Открытое мероприятие в 3 классе по внеурочной деятельности."Масленица"
классный час (3 класс) на тему

Рюмкина Валентина Степановна

Содержание открытого мероприятия и фото  проведения праздника Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проведение праздника Масленицы100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Здравствуй Масленица»

         Цель программы: Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка через песни, загадки,пословицы,игры.

Цель занятия:

      Познакомить учащихся со значением и смыслом праздника «Масленица».

Задачи:

Обучающие:

  • Создать у учащихся игровой настрой, помогающий раскрыть художественные способности ребят.
  • Научить их совместным действиям, проявлять выдержку, находить нестандартные решения.

Развивающие:

  • Развить внимание, воображение.
  • Развить творческий потенциал и  фантазию.
  • Способствовать развитию познавательной, творческой и мыслительной  активности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать
  • самостоятельно и в группе.
  • Воспитать упорство в достижении цели, терпение, аккуратность, усидчивость.
  • Воспитать доброжелательность, чувство товарищества.

                    Наглядный материал и методические пособия

• Методическая подборка учителя «О проведении праздника Маслениц

• Готовые куклы - Масленица

• Подготовленная  учителем компьютерная презентация «Здравствуй, Масленица!»

Оборудование и материалы.

• Компьютер;

• Экран и  проектор для показа презентации.

Подготовительная работа до проведения занятия:

1. Встреча и знакомство с учащимися и их родителями.

2. Распределение учащихся по творческим командам  (оформители, участники художественной самодеятельности и т.д.).

2. Разработка сценария праздника «Масленица!».

3. Подбор материала и заданий в библиотеке.

4. Подготовка оформления и реквизита дворов.

5. Подготовка праздничных игр.

6. Изготовление костюмов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Учащиеся занимают свои места. Обсуждение темы занятия.

               Основной момент.

План праздника:

1. Компьютерная презентация «Здравствуй, Масленица!»

2. Проведение праздника «Масленица!».

     

  1. Компьютерная презентация  «Здравствуй, Масленица!»

Ой,  вы жаворонки,  жавороночки,

                                                 Летите в поле, несите здоровье,

                                                  Первое  - коровье,

                                                  Второе – овечье,

                                                  Третье – человечье.

3. Проведение праздника «Масленица!».

             Класс празднично украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты. Обязательно - изделия русских промыслов, самовар.  Главное украшение класса – обрядовая кукла «Масленица», а так же накрытые столы:самовар,блины,варенье и т.д.,русская печь,ухват,матрешки.

 Ведущий:

Внимание! Внимание! Дорогие девочки и мальчики, уважаемые взрослые. Сегодня у нас проводится праздник

«Масленица!».

                                            Наша Масленица пришла,

                                               Щедрая Масленица,

                                             Будем в игры играть,

                                             Блинами  объедаться,

                                             Сердечно радоваться.

      Праздник начинается встречей Масленицы – чучела из соломы и тряпок на палке. Героиню праздника показывают всему классу.

1.Презентация-фильм о Масленице.

                                                                                         

                 Ведущий загадывает ребятам загадки, а ребята отгадывают:

Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).

Никто его не видит, а всякий его слышит, без крыльев оно, а летит, без языка,       а говорит. (Эхо). 

          Прилетела пава, села на славу, распустила перья для всякого зелья.  (Весна)                                       

Без рук, без глаз, а рисовать умеет.                                     (Мороз)

Кручу, урчу, знать никого не хочу.                                     (Метель)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.                                    (Ветер)

Скатерть бела, весь свет одела.                                           (Снег)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.   (Облака)

В году у дедушки четыре имени.                                       (Весна, лето, осень, зима)

Шкура лежит, а сама до воды бежит.                       (Тающий снег)

Две Палашки бегут в лесок, загнув носок.                       (Лыжи)

За каждый правильный ответ – жетон (кружок цветной бумаги – «широкая масленица»). Поощряются загадки, загаданные кем-то из гостей. Кто больше набирает  жетонов – тому вручается приз! Колядующие непременно получают что-то съестное: сладости, орехи, печенье.

Ведущий:

Кто больше знает пословиц и поговорок . Надо собрать пословицы из их частей.(Пословицы разделены на две части. Команды детей и родителей их собирают в одно целое)

Не житье-бытье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Блин - не клин, брюхо не расколет.

          Блин не поле, пузо не продавит.

И готово, да бестолково.  

Работа да руки – надежные в людях поруки.

         Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Терпение и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Любишь кататься, люби и  саночки возить.

Смелость города берет.

Кто рано встает, тому бог подает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Мал золотник, да дорог .

Ведущая1. Рюмкина В.С.- На Масленичной неделе шли гуляния. Пели песни, слышались шутки-прибаутки,пляски,игры. И у нас сейчас вступает фольклорная группа.

             

Вступает фольклорная группа.-Филиппова Влада Сергеевна

Хозяйка:   Здравствуйте, гости дорогие!

1 дев.         Веселья вам да радости!

2 дев.           Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.

Хозяйка:     Поудобнее садитесь,

                     И с мыслями соберитесь,

                    Приглашает вас фольклор

                     На старинный русский двор!

1 дев:           В старину он вас отправит

                     Вспомнить многое заставит.

                     Поговорки, прибаутки,

                     Сказки разные и шутки.

2 дев:           И гостей и всех ребят

                     приглашаем на обряд.

                     Как давненько наши предки

                     Собирали посиделки.

4. Умницы! Путешествие продолжается. Следующая матрешка – песни.

Заставка: слайд 4 «Русские народные песни…»

- Да, всегда на Руси любили петь песни, водить хороводы. Мы сейчас тоже будем водить хоровод и петь известную вам песню «Во поле березка стояла»

Эту песню мы проинсценируем: хоровод будем водить около русской березки, Данил… будет Иваном, который играет на балалайке, рядом Аленушка машет платочком.

