Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
рабочая программа (1 класс) на тему

Лезжова Ольга Владимировна

 

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). В возрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований) зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширению сенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функции зрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное или нарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
    Показано, что основой успешности обучения является накопление детьми предметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления с пространственными признаками и отношениями, а также в непосредственных практических действиях с ними.
    Профилактика возможных проблем в освоении ООП НОО, так же является важной частью тифлопедагогического сопровождения.

     Нормативная основа разработки программы:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- ФГОС НОО  Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

-Приказ Минобрнауки России  №  1897  от 17 декабря 2010 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.   

-Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 об утверждении  федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2-е изд., переработанное, М., Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).

-Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».

-«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;

- ООП НОО ГБОУ ШКОЛА 1375

-Заключений ПМПКонсилиума;

       Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог начальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.

 Задачи:

  - Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.

- а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;

     Охватывает следующие направления: диагностическое, аналитическое, консультативно –просветительское, охрана зрения, тифлопедагогическая работа с уч-ся.

     Программа состоит из 3-х частей целевой( цели, принципы построения), содержательной( характеризует содержание работы) и организационной( пути реализации программы).

Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией («Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82).При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

    

Срок реализации программы 1 год. Количество часов для реализации программы -36.  

Одно занятие в неделю с подгруппой продолжительность 30 мин.

 

Используемые учебники, пособия и технологии:

Р.Д. Максютова Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.

 В.З. Денискина Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида. Природоведение.

 Б.К. Тупоногов. М., 1999г.;

Л.И .Плаксина, В.З. Денискина Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей. М., «Город» 1999г.

Мазанова Е.В. М12  Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — м.: издательство «Гном и Д», 2006. — 88 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

       «Школа с углубленным изучением английского языка № 1375»

 

РАССМОТРЕНО

на Методическом совете  

протокол № ________________  

                                           УТВЕРЖДЕНО

                             Директор ГБОУ СОШ № 1375

                             Михарева Н.Б. / ____________/

                             «          »_______________2015г.

                                                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога)

ГБОУ ШКОЛА № 1375

на 2015-2016 учебный год

Сопровождение обучающихся первых классов

 с нарушением зрения и группы риска  в образовательном процессе.

Составитель программы:

 учитель-дефектолог (тифлопедагог): Лезжова О.В.

г. Москва

                                                             2015 - 2016 г.            

Содержание.

I. Целевой раздел программы

1.Пояснительная записка                                                                                    

3

1.1.Нормативные документы для разработки Программы

4

1.1.1. Принципы  и  подходы  к  формированию   Программы                                      

5

1.1.2 Основные цели и задачи  

6

1.2 Особенности работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушение зрения.

7

                                  II. Содержательный раздел Программы

2. Содержание тифлопедагогического сопровождения

7

III. Организационный  раздел Программы

3. Организация  деятельности учителя – дефектолога ( тифлопедагога)

11

3.1. Учебный план

13

3.2. Методическое сопровождение Программы

4. Список литературы

14

5. Приложение

16

1.Пояснительная записка

      Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). В возрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований) зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширению сенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функции зрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное или нарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
   Показано, что основой успешности обучения является накопление детьми предметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления с пространственными признаками и отношениями, а также в непосредственных практических действиях с ними.
    Профилактика возможных проблем в освоении ООП НОО, так же является важной частью тифлопедагогического сопровождения.

                                                                              

1.1.Нормативные документы для разработки Программы

Рабочая  программа по сопровождению первоклассников с нарушением зрения разработана на основе:

- Конвенция о правах ребёнка (ратифицированная Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.);

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- ФГОС НОО -Приказ Минобрнауки России  №  1897  от 17 декабря 2010 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.    

-Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 об утверждении  федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2-е изд., переработанное, М., Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).

-Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2014г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».

-«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г., зарегистрирован Минюстом № 19682 от 03 02.11г.)

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049- 13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;

- ООП НОО ГБОУ ШКОЛА 1375

-Заключение ПМПконсилиума;

-  Положения о ППС  и др. локальными актами ОУ.

  1. Принципы  и  подходы  к  формированию Программы

 В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, встречающихся при организации образовательного процесса, в поиске путей решения, формирования и создания условий для комфортного прохождения уровня начального обучения.

