рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС первого и подготовительного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-logopedicheskaya_programma_1_klass_ras.docx | 74.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 717
Согласовано Утверждено
Программа логопедической коррекции с учащимися 1 класса (РАС)
Срок реализации: 2017г. – 2018г.
Составитель программы: учитель-логопед: Ю.Е. Новак
Москва 2017год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; -Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ »; -АООП НОО для детей с РАС; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; -Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность ГБОУ «Школа № 717» -Устава ГБОУ «Школа № 717» .
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Направленность программы
- Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
- Развитие слухового внимания и восприятия.
- Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.
- Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи. 5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
Программа реализуется для обучающихся 1-х классов (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.
Общая характеристика речи обучающихся с РАС
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Цели программы:
-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС, - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы: 1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире. 2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении 3. Развивать устную речь: -развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы -формирование правильного физиологического дыхания -создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся -уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; 5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. 6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Методологические и теоретические основы программы. Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системного подхода -рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. 6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,
Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:
- подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
- постановка звука
Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом
- автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях
- дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.
В структуру каждого занятия, как правило, входят: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения; -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; - работа по активизации речевого общения, - работа над расширением и уточнением словарного запаса, - работа над предложением; - развитие связной речи.
Содержание логопедической программы:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации. Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики.. Практические грамматические упражнения и развитие речи. Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст. (Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных в классе).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Личностные результаты должны отражать:
1)осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь. Минимальный уровень:
- Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
- Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Тематический план:
I период: Диагностический (10 ч.)
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование словарного запаса, точности употребления лексических значений слов
II Пропедевтический: (Добукварный) период.
«Это — я», (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
«Я- ребёнок» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
«Ребёнок в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.
«Моя семья» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.
«Ребёнок и его дом» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
III Букварный период.
1 этап: изучение гласных звуков и букв.
«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в школе» (2 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в мире цвета» (2ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)
Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.
«Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и эмоции» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
2 этап: изучение согласных звуков и букв.
«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и мир домашних животных»(2)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и мир диких животных » (3)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир животных» (3ч.)
Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир растений» (3ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок в семье» «Я и мама» (1ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир птиц» (2ч.)
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире». Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребенок и путешествия». (3ч.)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребенок в городе» (2)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и техника» (2)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и машины» (3)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир вокруг» (1)
Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
Диагностика (6-8ч.)
Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру, понимание слов и построение предложений, связную речь. Выявить динамику развития.
Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:
«Логопедические занятия» в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3 – 8.2) Класс: 1
Срок: 2017-2018 уч. год.
Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 занятий в год
1класс (68ч.)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Звук и буква | Развитие мелкой моторики | По плану | |
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. | Провести первичную Диагностику. | 01.09 04.09 05.09. | |||
2. | Обследование импрессивной и связной речи . | Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. | 06.09 07.09 08.09. | |||
3. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 11.09. 12.09 13.09 | |||
4. | Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. | Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов | 14.09 | |||
5 | «Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. | Формирование представления о речевых и неречевых звуках | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
6 | «Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. | Формирование представления о речевых и неречевых звуках | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
7 | «Я- ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Активизация артикуляционной моторики. | Формирование представления о звуках речи | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
8 | «Я- ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми Активизация артикуляционной моторики. | Формирование представления о звуках речи | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
9 | «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» | ||
10 | «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» | ||
11 | «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» | ||
12 | «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» | ||
13 | «Ребенок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» | ||
14 | «Ребенок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | Формирование представления о звуках речи. | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
15 | «Ребёнок и его игрушки» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. | Звук/ а. /и буква А а. | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
