Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей с ТМНР, имеющих интеллектуальные или (и) сенсорные нарушения (сложные дефекты). Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Программа включает в себя учебно-методическую документацию. Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_tmnr_kotov.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………...................................….3
  2. Содержание программы…………………….………………….....................5
  3. Тематическое планирование…………………….......................................7
  4. Учебно-методическое обеспечение……………………………………….…15

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР.

Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  1. формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
  2. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. развивать речь как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Характеристика обучающихся.

Навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, некоторые дети  выполняют простые поручения с помощью. Имеются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок).

Активный словарь на низком уровне. Дети произносят отдельные звуковые сочетания, употребляют некоторые нечеткие звукоподражательные слова. Свои просьбы обучающиеся выражают преимущественно с помощью указательных жестов, голосовых реакций и отдельных звуковых сочетаний.

В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают. Собственная речь либо отсутствует, либо заключается в одном слове.

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября и промежуточная аттестация в последние две недели мая в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностные результаты:

  • осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • ориентируется в пространстве класса, школы (передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения), пользуется учебной мебелью;
  • адекватно использует ритуалы школьного поведения (входит и выходит из учебного помещения со звонком, поднимает руку, встаёт, выходит из-за парты и т. д.);
  • слушает и понимает речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • вступает в контакт и работает в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
  • обращается за помощью и принимает помощь;

Предметные результаты:

  • понимают смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  • умеют произносить осознанно слоги, слова;
  • умеют различать интонацию;
  • понимают слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  • умеют использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
  • проявляют интерес к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
  • выполняют конкретное действие по инструкции взрослого;
  • используют пишущий предмет по назначению;
  • проявляют интерес к чтению взрослым коротких текстов;
  • рассматривают иллюстрации.  

Содержание программы.

п/п

Содержательные линии

Коррекционно-развивающие задачи

1

Обследование

2

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя.

     Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова.  И т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

3

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

      Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Импрессивная речь Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения  объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающихсвойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов.Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения  объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это

и т.д.).

Развитие слухового внимания и слухового восприятия,

Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

4

Логопедическое обследование по итогам года

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование обучающихся

6

2

Коммуникация

29

3

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

33

Итого

68

Формы контроля:

анализ устной речи в начале и в конце года.

Тематическое планирование.

68 часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-4

Обследование учащихся

4

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии;

- обследование речи:

-понимание обращенной речи;

- внятность речи.

-лексический строй речи.    

5-7

Установление зрительного контакта с собеседником. Штриховка «Круг». Обводка по трафарету.

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений;

- научить различать многозначность жеста;

- учить соотносить жест со словом. Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом.

8-11

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по трафарету «Квадрат».

3

Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом.

12-15

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник».

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и  соотносить жест со словом;

- научить различать многозначность жеста;

- воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

16-19

Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу

3

20-21

Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по точкам

2

22-24

Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи».

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом;

-  развивать

слуховые функции.

- расширять

рамки слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие

слухового внимания и восприятия

25-27

Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету  «Фрукты».

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом;

-  развивать

слуховые функции.

- расширять

рамки слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие

слухового внимания и восприятия.

28-29

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Штриховка «Домик»

2

Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;

- развивать эмоциональное общение;

- побуждать к визуальному контакту;

- формировать умение слушать и слышать педагога. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.

30-31

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка»

2

32-34

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок».

3

Учить имитировать элементарные артикуляционные движения;

- развивать артикуляционный праксис в играх на подражание Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.

35-37

Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»».

3

Учить узнавать сверстников, педагога на фотографиях.

- побуждать называть имена сверстников или указывать жестом. Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест.

38-39

Выражение  своих желаний   с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам.

2

Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;

- учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки.

Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения.

40-42

Выражение   своих желаний с  использованием таблицы букв. Соединен.треугольника по точкам.

3

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

-понимать графические изображения;

- учить детей пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании.  Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы); показывать на себе и соседе части лица и тела.;

43-44

Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам. Повторение.

2

45-46

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова или голосом Обводка по шаблону

2

Учить детей отзываться на свое имя.

Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку в классе. Жест «я», «меня зовут». Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.

47-48

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда»

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Научить распознавать эмоции. Учить использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении.

Учить различать и запоминать цепочки звукоподражаний. Уметь распознать эмоции.

Уметь применять технику экспрессивного выражения эмоций.

Уметь использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Уметь использовать ранее изученные жесты.

49-50

Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

2

Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау, уа, ту-ту, кап-кап…» Имитация движений под музыку. Жест «приветствие ». (Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй».

51-52

Использование графического изображения    для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка»

2

Совершенствовать навыки звукоподражания;

- учить соотносить звуки с реальными Выполнение действий по образцу: с игрушкой,

на примере предметных картинок;

работа над пониманием простых инструкций.

Показ действий в привычных ситуациях

Расширение пассивного глагольного  словаря с помощью картинок: действия, совершаемые одним лицом; действия, совершаемые разными лицами; нахождение названной или показанной картинки среди других.предметами.

53-54

Использование графического изображения   для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч».

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом;

-  развивать

слуховые функции.

- расширять

рамки слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие

слухового внимания и восприятия

55-56

Использование напечатанного слова   для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по

2

57-58

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу.

2

Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Научить распознавать эмоции. Учить использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении.

Учить различать и запоминать цепочки звукоподражаний. Уметь распознать эмоции.

Уметь применять технику экспрессивного выражения эмоций.

Уметь использовать доступную мимику для передачи сообщений.

Уметь использовать ранее изученные жесты.

59-60

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование по показу.

2

− развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее; − выполнение действий по невербальной инструкции; − ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы; − моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на); − выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно; − выбор знака к предъявляемому жесту; − дополнение фразы жестом или рисованным знаком; − развитие мимики и жеста; − ситуативный диалог с использованием мимики и жестов; − демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить; − имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;

62

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу  по показу

1

Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»

Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша обедает», «Мишка спит», «На прогулку», «Настя умывается»

62

Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету

1

Расширение понимания речи. Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов корней (машина «би-би»;мишка–«ми»). Стимуляция подражания «сделай,как я»;звуковогоподражан ия «Как мычит корова? Как  собачка лает?Как лягушка квакает?»

63

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Рисование  игрушки по  шаблону

1

Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;

- учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки.

Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения

64

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Рисование  игрушки по  шаблону

1

Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;

- учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки.

Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения

65

Реагирование на собственное имя

1

Расширять понимание обращенной речи

66

Рисование  по показу

1

Игровые упражнения и элементарное экспериментирование на уточнение представлений учащегося о свойствах песка: «Сухой – мокрый», «Печём куличики», «Узоры на песке», «Найди зёрнышки для цыплёнка»

67-68

Обследование

2

- обследование вербальной (невербальной) речи:

-понимание обращенной речи;

- внятность речи.

-лексический строй речи.    

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы:

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007

2. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц

3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005

4. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с

6. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

7. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. / 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.

Вариативные дидактические материалы:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

—      обувь, одежда

—      посуда, игрушки

—      домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

—      домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

—      овощи, фрукты, ягоды

—      растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

—      рыбы, продукты питания

—      профессии, транспорт

—      времена года

—      части тела человека

—      школа, мебель

—      дом и его части

—      действия (глагольный словарь)

—      занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

—      сюжетные картины

—      серии сюжетных картин

—      тематические картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)

Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...

Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1....