    Сопровождение ребенка или группы детей с нарушением зрения в образовательном процессе как одно из направлений деятельности инклюзивного образования, может быть определено как «…система профессиональной деятельности <…>, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997). Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дизадаптации (М. М.Семаго, 2003).

- Принцип интеграции тифлопедагогических приемов  и  технологий начального школьного образования.

- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса тифлопедагогического сопровождения по реализации программы. Обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; активность в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- Принцип непрерывности. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;

- Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся  младшего школьного  возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.  Предполагает соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося;

- Принцип преемственности дошкольного уровня образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам с нарушенным зрением безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение. 

 Данный принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Кроме того, учет принципа обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся;

- Принцип вариативности. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

 - Принцип рекомендательного характера оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)

  Работа тифлопедагога с учащимися не может проводиться в отрыве от общеобразовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Комплекс мероприятий сопровождения:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.

3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии

детей с ОВЗ (в образовательной парадигме — особыми образовательными потребностями).

      В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов со провождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

       В ситуации совместной, фактически междисциплинарной роботы

педагога класса и психолога и тифлопедагога, логопеда содержание анализа наблюдаемых особенностей ребенка должно быть одинаковым.

Ребенок оценивается по восьми показателям:

-Поведение;

-Темповые характеристики деятельности;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Овладение программным материалом;

- Игра и общение со сверстниками;

- Эмоциональные особенности;

- Моторное развитие.

1.1.2 Основные цели и задачи  

       Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог начальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках, к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.

 Задачи:

  - Максимальная образовательная адаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы

       Цель диагностических мероприятий:

 - определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

      Цель тифлопедагогического сопровождения:

 - определение содержания и форм работы;

- а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;

Задачи:

- нормализация ведущей деятельности;

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;

- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);

- формирование навыков социального взаимодействия.

Цель аналитической работы:

 — проведение анализа процесса тифлопедагогического воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и

оценки взаимодействия специалистов

Цель консультативно-просветительской работы:

— обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Цель работы по охране зрения:

- повышение функциональной активности анализатора, улучшение состояние основных функций зрения .

- развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.

  1. Особенности работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушение зрения

Успешному  осуществлению  работы по работе со школьниками с нарушениями  зрения  способствует знание тифлопедагогом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) ,  уровня развития зрительного восприятия.  

Важнейшее средство психолого-педагогической коррекции обучающихся с нарушениями зрения и успешного обучения  их в общеобразовательной  школе -  создание щадящего, охранительного режима  в образовательном  процессе, в классах охраны зрения .

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, тифлопедагог должен иметь в работе двусторонний фланелеграф (мольберт) со светло и темной стороной, а также подставку для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке.

       В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности тифлопедагогу необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики. У школьников с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки.

     Совершенствовать мелкую моторику можно,  выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (обводка по трафаретам и штрихование по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивание контурных изображений в заданных параметрах пространственного расположения, рисование по клеточкам различные предметы). Список обучающихся  первоклассников в приложении.

II. Содержание программы сопровождения

Тифлопедагогическое сопровождение в   начальной школе включает в себя следующие направления:

1.Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков. Общеобразовательные уроки тифлопедагог посещает с целью изучения того, как учащиеся усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом. Во время занятий с детьми воспитателей во внеурочное время тифлопедагог наблюдает, насколько хорошо дети овладели специальными знаниями, умениями и навыками, сформированными у них на специальных коррекционных занятиях, умеют ли их использовать в самостоятельной деятельности.
2.
Выступления тифлопедагога на педагогических советах. Тифлопедагог делает сообщения, в которых раскрывает особенности развития, воспитания и обучения младших школьников с зрительной патологией, знакомит учителей и воспитателей с результатами тифлопедагогического обследования учащихся, показывает динамику их развития и т.п.
3.
Индивидуальное консультирование учителей . На этих консультациях рассматриваются трудные случаи воспитания и обучения учащихся младших классов, определяются конкретные пути оказания детям коррекционной помощи.
4.
Проведение семинарских занятий. Эти занятия проходят, как правило, в форме вопросов и ответов. Обмена мнениями по обозначенной проблеме, обсуждения опыта работы с учащимися.
5.
Пропаганда тифлопедагогических знаний. Тифлопедагог знакомит учителей и воспитателей с новыми исследованиями в области развития, обучения и воспитания учащихся с патологией зрения, с коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями. С этой целью тифлопедагог организует выставки литературы с аннотациями и рекомендациями к использованию; составляет для учителей и воспитателей списки специальной литературы по темам; выставки специальных пособий и дидактического материал, которые также снабжаются аннотациями и рекомендациями по их использованию.
6. Проведение комплексных тифлопедагогических занятий как профилактической, так и коррекционной направленности. На которых тифлопедагог проводит развивающие и коррекционные мероприятии.
7. Последнее направление работы тифлопедагога начальной школы для детей с нарушением зрения –
это работа с родителями. Общение тифлопедагога с родителями является необходимой частью его работы и одним из условий успешности взаимодействия тифлопедагога с детьми. Эта работа включает в себя несколько направлений. Одним из них является выступление на общих собраниях родителей, где тифлопедагог знакомит родителей с общими проблемами в воспитании и обучении детей, имеющих нарушение зрения. Рассматриваются вопросы, интересные всем родителям учащихся начальных классов.

     Основные направления тифлопедагогического сопровождения в начальной школе для детей с нарушением зрения.
Тифлопедагог  в начальной школе осуществляет свою работу по следующим направлениям:
-Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.
-Проведение специальных коррекционно- развивающих и профилактических  занятий с детьми.
-Участие в методической работе начальной школы.
-Работа с родителями детей, посещающих начальные классы.

Тифлопедагогическое обследование учащихся начальной школы.

Эффективность тифлопедагогического сопровождения первоклассников обусловлена четкими представлениями об индивидуальных особенностях каждого ребенка, о готовности ребенка к познавательной и коммуникативной деятельности, о возможностях коррекции и компенсации зрительного дефекта, которыми ребенок обладает.

Дети с нарушением зрения, поступающие в 1-ый класс, приходят в школу с определенным запасом знаний об окружающем мире, умений и навыков предметно-практических действий, а также пространственной ориентировки. Однако уровни их сформированности у детей различны. Обусловлены они, в первую очередь, условиями дошкольного воспитания детей.
    Так, например, дошкольники с косоглазием и амблиопией и часть слабовидящих, как правило, посещают специальные детские сады или УВК (учебно-воспитательные комплексы ясли-сад-начальная школа) для детей с нарушением зрения.
     Целенаправленная коррекционная работа, проводимая в этих образовательных учреждениях с детьми, позволят сформировать у них к 7-ми годам необходимые для дальнейшего обучения в школе знания, умения и навыки. Значительная часть детей с косоглазием и амблиопией поступает после успешного лечения зрения в детском саду в массовые школы. Дети, нуждаются в закреплении результатов лечения косоглазия и амблиопии или в его продолжении.

     Тифлопедагогическое обследование каждого поступившего в первый класс ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года.
Обследование тифлопедагог проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников со зрительной патологией «Тифлопедагогическое обследование» - в кн.: Психолого-медико-педагогическая консультация / Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82.
При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям, используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения (см. приложение1, 2)
     

Следующее направление работы тифлопедагога – проведение специальных занятий с детьми.  Специфика  занятий комплексное проведение.
     

4.Система тифлопедагогического сопровождения младших школьников, имеющих нарушение зрения.
Развитие зрительного восприятия.

    В начальных классах школы для детей с нарушением зрения продолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образы тех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
    В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению, восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости, контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младших школьников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемные геометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными, черно-белыми и цветными изображениями.
    Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных на совершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, их расположения и удаленности в пространстве.
    Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительного восприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений об окружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
    Применяются эти методики в комплексе.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.

Ориентировка в пространстве.

    Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обучения пространственной ориентировке важнейшей задачей является обучение детей полисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в нем объектов и умению использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве.
       В начальных классах школ для детей с нарушением зрения огромное значение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков, как с помощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
     При обучении пространственной ориентировке младших школьников с диагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
    Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.

