Рабочая программа подготовки детей к школе
рабочая программа ( класс) на тему

Ризванова Раушания Рамильевна

Программа предназначена для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.

Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку дошколят в период их подготовки к обучению в школе и в период адаптации в новых социально-педагогических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_podgotovke_doshkolnikov.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа предназначена для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.

        Переход от дошкольного детства к школьному возрасту характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для маленького школьника учение осознается и переживается как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький ученик со своими школьными обязанностями, зависит успех или неуспех в учебных делах, его эмоциональное и психическое благополучие. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности, вопросы воспитания.

        В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к обучению. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку дошколят в период их подготовки к обучению в школе и в период адаптации в новых социально-педагогических условиях.

        Подготовка детей к школе ведется по трем основным направлениям:

  • общее развитие (развитие памяти, внимания, интеллекта);
  • формирование мотивов побуждающих к учению;
  • развитие умения произвольно управлять собой.

Критерии подготовленности ребенка к школе

  • общее физическое развитие (зрение, слух, моторика, состояние нервной системы, общее состояние здоровья);
  • интеллектуальная готовность (словарный запас, кругозор, развитие познавательных интересов);
  • личная и социально-психологическая готовность (внутренняя позиция школьника);
  • эмоционально-волевая готовность (постановка цели, принятия решений, преодоление препятствий).

Цель:

Формирование необходимых основных навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе.

Задачи:

  • готовить детей к обучению грамоте, развивать фонематических слух и умение проводить элементарный звуковой анализ речи;
  • дать первоначальные математические представления;
  • формировать элементарные графические умения;
  • развивать толерантные способы поведения у дошколят;
  • воспитывать организованность в учебной деятельности.

Структура программы:

        Общее количество подготовительных занятий – 10 занятий в неделю по 25 минут. Перемена между занятиями 10 минут.

Форма работы:

        Программа предполагает групповую форму работы.

Направления деятельности подготовки занятий

  • развитие речи и фонематического слуха;
  • развитие элементарных математических направлений;
  • развитие толерантных способов поведения;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие мелкой моторики руки.

Формирование элементарных

математических представлений – 72 часа

        Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними – уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применения схем, моделей, обобщенных понятий.

Цели:

  • накопление, обогащение и упорядочивание элементарных математических представлений;
  • овладение способами оперирования знаниями, перенос их в сходные и нестандартные ситуации;
  • развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  • способствовать формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности в области математики; умения выделять в ней цель и способы достижения, рассуждать о них, стремиться активно оценивать ее результат;
  • развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о частных и обобщенных способах познания свойств и отношений;
  • развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, объяснять ход решения творческой и проблемной задачи;
  • способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;
  • поощрять использование терминов и математической символики;
  • способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них.

Доцифровой период (15ч)

Знакомство с понятиями «> <, столько же», «длиннее – короче», «выше – ниже», «направо – налево», «вверх – вниз», «раньше – позже».

Знакомство с геометрическими фигурами (10ч)

Цифровой период (19ч)

Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка.

Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.

Простые задачи (14ч)

Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.

Работа в тетради (14ч)

Развитие ориентировки на листе бумаги. Понятия выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:

знать 

  • названия и последовательность чисел от 0 до 20;
  • названия и обозначения действий сложения и вычитания.

уметь 

  • считать предметы в пределах 20;
  • читать и сравнивать числа в пределах 20;
  • решать простые задачи на слух и с помощью наглядного материала;
  • использовать математические термины и понятия в познавательной и игровой деятельности.

Подготовка к обучению письму – 72 часа

        Письмо – сложный навык, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Цель: 

Формирование элементарных графических умений.

Задачи:

  • сформировать правильный захват орудия письма;
  • упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости;
  • упражнять в аналитико-синтетической деятельности.

  1. Пальчиковые игры.
  2. Подготовка к письму. Выработка правильной осанки, умения держать карандаши и ручку при письме. Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур. Рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
  3. Штриховка предметов и композиций.
  4. Конструирование и реконструирование письменных букв из элементов-шаблонов.
  5. Знакомство с разлиновкой тетради.
  6. Письмо элементов букв. Письмо прямых коротких линий, длинной прямой наклонной линии. Письмо линии с закруглением вверху и внизу и плавной наклонной линии с закруглением внизу.

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:

знать правила правильной посадки и умения держать ручку.

уметь 

  • правильно держать ручку при письме;
  • обводить контуры линий, штриховать предметы и композиции;
  • писать элементы букв.

Основы чтения и развитие речи – 48 часов

Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, мы развиваем его интеллект.

        Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

        От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

        Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.

Цель:

Заложить основы грамоты.

Задачи:

  • дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение);
  • обеспечить ориентировку в звучащем слове;
  • упражнять в дифференцировании звуков;
  • познакомить с печатными буквами;
  • проводить анализ и синтез образов букв, упражнять в умении их дифференцировать;
  • упражнять в составлении предложений;
  • учить владеть монологической и диалогической речью.

1. Звуки речи

        Узнавание, различение, выделение отдельных звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Уточнение звучания звука и их артикуляции. Анализ особенностей произношения и звучания звуков (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Умение различать твердые и мягкие согласные. Дифференцирование звуков, близких по произношению и по звучанию. Установление последовательности звуков в слове. Признаки гласных и согласных звуков. Знакомство с образами букв русского языка (печатный шрифт). Упражнение в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцирование схожих по изображению букв.

