Главные вкладки

    Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
    рабочая программа по логопедии

    Шуманкова Ольга Викторовна

    В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных школ. Они препятствуют полноценному освоению школьных знаний.

    Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедленном темпе психического развития. Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

                         Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска    «Средняя общеобразовательная школа №160»     

    Рассмотрена на заседании МО

    Протокол №_____

    От «___»___________ 2019 г.

    Согласовано

    Заместитель директора

    Мэрц Т.В. __________

    «___»___________ 2019 г.

    Утверждена

    Директор БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №160»

    ___________ О.П. Фахрутдинова

    «______»________________  2019 г.

    Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся  с ОВЗ начального образования

          (АООП  для обучающихся   с задержкой психического развития вариант 7.1)

                                                        (срок  реализации  2017-2020 уч.г.)

                                                                       

                                                                                                                                                                                  Составлена: учителем – логопедом

                                                                                                                                                                                                         Шуманковой О.В.

     Содержание

    1.Пояснительная записка                                                                                                                                                                  3

        -нормативные документы

        -актуальность программы

        -цели программы

        -формы и методы

    2.Характеристика коррекционного курса                                                                                                                                        4

        -задачи реализации коррекционного  курса

        - общая структура коррекционного   курса

    3.Место коррекционного курса                                                                                                                                                        6

    4. Планируемые результаты  освоения программы                                                                                                                         7

    -формируемые личностные результаты

    -метапредметные результаты

    -планируемые предметные результаты

    -диагностический инструментарий

    5.Содержание коррекционного курса                                                                                                                                                14

    6.Тематическое планирование                                                                                                                                                            20

    7.Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности                                                        29

    8.Литература                                                                                                                                                                                          32

                                                                          1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа по коррекции нарушений  устной и письменной  речи  предназначена для обучающихся 2-4  классов с ЗПР ( вариант 7.1).Разработана на основе следующих документов.:

    • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ);
    • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598,

    а также согласно уставу БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №160» и с учётом Примерной адаптированной  основной  общеобразовательной  программой  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

    На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ была создана АООП НОО обучающихся с ЗПР с 1.09.2016 года, к которой создан учебных план, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп.

    Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК ).

    Актуальность разработки программы:

    В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных школ. Они препятствуют полноценному освоению школьных знаний.

    Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедленном темпе психического развития. Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности.

    Данная программа составлена:

    - с учетом психофизической структуры процесса письма;

    - в соответствии с определением дисграфии и дизорфографии в современной коррекционной педагогике;

    - с учетом всех видов дисграфии и дизорфографии;

    - с опорой на Программу обучения в начальной школе.

    В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.  

    Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

    Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу  по русскому языку.  

    Программа опирается на принципы: системности, комплексности, принцип учета симптоматики, опоры на сохранные анализаторы, последовательности и поэтапности в работе, доступности, сознательности, наглядности.

     Цель программы  

    Создание предпосылок для освоения языка как учебного предмета путем коррекции и развития всех сторон устной и письменной речи.

    Основные формы и методы работы

    Основная форма работы – занятие.

    Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.   

    Наглядные методы: показ способа действий (с комментированием движений руки); использование наглядных пособий.

    Словесные методы: объяснение, беседа,  работа с книгой; анализ выполненных работ.

    Игровые  и практические методы: игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения, артикуляционные упражнения.

    Метод проблемного обучения: учитель вовлекает учащихся в познавательную деятельность, помогает определить пути решения проблемы, развивает потребность к приобретению знаний, стремлению к успешному учению.

    Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития.

    Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для развития у учащихся интереса к занятиям.

    Логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

    2.ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО  КУРСА

    Основные задачи программы:

            Диагностировать и выявить детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи.

    Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения  и закрепление  его  на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

    Развивать артикуляционную моторику, совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

    Формировать пространственно-временные представления и понятия.

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

    Формировать фонематические процессы, навыки звуко-слогового  анализа и синтеза.

    Обогащать и активизировать словарный запас детей.

    Формировать грамматический строй речи.

    Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

    Развивать фразовую и связную речь.

    Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля.  

    Развивать  психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений:

    -устойчивости внимания;  

    -наблюдательности;                                                                                                                                                                                                                                                     -способности к запоминанию

    -способности к переключению;

    -навыков и приемов самоконтроля;

    -познавательной активности.