Социально-бытовая ориентировка.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке призваны подготовить учащихся с зрительной патологией к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Для этого необходимо формировать у них знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации. Это, прежде всего, те навыки, которые связаны с организацией ребенком своего поведения и общения с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Основными задачами курса по социально-бытовой ориентировке в начальной школе являются следующие:
-познакомить со службами быта, учреждениями и организациями, в которые может возникнуть необходимость обратиться;
-научить детей следить за своим внешним видом, контролировать поведение, самостоятельно вступать в контакт с окружающими в различных бытовых и социальных ситуациях.
- Обогащение знаний и представлений учащихся по изучаемым темам на общеобразовательных занятий;

    Следует отметить, что на занятиях по социально-бытовой ориентировке тифлопедагог создает условия для активного использования детьми знаний,

Профилактика  проблем усвоения ООП НОО

- своевременное выявление проблем и их устранение.

- формирование у детей алгоритма действий, различные способы их выполнения, учит выполнять их как на предметно-практическом уровне, так и в плане словесной интерпретации.

Результаты тифлопедагогического сопровождения

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

-  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

- способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

-способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения  и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,

распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Весь содержательный раздел программы тесно связан с тематическим планированием в 1 классах по разным предметам.

                         

    III. Организационный раздел программы сопровождения

Перспективный план тифлопедагогического сопровождения   младших  школьников.

       I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения.

      II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно - исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы тифлопедагогического сопровождения. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального тифлопедагогического  сопровождения обучающихся первоклассников с нарушением зрения и группы риска.

     III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения.

      IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

     

         С младшими школьниками, имеющими особые трудности в овладении программным материалом, тифлопедагог проводит подгрупповые  занятия.
В неделю с учащимися проводится 1 занятие, длительность каждого занятия – 25 – 30 минут - в 1-ом классе.

 Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

       Следует отметить, что в начальных классах школы для детей с нарушением зрения нет необходимости, так, как это осуществляется в детском саду, проводить специальные коррекционные занятия разных видов в полном их объеме. Тифлопедагог начальной школы выявляет учащихся, у которых наиболее страдает тот или иной вид деятельности и проводит с ними соответствующую работу именно в этом направлении.
      Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальной школе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. В течение недели каждый ребенок посещает занятие тифлопедагога минимум один раз. Дети разбиты на 4 подгруппы.
                                                           

                                                                         

   Учебный план работы с младшими школьниками

Наблюдение за адаптацией  и диагностика

классы

Время проведения

итого

сентябрь

2

сентябрь

1

сентябрь

1

сентябрь

1

сентябрь

1

Помощь в усвоение программного материала, профилактика дисграфии (оптическая, кинестетическая)

Обязательная коррекционная  подготовка осуществляется  с обучающимися индивидуально или по группам. На каждое занятие отводится 25-30  минут учебного времени  на одного обучающегося или группу (4-6 обучающихся):

Классы: 1 Ж,Д,Б,К,И

1кл.

Итого в неделю:

Коррекционно-компенсаторная область

Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (ОЗ и РЗВ), Пространственная ориентировка (РПО), дисграфии.

1

1

Коррекция недостатков усвоения ООП  и предметно-практическая деятельность (ППД), Развитие ВПФ.

  1

1

Всего в неделю:

4

Консультативная

Консультирование учащихся, родителей и педагогов

2-

2-

Всего:

6

                   

Учебно – тематический план

 

Раздел

Темы занятий

Соотнесение компонентов в комплексном занятии

1.Диагностика

  1. Выявление уровня развития на  начало учебного года, наблюдение за адаптационным процессом. Выявления  проблемных мест  в образовательном процессе обучающихся.

2. В мире  цвета

1. Знакомство с цветом

2. Основные цвета

 3. Узнавание цвета

4. Цветовые ряды

5. Игры на сочетание цветов

6. Распознавание изображений школьного курса окружающего мира. Математики, русского языка

1

1

1

1

1  

3. Восприятие формы

1.Знакомство с геометрическими фигурами

2. Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь».

3. Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», Из каких фигур рисунок», «Какой формы предмет».

1

1

1

4. Восприятие  величины

1. Восприятие параметра величины: большой - маленький.

2. Восприятие параметра высоты: высокий – низкий.

3. Восприятие параметра длины:

    а)  сравнение предметов;

    б)  упорядочивание;

    в)  измерение;

    г)  игры на восприятие длины.

4. Восприятие параметра ширины: узкий – широкий:

    а) сравнение;

    б) упорядочивание;

    в) измерение.

5. Восприятие параметра толщины: толстый - тонкий.

1

1

1

1

1

5. Восприятие пространства

1. Я и мое тело.

2. Ориентировка на своем теле.

    а) лево-право, верх-низ.

3. Восприятие направления:

    а) влево-вправо, вверх-вниз;

    б) справа, слева, впереди, позади;

    в) впереди справа, впереди слева;.

    г) вверху справа, вверху слева;

    д) правее, левее, выше, ниже, близко, далеко.

    е) друг за другом, рядом, около.

4. Посередине, между, у, над, под.

5. Ориентировка в тетради.

1

1

1

1

6. Восприятие  количественных соотношений

1. Один - много, больше - меньше,  равно, столько же.

1

7.  Восприятие  времени

       

1. Части суток.

2. Времена года.

3. Чувство времени.

4. Определение времени по часам.

1

1

0,5

0,5

9. Восприятие  целостного  предмета

1. Игра на конструирование предметов и изображений.

2. Игра на узнавание предметов и изображений.

1

1

10. Закрепление программного материала

1. Упражнения на корректировку усвоения школьного материала по курсам

1

11. Развитие памяти, мышления, внимания

1. Слухо-речевые упражнения, зрительно-двигательные, соотнесение и различение, анализ изображений, воспроизведение материала воспринимаемого на полисенсорном уровне.

2. Построение логических связей, умозаключений (выводов).

3.Развитие объема  воспринимаемого и запоминаемого материала.

1

12. Профилактика дисграфии

1. На уровне букв, слогов, предложений.

1

12. Диагностика

Динамика развития.                                                                                                                                                         6

Компонентов в занятии

Итого:

4 компонента в занятии

Всего занятий в год

Комплексные занятия (форма проведения подгрупповая, время проведения 30 мин.)

36

                       Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Направления работы (кол-во часов)

дата проведения

Раздел

Диагностика, наблюдение (8).

1-4

Сентябрь-октябрь

1-4

Апрель-май

Раздел

Адаптационное(2-4)

октябрь

1

Развитие тактильной, зрительной памяти;

Развитие фонетического слуха и кинестетической памяти;

Стимулирование зрительного анализатора;

Развитие графо-моторных навыков, расширение поля зрительного восприятия;

Развитие межполушарных связей.

октябрь

2

Развитие тактильной, зрительной памяти;

Развитие фонетического слуха и кинестетической памяти;

Стимулирование зрительного анализатора;

Развитие графо-моторных навыков, расширение поля зрительного восприятия;

Развитие межполушарных связей.

ноябрь

Раздел

(основной)

Профилактика оптической и кинестетической дисграфии. Развитие ВПФ. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Развитие графомоторных навыков (22-26).

Ноябрь-апрель

3

Развитие зрительного гнозиза (буквы и цифры, формы)

1)Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано (а-о, и-у).

     2) Развитие зрительного анализа и синтеза.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а)        развитие запоминания формы предметов;

б)        развитие запоминания цвета;

в)        развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Формирование пространственного восприятия и представлений: дифференциация правых и левых частей предмета;

 Проработка тетрадей.

анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах;

октябрь

4

Развитие зрительного гнозиза (буквы и цифры, формы);

Развитие ориентировки на листе в  линейку и клетку.

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано ( а-о, и-у, ш*).

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а)        развитие запоминания формы предметов;

б)        развитие запоминания цвета;

в)        развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Формирование пространственного восприятия и представлений: линейки-клетки.

Развитие графомоторных навыков.

Закрепление и уточнение, пройденного материала.

октябрь

5

Развитие буквенного гнозиса: дифференциация расположения элементов букв, изолировано ( а-о, и-у, о-э, и-ы, и-м, и-ш).

Развитие зрительного анализа и синтеза. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а)        изолированно (написание);

б)        в слогах и в словах;

в)        в словосочетаниях;

Формирование пространственного восприятия и представлений:   линейки-клетки.

Развитие пространственного воображения.

Развитие графомоторных навыков( линии , элементы).

октябрь

6

Дифференциация гласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте(г,п,р).

- развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание;

- расширение поля зрительного восприятия;

- развитие пространственных представлений;

- закрепить у детей знания правил орфографии;

-  устранять у детей кинетические и оптические  нарушения;

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

- развитие мелкой моторики

октябрь

7

Дифференциация гласных букв сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте».