2. Развитие связной речи

        Рассказы об интересных фактах и событиях. Рассказы о книге, которую предстоит прочитать. Рассказы об удивительных приключениях знакомых и незнакомых букв. Буква заблудилась. Что бы это могло быть? Знакомство со словарями. Составление предложений, рассказов по картинкам с последовательно развивающимся действием. Загадки. Пословицы и поговорки. Чтение детских книг. Заучивание детских стишков.

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:

знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.

уметь 

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове;
  • устно составлять 3-5 предложений на отдельную тему;
  • связно говорить, выразительно читать наизусть.

Ознакомление с окружающим миром – 24 часа

        Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

        Необходимо подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни человека. Человек должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.

Цель:

Ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношение к ней, формирования начал экологической культуры.

Задачи:

  • обогащать сознание детей новым содержанием, которые способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, готовим его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ);
  • систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
  • продолжить формированию у детей бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

1. Знак, символ, знаковые системы

«Знаки вокруг нас» (нота, цифра, денежные знаки, дорожные знаки, математические знаки). «Истории о символах». «Откуда азбука пошла». «История о незнакомых азбуках» (азбука «Морзе», семафорная азбука).

2. Время

«Кто и как считает и измеряет время». «Дни и сутки». «Недели, месяц, год». «Как появился календарь». «Как появились часы». «Гиганты прошлого».

3. Природа

Живая природа. Растительный и животный мир. Неживая природа. Почва. Вода. Атмосфера. Климат.

4. Экология

Красная книга России. Красная книга Югры.

5. Здоровье

Правила личной безопасности.  Личная гигиена и режим дня. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Азбука пешехода.

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:

знать 

  • что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей, книг;
  • основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
  • свойства живых организмов и их отличия от неживых предметов;
  • сходство и различия растений и животных;
  • правила поведения в природе;
  • основные особенности и отличия каждого времени года.

уметь 

  • называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
  • наблюдать, делать умозаключения;
  • различать профессии людей;
  • различать природные богатства живые и неживые;
  • различать растения и животных;
  • правильно вести себя в природе.

Изобразительная деятельность – 24 часа

При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется этническая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. Наряду с природой не менее благотворным и неисчерпаемым источником художественных переживаний ребенка являются произведения искусства.

Одно из важнейших качеств любой художественной деятельности – ее творческих характер.

        Ученые установили, что художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном детстве имеет прямое отношение к подготовке к школе. Искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах мышления.

Цель:

Приобщить детей к красоте природы и искусству; развивать творческие способности детей.

Задачи:

  • развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;
  • воспитывать у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу;
  • знакомить детей с произведениями искусства разных видов (живопись, графика, скульптура), формировать интерес к ним;
  • развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество.

1. Инструменты для рисования.

Карандаши. Краски (гуашь, акварель, мелки). Кисти.

2. Основные цвета и их смешение.

Разговор о цвете. Смешай краски. «Веселые кляксы». «Прижми и отпечатай». Узоры из веревки.

3. Положение руки. Виды линий.

Главные (широкие) и второстепенные (тонкие), сплошные (контурные) и прерывистые (пунктирные) линии. Средства и приемы рисования (крупные и мелкие мазки, «примакивание», «протаптывание» бумаги).

4. Осенние, зимние и весенние мотивы.

5. Орнамент (простые узоры из растительных и геометрических элементов)

Требования к знаниям, умениям, навыкам детей к концу года:

знать 

  • название главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • элементарные правила смешения цветов (красный + синий = фиолетовый и т.д.).

уметь 

  • правильно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками;
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений.

Учебно-методический комплект курса

Образовательный предмет

Программа. Название. Автор

Методические и учебные пособия. Автор. Название

Формирование элементарных математических представлений.

Комплексная программа «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова

Е.В. Соловьева «Моя математика»

Развитие речи

Комплексная программа «Воспитательно-образовательная программа» под редакцией Васильевой Т.

В.В. Гербова «Учусь говорить»

 Подготовка к письму.

Кушнир Н.Я., Максимова Н.М. «Введение в школьную жизнь»

Ознакомление с окружающим миром.

Т.И. Гризик «Познаю мир»;

Пособие «Окружающий мир» С. Вохринцева

Изобразительная деятельность.

Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве»;

«Рисование для детей дошкольного возраста» Н.М. Максимова, С.Г. Ашикова

Учебный план

Основное содержание программы

№ п/п

Содержание программы

Количество часов в неделю

Количество часов в году

Формирование элементарных математических представлений.

3

72

Развитие речи

2

48

Подготовка к письму.

3

72

Ознакомление с окружающим миром.

1

24

Изобразительная деятельность.

1

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "подготовка детей к школе"

Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптац...

Рабочая программа "Подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе"

Рабочая программа составлена на основе УМК Н. Ф. Виноградовой "Предшкольная пора".Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренн...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе"

Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной  деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе" 4 - 5 лет

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и е...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа" Подготовка детей к школе"

Подготовка детей к школе- задача комплексная. многогранная. охватывающая все сферы жизни ребенка.Главная цель подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возник...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)

В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование....