падеж. В русском языке есть относительные прилагательные, в то время как в английском языке в роли относительных прилагательных очень часто выступают существительные.

    3 класс. Русский язык и английский язык.

    Тема урока  «Падежи в русском и английском языках».

    Изменение слов по падежам в английском языке всегда вызывает сложности у учащихся, так как очень трудно объяснить ребенку, что любое слово будет оставаться неизменным в любом падеже. В русском же языке- наоборот, существительные меняют форму слова в зависимости от падежа, однако падежные отношения  между словами в английском языке существуют. Как же они выражаются? Показателем падежей в английском языке служат предлоги, а в русском языке - окончания. К такому выводу и пришли учащиеся в течение урока.

    1 класс. Русский язык и изобразительное искусство.

    Тема урока  «Закрепление знаний о словах обозначающих и изображающих предметы и признаки».

    Изучая понятия “предмет” и “признак”, учащиеся знакомились с буквицей, с художественным работам русской живописи, с историей буквопроисхождения  и словообразования. На уроке учащиеся тренировались в графическом написании букв, проявляли творчество в художественном изображении букв.

    3 класс. Русский язык и информатика.

    Тема урока  «Текст. Текстовый редактор».

    Работая в текстовом редакторе, учащиеся закрепляли знания о тексте, основной мысли текста, определяли окончания имени  прилагательного по вопросу, число и род прилагательного по числу и роду имени существительного и т.д.

    Интеграция в преподавании  математики и окружающего мира.

    Экспериментальным путем пришла к выводу, что не только можно, но и нужно искать пути интеграции в преподавании таких школьных предметов как математики и окружающего мира. И можно это делать как через сходное структурирование подачи учебного материала на уроках математики и окружающий мир, так и через проникновение знаний математики в окружающий мир,  окружающего мира в математику. Размышляя над этим, пришла к выводу, что математика и окружающий мир – это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании любой школьной дисциплины. Знания только фактического материала содержания предмета сейчас уже не достаточно. С другой стороны, изучение любой науки невозможно без знания основ логики, умения представлять факты в виде схем, таблиц, исследования происходящего с помощью моделей – формул. А этому, как раз, и учит математика.  

    4 класс. Математика и окружающий мир.

    Тема: «Умножение и деление. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника. Древнерусская деревня».

    Путешествуя по русской деревне, учащиеся измеряли площадь и периметр избы, площадь и периметр приусадебного участка, знакомились с «красным уголком» в избе и т.д.

    Я убедилась в том, что содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:

    1. Формируют целостную картину мира
    2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
    3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
    4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
    5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
    6. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
    7. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
    8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
    9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные  виды деятельности.
    10. Формируют познавательный интерес учащихся.
    11. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
    12. Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
    13. Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
    14. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
    15. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
    16. Способствуют повышению мотивации учения.
    17. Урок решает не множество задач, а их совокупность.

    3. Образовательное событие как эффективная форма интеграции образовательного пространства.

    Решая задачи интеграции,  я занялась поиском новых форм организации учебно-воспитательного пространства, основанного на единстве обучения и воспитания, содружестве, сотворчестве, а главное – деятельности.

    Мне хотелось придумать что-то такое, что давало бы еще и возможность учащимся ощутить себя в новом качестве, в новой среде.  Такой формой стало для меня образовательное событие.

    Почему образовательное событие стало для меня педагогической идей?  

    Существует необходимость «оживления» школьного пространства. Предметом педагогической ответственности должен стать не контроль, а организация  пространства деятельности школьника и школьного коллектива, в котором он мог бы действовать, проявлять личностную и гражданскую активность, инициативность, творчество.

    Что такое образовательное событие?

    Это понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

    Образовательное событие стало единицей проектирования учебно-воспитательного процесса.  Используя событие как  инструмент проектирования,  необходимо учитывать, через какие уровни во время события проходит участник, ведь событие разворачивается как преодоление человеком определённых границ, как практических, связанных с осуществлением нового действия, так и границ в мышлении.  В основу  образовательных событий должны быть положены   нравственные ценности.

    После события что-то должно меняться (например, организация жизни, самоощущение, формы поведения), в конечном итоге это проявится в  культуре человека, его поступках.

     Таким образом, главное условие образовательного события  – актуальность и современность, соответствие возрастным и социальным потребностям учащихся.

     Образовательное событие и есть одна из форм интеграции учебно-воспитательного процесса.

    Образовательное событие обеспечивает:

    • расширение предметного содержания;
    • формирование  мотивации на учебную деятельность;
    • создание условий для самореализации учащихся и презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
    • развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
    • развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
    • воспитание уважительного отношения к традициям, все это и есть  универсальные учебные действия,  сформированность которых позволит ученику продолжить образование  и личностное развитие.

    Это база, которая позволит человеку  заниматься своим индивидуальным ростом, самореализацией, вести исследовательскую работу.

    Основная концепция образовательного события -   создание единого образовательно - воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности   на учебную и воспитательную.

    Основной принцип образовательного события: от сотрудничества – к содружеству, от содружества – к сотворчеству и   соуправлению.

     Основная форма реализации – деятельностная среда.

    Само слово «событие» предполагает что-то исключительно важное, интересное, увлекательное, требующее напряжения эмоциональных и интеллектуальных сил, оставляющее след в душе надолго. Как сделать так, чтобы таким событием стал урок да не один, а может быть,  2-3-4?

    Преимущества этого метода очевидны:

    • есть гарантия в получении новых знаний учащимися, не предусмотренных программой;
    • приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
    • это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
    • ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
    • ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
    • каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

    И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к природе, истории и культурным традициям страны.

    Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

    Мною апробированы три образовательных события:

    «Олимпийская карусель» (целью данного образовательного события было способствовать формированию у учащихся целостной картины олимпийского движения и воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Родину в свете предстоящих олимпийских игр в Сочи. Согласно новым ФГОСам, одной из основных задач является формирование метапредметных знаний. Мною была разработана система уроков в рамках образовательного события, объединенных общей целью и темой и способствующих развитию метапредметных знаний. Для решения зада поставленных на каждом из этих уроков учащимся нужны были знания из каждого предмета: «математика», «литературное чтение», «русского языка», «окружающего мира». Образовательное событие охватило не только учебную деятельность, но и внеурочную деятельность. На параллели 3 – 4 – х классов учащимся было дано творческое задание: придумать и исполнить Флеш – моб, который мог бы стать отличительной признаком наших болельщиков во время Олимпиады в Сочи. Флеш – мобы исполнялись всеми классами во время перемен в холле первого этажа. В жюри были выбраны учащиеся старших классов и учителя хореографии.

    «Югра - наш общий дом» (Жить, где бы то ни было, и ничего не знать о культуре и традициях данной местности - отличительный признак непросвещенного человека. Одной из целей современной школы является формирование образованной всесторонне развитой личности. Именно, исходя из этого в нашей было проведено образовательное событие «Югра – наш общий дом». В рамках этого мероприятия были проведены уроки и кружки, позволяющие учащимся открыть для себя с новой неизвестной стороны наш округ. Мною были разработаны и даны уроки: окружающий мир по теме «Традиции и обычаи народов севера», литературное чтение «Поэтические шедевры народов севера», математика по теме «Геометрические фигуры в постройках народов ХМАО». Знания, приобретенные учащимися на этих уроках, были использованы на интегрированном кружке английского языка и риторике «В гостях хорошо, а дома лучше». ФГОСы предусматривают получение знаний не только в рамках учебных занятий, но и через самостоятельную поисковую деятельность. Под руководством учителей декоративно – прикладного искусства, живописи и рисования учащимися было выполнено панно «Югра – наш общий дом». Ребята разместили животный и растительный мир Югры, главные города нашего округа, полезные ископаемые нашего региона).

    Фестиваль «Дружбы народов» (Фестиваль  является традиционным в городе и  школе. Он позволяет учащимся раскрыть себя с творческой стороны.  Мной было уделено достаточно внимания данной теме на уроках: окружающий мир по теме «Традиции и обычаи различных народов», русский язык «Письмо другу», математика «Не просто цифры…». Но основной упор был сделан на внеурочную деятельность. Нашему классу выпало задание представить народ Армении. В подготовке этого события были задействованы классный руководитель, учителя предметники (хореография), учащиеся и родительская общественность. На заключительном концерте в актовом зале, классом был представлен «мини – спектакль», раскрывающий во всем многообразии армянскую культуру: армянский танец, стихи на родном языке, кулинарные традиции, пано – презентация «Армения – чудесный край».)

    4. Интеграция как условие формирования метапредметных результатов.

    Интегрированные уроки способствуют формированию метапредеметных результатов:

    Знания приобретают качества системности.

    • Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
    • Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
    • Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
    • Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

    Диагностика сформированности универсальных учебных действий

    Класс/уровни

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    В.у.

    С.у.

    Н.у.

    В.у.

    С.у.

    Н.у.

    В.у.

    С.у.

    Н.у.

    Личностные УУД

    14%

    70%

    16%

    38%

    52%

    9%

    39%

    51%

    6%

    Регулятивные УУД

    8%

    56%

    36%

    23%

    58%

    19%

    19%

    58%

    4%

    Познавательные УДД

    18%

    74%

    8%

    25%

    59%

    16%

    28%

    59%

    13%

    Коммуникативные УУД

    28%

    68%

    4%

    40%

    52%

    7,5%

    42%

    56%

    2%

    Анализируя данные, полученные в ходе исследований УУД, можно сделать вывод, что  уровень сформированности личностных и ругулятивных УУД в стабильно положительной динамике, а вот учащихся с недостаточным уровнем сформированности познавательных и коммуникативных действий во втором классе увеличивается, но уже к концу  третьего класса  уменьшается. Такую динамику могу объяснить следующими факторами: резкое усложнение учебного материала во 2 классе, увеличивается доля самостоятельной работы.

     Умения, приобретенные учащимися на интегрированных уроках, позволяют ученику чувствовать себя успешным при выполнении комплексной итоговой работы.

    Итоги комплексной контрольной работы за 1 – 3 классы

    Результаты комплексной итоговой работы свидетельствуют о том, что все учащиеся справляются с базовым уровнем сложности и увеличивается количество учащихся, справившихся с повышенным уровнем сложности при 100% успеваемости и достаточно высоким процентом качества (76-78)

    5. Обобщение

    Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:

    • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
    • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
    • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
    • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
    • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

    Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
    2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
    3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
    4. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
    5. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
    6. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
    7. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
    8. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
    9. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
    10. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

    Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

    Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"

    Введение.               1.1. Запрос современного общества.Основная часть....

    Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

      Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

    Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования

    Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сфор...

    Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов

    Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...

    Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

    Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...