Дифференциация букв и – ш – у        

- развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание;

- расширение поля зрительного восприятия;

- развитие пространственных представлений;

- закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; устранять у детей кинетические и оптические  нарушения;

- научить дифференцировать буквы и – ш – у изолированно, в слогах и в словах;

- учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения;

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

- развитие мелкой моторики.

ноябрь

8

Дифференциация букв и — ш- щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

- закрепить знания детей о буквах и — ш без объяснения щ;

- научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

- работать с изографами, соотносить букву и символ;

-  устранить у детей кинетические  нарушения;

- развивать у детей кинетические представления;

- развитие зрительных функций (различение, выделение)

- развитие сенсомоторной координации, ориентировка на листе и в клетке.

ноябрь

9

Дифференциация букв б – д, научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах;

- развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

- развивать умение записывать слова под самостоятельную диктовку;

- развивать зрительное восприятие;

- профилактика  кинетических и оптических нарушений;

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

- развитие мелкой моторики.

ноябрь

10

Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.

- закрепить у детей знания о буквах б - д;

- научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), дифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами;

- научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.

ноябрь

11

Творческая работа1.

Практическое закрепление пройденного материала.

Тема: « Буквы рукописного шрифта имеющие оптическое и кинестетическое сходство».

Цели: Закрепить зрительное и моторное различение элементов букв.

Задачи:

- развитие зрительного гнозиса;

- закрепление схожих по написанию прописных букв (оптическое и кинестетическое различение);

- развитие мелкой моторики;

- стимулирование зрительных функций глаза;

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

Итог : составление альбома с оптически и кинестетически сходными буквами.

декабрь

12

Дифференциация ранее пройденных гласных и согласных букв, сходных по написанию в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Дифференциация букв о, а, и, у, ы, э, ш, г, п, р, в, д.

- развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание;

- расширение поля зрительного восприятия;

- закрепление лево-правосторонних пространственных представлений;

- закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; устранять у детей кинетические и оптические  нарушения;

-закрепить  навык дифференцировать буквы в слогах, словах и предложениях;

- закрепить умение на соотнесение буквы, звука.

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

- развитие моторной памяти при написании букв.

декабрь

13

Дифференциация букв п - т, П Т, в словосочетаниях, предложениях и тексте.

     Профилактика дисграфии (оптической и кинестетической), развитие зрительного восприятия.

- развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание;

- расширение поля зрительного восприятия;

- развитие пространственных представлений;

- научить детей дифференцировать буквы п-т, П-Т в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

 -  закрепить знания о написании букв занятия.

- развитие межполушарных связей, способности к произвольному самоконтролю;

- развитие мелкой моторики, умение конструировать и реконструировать.

декабрь

14

Дифференциация букв л - м, Л - М.

Дифференциация сходных по написанию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

- познакомить детей с буквами л - м;

- научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

- уточнить у детей знания об элементах букв занятия;

- уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы;

развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление.

- Развитие  межполушарного взаимодействия.

декабрь

15

Дифференциация букв к-н, К - Н.

 Дифференциация сходных по написанию в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

- развитие пространственной ориентировки с разными ориентирами;

- познакомить детей с буквами занятия;

-научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами;

- формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза;

- способствовать преодолению детьми кинетических нарушений;

- развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие.

- развивать межполушарные взаимодействие.

январь

16

Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ.

- Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-  познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах;

- развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

- развивать межполушарные связи;

- ориентировка во времени .

январь

17

Дифференциация букв н-п, Н-П

- Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-  познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы н-п. Н-П по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах;

- развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

- развивать межполушарные связи;

-  ориентировка во времени.

февраль

18

Дифференциация букв и-ц, И - Ц.

- Развивать зрительно-пространственную ориентировку;

-  познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы и-ц, И-Ц по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие;

- развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

- развивать межполушарные связи;

февраль

19

Дифференциация букв ц-щ, Ц - Щ.

-закрепить временные представления;

- познакомить детей с буквами ц - щ;

- научить детей соотносить буквы занятия со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины;

- развивать у детей  зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление;

- пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы;

- развивать межполушарные связи.

Февраль-март

20

Дифференциация букв З-Е.