             Не сидите, не скучайте

             В хоровод быстрей вставайте.

Встанем вкруг и поведем хоровод. (Исполняется песня «Во поле березка стояла»)

6. И у нас осталась последняя матрешка. Открываем ее. Еще один жанр народного творчества – Танец.

К нам на посиделки приехали гости, которые исполнят русский народный танец «Подпляска».

(Исполняется народный танец )

Ведущая-В.С.Рюмкина Праздник продолжается.Народные традиции преумножаются.

На Масленицу устраивали разные игры.

Игры

         Праздник «Масленица» - веселый праздник проводов зимы. Хорошо бы выйти на улицу, полепить снежных баб, а так как у нас праздник проводится в классе -  учащиеся  вместе с родителями и педагом начинают играть в игры, где все могут проявить свою фантазию, выдумку, а взрослые вспомнить свое детство, порадовать ими и увлечь ребят.

Ведущий: 

                                                А ну, детишки! Выходи! Не стесняйся!
                                               В силе да в ловкости посостязайся!

         Учащиеся играют в следующие игры. Игры уместны весенние:

                                 

1. Масленичные бои.  Петухи 2. Двое ребят встают на скамейку друг против друга. Им дают в руки подушки. Побеждает  тот, кто собьет противника. Победитель получает приз.

2.  Игра «Ручеек».

 В игре участвуют как мальчики, так и девочки. Играющие  встают парами друг за другом. Среди этих пар есть третий лишний – водящий.  Водящий,  наклоняясь,  проходит по всей  цепочке до начала ряда, выбирает  девочку или мальчика себе в пару. Но в цепочке случается сбой,  так как водящий разбивает пару и вдвоем они переходят в начало ряда, где встают впереди предыдущей пары, а кто остается, становится водящим. Игра повторяется.

4. Игра «Дударь»

Ребята встают в круг. Посередине сидит на корточках Дударь. Учащиеся водят вокруг него хоровод со словами:

Дударь – дударь – дударище,

Старый, старый - старичище.

Его во колоду, его во сырую.

Дударь, дударь, что болит?

Дударь отзывается: «Голова!»

Ребята кладут руки на головы друг другу и с теми же словами продолжают движение по кругу. Дударь может назвать другую часть тела, но на третий раз Дударь должен сказать:

«Ничего не болит». Ребята разбегаются, а Дударь их ловит. Кого поймает, тот и Дударь.

            После того как учащиеся вместе с родителями набегались, напрыгались, наигрались,    ведущий приглашает за праздничный стол. Из угощения – обязательны блины.

                                                        Для вас готово угощенье,

                                                        Всем на удивленье!    

 На блины всех приглашаем,

                                                        Сладким чаем угощаем!

           

В приготовлении блюд, их оформлении, украшении самое активное участие принимают девочки и мальчики, а также их родители. За столом предлагается устроить

  1. викторину, а примут в нем участие все ребята:            

        Что встречает Масленица? (Весну).
         А что провожает? (Зиму).
        Что является символом Масленицы? (Блины).

        Сколько дней продолжалась Масленица? (Семь)

                Как назывался первый день масленичной недели? (Встреча)

                В какой день недели ходили к теще на блины? (В среду, на лакомку.)

                А в какой день недели устраивали кулачные бои, взятие снежной крепости,            перетягивание каната? (В четверг, он назывался разгул, четверг широкий.)

               Как назывался предпоследний день недели? (Золовкины посиделки.)

               Какой день недели носил название «заигрыша»? (Вторник).


         2.  конкурс на лучший самый большой  (маленький), самый фигурный, самый… блин, а вкусовые качества блина подскажут нам после его опробования. 

3.Заклички на Масленицу.

В.С.-А сейчас мы будем Умасливать Масленицу. Уж очень она страптивая, а чтобы с миром ушла и тепло пустила мы сейчас заклички слушать будем.

( Дети зачитывают заклички Масленицы и Весны)Дети берут чучело Масленицы, обходят класс и уносят его, а ребята кричат:                              

                                                        А сегодня, к сожаленью,
                                                       Наше кончится веселье.
                                                       Ты прощай, прощай, Масленица!

         Завершить Масленицу обязательно прощальным ритуалом. Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, затем целуются. Подведены итоги  работы  и обсуждены творческие планы на будущее. 

Литература:

  1. Сценарии «Праздники в школе»- Витебск: «Педагог», 1993г.
  2. Л.Е. Лавренова «Детские Праздники в школе и дома»-  СПб.:«Паритет», 2002г.
  3. Журнал – «Вместе с детьми», игрушки-самоделки, Куклы из ниток. Т.Лаврик г.Краснояр
  4.     Празднование масленицы, масленица, масленница

Масленица — праздник, который отмечали еще наши предки-славяне. Непременными атрибутами веселий являлись румяные блины.      mirsovetov.ruПраздникиpancake-week.htmlМасленица - история праздника - Народные праздники - Истории...У русских считалось, что данные действия «умасливают»  упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

prazdniktebe.ucoz.rupubl…prazdnikov…maslenica…3…1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Занимательный русский язык (открытое мероприятие, 4 класс)

Представленные конкурсные задания в игровой форме позволяют выявить и расширить знания учащихся в области русского языка....

Разработка мероприятия для учащихся 2 класса по внеурочной деятельности «Занимательный английский» . Урок игра

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной до...

Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году

Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году...

Открытое занятие во 2 б классе по внеурочной деятельности «Школа волшебника «Цветик-семицветик»

Открытое занятие во 2 б классе по внеурочной деятельности «Школа волшебника «Цветик-семицветик»...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...