         С 1 по 15 сентября и 10 по 25 мая – диагностика речевого нарушения. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.

         В конце каждого полугодия со 2 по 4 класс исследуется техника чтения учащихся.                                                                                                                  Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она  предназначена для  обучения и воспитания обучающихся 2-4 классов с вариантом 7.1 недоразвития речи системного  характера. Программа рассчитана на 3 года обучения.                                                                                                                                                                                   Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.    Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.                                                                Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).   Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.                                                                                                                                                                       Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в   получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.  Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (Вариант 7.1)  представлены следующим образом.                                                                                                                                                                                        АООП НОО (Вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.                                                                                                                                                          Содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

      3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ЗПР (вариант 1), с целью реализации содержания коррекционно-развивающей области, в учебный план АООП,  включен обязательный коррекционный курс «Логопедические занятия», который предусматривает коррекцию речевых расстройств и нарушений коммуникации.

    Специфика преподавания курса в условиях адаптивной организации для детей с ЗПР, по преодолению речевых расстройств требует особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обусловливает необходимость разработки данной программы, включающей изменения содержания и технологий обучения детей с ЗПР, определяющей пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

    Работа по данной программе проводится  в  рамках  часов коррекционно- развивающей области: в форме специально организованных индивидуальных  занятий.

    Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Наполняемость групп – три человека. Логопедические занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.

    Определение результативности проводится в начале и в конце коррекционного периода по «нулевым» и итоговым срезам.

    Диагностика проводится с 1 по 15 сентября. Коррекционный период начинается с 16 сентября. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.

    Количество часов по учебному плану по курсу «Логопедические занятия»  

    Класс

    Часов в неделю

    I

    четверть

    II

    четверть

    III четверть

    IV четверть

    Часов в год

    2 класс

    2

    70      

    3 класс

    2

    70                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    4 класс

    2

    70

    Программа  по коррекции речевых нарушений имеет тесную связь с учебными предметами обязательной части: русский язык, речевая практика,  чтение,  мир природы и человека, рисование и др..

    Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление  у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.  По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.

        4..ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО  КУРСА                                                                                                                                

                 Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования (вариант 7.1), созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.                                                                                                                     Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

    Личностные результаты освоения  коррекционной программы

    Целевые установки

    Показатели результативности

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    Осознает свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

    Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

    Выстраивает отношения, общение со  сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважает иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

    Умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

    Воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Отвечает на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

    Осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

    Умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда...

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

    Понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

    Участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта находит пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Ориентируется на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

            

    Метапредметные результаты освоения   коррекционной  программы

    Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС

    Планируемые результаты

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    Принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    Осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания. Самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди - библиотекарь, учитель старших классов, .), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Умеет намечать действия при работе, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов.

    В диалоге с учителем умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы, исходя из имеющихся критериев, может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

    В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов.

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

    Сопоставляя свои действия и результат, понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации.

    Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

    Умеет отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему? Как, каким способом действовал? Какой способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему?

    Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    Переводит в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач.

    Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

    Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Решает разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство.)Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

    Использует компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    Предъявляет смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Адекватно использует речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, составляет тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

    На изученном предметном материале предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

    Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    Умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

    Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    Активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

    Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

    Проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

    Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

    Предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

    Предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного процесса.

    Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного процесса.

                                                                           Предметные результаты освоения программы

    Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС

    Планируемые результаты

    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

    Освоил первоначальные знания о системе русского языка. Владеет элементарными способами анализа изучаемых явлений языка.

    Имеет представление о языковом многообразии

    Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

    Выражает свои мысли в связном повествовании.

    Осознает язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.

    Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

    Имеет позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

    Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно- повествовательной) на основе обогащения  знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова. Развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи,  речи, коррекция недостатков письменной речи.

    Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи.

    Умеет пользоваться правилами орфоэпии и орфографии. Владеет навыком правильного словоупотребления в прямом и переносном значении.

    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Обладает коммуникативными умениями в говорении, чтении и письме.

    Умеет выбирать слова из ряда предложенных для решения коммуникативной задачи.