16 | «Ребёнок и его игрушки» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук/ о /и буква О о. | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
17 | «Ребёнок и его игрушки» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Активизация артикуляционной моторики. | Звуки и буквы А - О Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги» | ||
18. | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | .Звук У. и букваУу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | «Дружба» | ||
19 | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звуки и буквы У -О. | «Капуста» | ||
20 | «Ребёнок в мире цвета » | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук И и буква И | «Строим дом» | ||
21 | «Ребёнок в мире цвета » | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Ы. и буква Ы. | «Строим дом» | ||
22 | «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук Э и буква Э э «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | «Фруктовая ладошка» | ||
23 | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | «Ёжик» | ||
24 | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Звук С и буква С . | «В гости» | ||
25 | «Ребёнок и эмоции» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. | Звук Х и буква Х | «Моя лошадка» | ||
26 | «Ребёнок и эмоции» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. | Звук Ш и буква Ш | «Бык у забора» | ||
27 | «Ребёнок, одежда, обувь» | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук Л и буква Л | «Весна» | ||
28 | «Ребёнок, одежда, обувь» Работа с альбомом. | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук Н и буква Н | Рисуем пальчиками на песке. | ||
29 | «Ребёнок и мир домашних животных» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Повторить пройденные звуки и буквы. Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Рисуем пальчиками на песке. | ||
30 | «Ребёнок и мир домашних животных» | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук Р и буква Р | Рисуем пальчиками на песке. | ||
31 | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. | Звук К и буква К Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Рисуем пальчиками на песке | ||
32 | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Т и буква Т | Рисуем пальчиками на песке | ||
33 | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук П и буква П | Рисуем пальчиками на песке | ||
34 | «Ребёнок и мир животных»
| Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук В и буква В | Рисуем пальчиками на песке | ||
35 | «Ребёнок и мир животных»
| Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук З и буква З | Рисуем пальчиками на песке. | ||
36 | «Ребёнок и мир животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Д* и буква Д д | Кинезиологические упражнения | ||
37 | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звуки Ж и буква Ж | Кинезиологические упражнения | ||
38 | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Б и буква Б | Кинезиологические упражнения | ||
39 | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Г и буква Г г | Кинезиологические упражнения | ||
40 | «Я в семье. Я и мама. Эмоции.» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Д и буква Д | Кинезиологические упражнения | ||
41 | «Ребенок и мир птиц» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Й и буква Й | Кинезиологические упражнения | ||
42 | «Ребенок и мир птиц» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | буква Ь | Кинезиологические упражнения | ||
43 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | буква Е | Кинезиологические упражнения | ||
44 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | буква Ё | Кинезиологические упражнения | ||
45 | «Ребёнок и явления природы». | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Кинезиологические упражнения | ||
46 | «Ребёнок и явления природы». | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | буква Я | Кинезиологические упражнения | ||
47 | «Ребенок и путешествия». | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | буква Ю | Рисуем пальчиками на песке. | ||
48 | «Ребенок и путешествия». | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Кинезиологические упражнения | ||
49 | «Ребенок в городе» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Ц и буква Ц | Рисуем пальчиками на песке. | ||
50 | «Ребёнок и техника.» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Ч и буква Ч | Кинезиологические упражнения | ||
51 | «Ребёнок и техника» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Щ и буква Щ | Рисуем пальчиками на песке. | ||
52 | «Ребёнок и машины» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | Звук Ф и буква Ф | Кинезиологические упражнения | ||
53 | «Ребёнок и машины» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Рисуем пальчиками на песке. | ||
54 | «Ребёнок и машины» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Кинезиологические упражнения | ||
55 | «Ребёнок и мир вокруг» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Рисуем пальчиками на песке. | ||
56 | Обследование речи | Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития. | 16.05. 17.05. 18.05. 21.05. 22.05. 23.05. 24.05. 25.05. |
Направления коррекционной работы:
1. Диагностическая работа
Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Использование форм и методов работы:
-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), -психолого-педагогический эксперимент, -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодич-ность в течение года) | Ответственные | |||
Психолого-педагогическая диагностика | |||||||
Углубленная диагностика детей с РАС | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля | Диагностирование. Заполнение Речевой карты, протокола обследования | сентябрь | Учитель-логопед | |||
Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности Сбор данных о поведенческих особенностях. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка индивидуального образователь-ного маршрута | До 15.10 | Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель Соц.педагог | |||
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодич-ность в течение года) | Ответственные | |||
Консультирова-ние педагогичес-ких работников по вопросам обучения и воспитания детей с РАС | 1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед | |||
Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи | 1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику (в период школьных каникул) | Учитель – логопед | |||
Консультирова-ние родителей по вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с родителями | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
2. Консультативная работа
Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.
Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.
3. Информационно-просветительская работа
Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Участие в работе семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС | Информацион-ные меропри-ятия | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий | Информацион-ные меропри-ятия | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
Список используемых источников:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
- Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
- Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
- Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
- Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
- Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
Информационно- методическое сопровождение:
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс
рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...
Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР
Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...
Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1....
- Мне нравится (1)