- закрепить знания детей о написании букв Е - 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения;

- развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие;

- научить детей дифференцировать понятия «правый»-«левый »;

- закрепить у детей навыки ориентировки во времени;

- развивать межполушарные связи.

март

21

Дифференциация букв с-е.

- закрепить знания детей о написании букв с-е; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения;

- развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие;

- научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый »;

- закрепить у детей навыки ориентировки во времени;

- развивать межполушарные связи.

март

22

Тема: Окружающий нас мир, в словах и ощущениях.

- продолжить развивать  зрительно-пространственную ориентировку;

- закрепить умение собирать предложения;

- развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей;

- развивать межполушарные связи;

- ориентировать на позитивное отношение к школьному обучению.

март

23

Тема: Закрепление, повторение.

- продолжить развивать  зрительно-пространственную ориентировку;

- закрепить умение собирать предложения;

- развивать у детей зрительное внимание, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей;

- развивать межполушарные связи;

- ориентировать на позитивное отношение к школьному обучению.

апрель

24

Итоговое  комплексное занятие ( творческие задания).

- развитие зрительного восприятия, сенсомоторной координации;

- развитие воображения.

апрель

25

Повторение  по сходным элементам написания (тестирование)

Апрель - май

26

Повторение  по сходным элементам написания (тестирование)

Апрель -май

итого

36 часов

Сентябрь-май

IV. Литература
1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-методическое пособие.- М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990.–58 с.
2. Денискина В.З. Коррекционная работа с учащимися начальных классов
 школ для слепых детей /Под ред. Л.И.Солнцевой – М.:ВОС, 1990. – 130 с.
3. Денискина В.З. Особенности ознакомления слепых младших школьников с объемными геометрическими фигурами // Дефектология, 1987, № 5. – С. 43-47.
4.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - Верхняя Пышма, 1997.-22 с.
5. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования – средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: Материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. – Нижний Новгород, 1999. – С. 13-14.
6. Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
7. Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.

8. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. – Л., 1988. – 59 с.

9. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. – М.: Просвещение, 1979. – 103 с.
10. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1992. – 94 с.
11. Моргулис И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 1984. – 31 с.
12. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М.: ВОС, 1982. – 116 с.

13.Г.В Никулиной, Л.В. Фомичёвой, Е.В. Замашнюк разработана программа развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего школьного возраста, посещающих классы охраны зрения при массовых общеобразовательных школах.

14. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПБ,: Образование, 1995. – 130 с.
14.Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей (Гигиенические рекомендации).-М., 1978.
15. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции
 Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990. – 127 с.
16. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной.- Калуга,: Адель, 1998. – С. 3-33.
17.Плаксина Л.И. Реабилитация средствами образования детей с
 нарушением зрения //В кн.: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. – М., 1997.- С.100-105.
18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы в детских садах для детей с нарушением зрения.–М.: Город, 1998 – 105 с.
19.Подколзина Е.Н. Методика формирования умений ориентироваться в пространстве у младших школьников с нарушением
зрения //В кн.: Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах-Калуга, 1998.– С. 78-99.
20.Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения //Дефектология, 2001. №2. С.84-88.
21.Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей /Под ред. В.П.Ермакова. – М. –1988. – 62 с.
22.Программы и примерные разработки занятий
 по коррекции недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся 1 – 4 классов /Сост. Т.П.Свиридюк. – Киев, 1989. – 90 с.

23.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). – М.: Просвещение, 1997.
24.Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие, М., 1991.
25.Слабовидящие дети //Под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой. – М.: Просвещение3 1967. – 250
26.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 249 с.
27.Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие.-М., 1989.
28.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – М., 1999. – 40 с.
29. Тупоногов Б.К
. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. Д-ра пед. наук.- М.,1996. – 45 с.

30. Уфимцевой Л.П. и Т.А. Грищенко разработана Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида.

 31.Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология, 1987, № 4. – С.   60-65.
32. Формирование навыков социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. – Калуга, Адель, 1998.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

"Виртуальная экскурсия в кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)"

Приказ №36 от 23 сентября 2016 года, министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитанни...

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классов УМК «Начальная школа XXI века»...

Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Рабочая программа по предмету «Ритмика»» для обучающихся с тяжелым нарушением речи...