    Учащиеся  2-х классов должны знать:

    гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

    Учащиеся 2-х классов  должны уметь:

    правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

    распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

    распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

    распознавать парные согласные;

    обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

    пользоваться различными способами словообразования;

    владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

    писать раздельно предлоги со словами;

    правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

    Учащиеся 3-х классов  должны знать:

    слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

    Учащиеся 3-х классов  должны уметь:

    производить звукобуквенный анализ слов;

    устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

    пользоваться различными способами словообразования;

    владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

    использовать в речи различные конструкции предложений.

    строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

    точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

    Учащиеся  4-х классов должны знать:

    изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

    Учащиеся  4-х классов  должны уметь:

    активно пользоваться различными способами словообразования;

    владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

    владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

    устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; составлять план текста

    Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

    Работа по данной программе осуществляется  через коррекционный комплекс. Который включает три взаимосвязанных блока: диагностический, коррекционный, оценочный.                                                                                                                                                                                                                Исходя из поставленных задач, работа логопеда ведется по нескольким направлениях.

    Направления

    работы логопеда

    Задачи

    Содержание и формы работы

    Ожидаемые результаты

    Диагностическое

    1.Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

    1.Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и с 15 – 30 мая).Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей. 

    2.Исследование результатов обученности логопатов.

    3.Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов.

    1.Характеристика образовательной ситуации.

    2.Составление рекомендаций для родителей и учителей.

    Коррекционное

    1.Коррекция общего и речевого развития детей-логопатов, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности.

    1.Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма.

    1.Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими.

    Профилактическое

    1.Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.

    1. Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру,  и другим медицинским специалистам.      2.Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),  направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.                                                   3.Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

    1.Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.

    Консультативная работа включает:

    • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

    Информационно – просветительская работа предусматривает:

    • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

    направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.

    • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

    Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление  у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.  По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период. По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.                                                                                                                                        

    5.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА                                                                                                                                                                                       Сочетание нарушений познавательной деятельности и речи препятствует формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, качественному освоению  коммуникативных компетенций. При обучении учитывается структура речевого дефекта и единство коррекционного и развивающего обучения. Одним из инструментов, позволяющим не только эффективно организовать коррекционную работу с обучающимися, является рабочая программа групповых и индивидуальных  логопедических занятий. Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим   планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой  гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.. На всех логопедических занятияхве дется работа по развитию мышления, внимания, памяти, мелкой моторики. Тематическое планирование включает в себя следующие направления  логопедической коррекции: просодическая сторона речи, фонематические процессы,  лексико-грамматический строй, связная речь. Логопедическая работа   конкретизирована в следующих   разделах:

    Необходимость данной программы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР.  Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.

    Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы  – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями                                                                                                                                                                                     2 класс                                                                                                                                                                                                                                                                          Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

    Задачи:

    1. Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

    2. Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

    3. Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

    4. Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

    5. Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки

    6. Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

    7. Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).

    Предложение и слово (6 часов)

    Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета Слогообразующая роль гласного. Ударение (2 часа)

    Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

    Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (10 часов)

    Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

    Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (8 часов)

    Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

    Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (6 часов)

    Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

    Словообразование (20часов) Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Суффиксы профессий.

    Суффиксы в образовании детёнышей животных.

    Суффиксы прилагательных.

    Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

    Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование.

    Образование слов при помощи приставок.

    Предлоги и приставки (16 часов) Практическое знакомство с предлогами.

    Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.

    Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.

    Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

    Составление предложений из заданных слов с предлогами.

    Дифференциация предлогов и приставок.

    Употребление предлогов в связной речи.

    Использование лексических тем:

    «Овощи-фрукты».

    «Осень»

    «Мебель».

    «Посуда».

    «Насекомые».

    «Рыбы».

    «Профессии».

    «Семья».

    «Зима».

    «Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

    «Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.

    «Детеныши животных».

    «Весна». «Домашние животные».

    «Растения весной».

     3 класс

    Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

    Задачи:

    1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

    2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

    3. Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

    4. Подготовить к усвоению морфологического состава слова

    5. Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения

    6. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

    Предложение и слово (2 часа)

    Речь и предложение. Предложение и слово.

    Слоговой анализ и синтез слова (6 часов)

    Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

    Звуки и буквы (4 часа)

    Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

    Обозначение мягкости с помощью мягкого знака (4 часа)

    Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

    Обозначение мягкости с помощью гласных (10 часов)

    Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].

    Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (6 часов)

    Непарные глухие со¬гласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

    Предложения (6 часов)

    Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

    Морфологический состав слова(8 часов)

    Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

    Безударный гласный (6 часов)

    Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

    Предлоги и приставки (6 часов)

    Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

    Связная речь (10 часов)

    Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.

    Использование лексических тем:

    « Как я провел лето».

    «Осень».

    «Птицы». «Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.

    «Дикие животные и их детеныши».

    «Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

    «Зимние забавы».

    «Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

    «Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов.

    Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

    4 класс

    Цель:

    Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

    Задачи:

    1. Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

    2. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

    3. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

    4. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

    Состав слова (10 часов)

    Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

    Безударные гласные (4 часа)

    Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

    Согласные звуки и буквы (4 часа)

    Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

    Словосочетания и предложения (4 часа)

    Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

    Согласование (4 часа)

    Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

    Словоизменение прилагательных (4 часа)

    Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

    Словоизменение глаголов (4 часа)

    Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

    Предлоги и приставки (4 часа)

    Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

    Управление. Словоизменение имен существительных по падежам (14часов)

    Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

    Части речи (4 часа)

    Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

    Связь слов в словосочетаниях и предложениях (4 часа)

    Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

    Связная речь (8 часов)

    Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

    Использование лексических тем:

    «Растения и животный мир».

    «Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города.

    «Перелетные птицы».

    «Мебель».

    «Дикие животные».

    «Профессии и инструменты».

    «Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в наших лесах.

    «Зимние зарисовки».

    «Дикие и домашние животные».

    Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

    Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов с ЗПР (вариант 7.2

    на 2018-2019 уч.г

     (2 часа в неделю,68 часов)

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения

    Коррекционная цель

    Предложение и слово

    6 часов

    1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

    2

    Развивать логическое мышление.

    Слогообразующая роль гласного. Ударение.

    4

    4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

    4

    Развивать устойчивость внимание, способность к переключению

    Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

    10

    5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

    Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

    6.Разделительный мягкий знак.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

    2

    Развивать фонематический слух

    8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

    2

    Развивать фонематический слух

    9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

    2

    Развивать фонематический слух

    Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.

    8

    10.Дифференциация

    [б-п] в устной и письменной речи.

    2

    Развивать фонематический слух

    11.Дифференциация

     [г-к] в устной и письменной речи.

    2

    Развивать фонематический слух

    12.Дифференциация

    [з-с] в устной и письменной речи

    2

    Развивать зрительное восприятие

    13.Дифференциация

    [ш-ж] в устной и письменной речи.

    2

    Развивать устойчивость внимания

    Согласные звуки, имеющие артикуляционно- акустические сходства.

    6

    14.Дифференциация

     [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

    2

    Развивать устойчивость внимания, способность к пекреключению

    15.Дифференциация

     [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

    2

    Развивать фонематический слух

    16.Дифференциация

    [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

    Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

    2

    Развивать фонематический слух

    Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

    20

    17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик

    2

    Развивать слуховую, зрительную память.

    18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    19.Суффиксы профессий.

    1

    Развивать логическое мышление.

    20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов.

    Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    22.Суффиксы наречий.

    2

    Развивать слуховую, зрительную память.

    23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование.

    2

    Развитие слухового внимания

    24.Значение приставок.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    25.Учимся писать приставки.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок.

    3

    Формировать коммуникативные навыки

    Предлоги

    16 часов

    27.Предлоги: от, к, до.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    28.Предлоги: за, из-за.

    2

    Развивать устойчивость внимание

    29.Предлоги: через, сквозь, между

    2

    Развивать зрительное восприятие

    30.Предлоги: про, о, об (обо)

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

    2

    Развивать логическое мышление.

    32.Составление предложений из заданных слов с предлогами.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

    33.Дифференциация предлогов и приставок.

    3

    Формировать коммуникативные навыки

    34.Проверочная работа по теме «Предлоги».

    1

    Развитие слухового внимания

    Всего:

    68 часов

    Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов с ЗПР (вариант 7.2)

    на 2019-2020 уч.г.

     (2 часа в неделю,68 часов)

    Тема

              Количество часов

    Коррекционная цель

    Предложение и слово

          2 часа

    1. Речь и предложение. Предложение и слово.

    2

    Развивать мыслительные операции

    Слоговой анализ и синтез слова

    6

    2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

    2

    Развитие слухового внимания

    3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

    2

    Развивать устойчивость внимание

    3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

    2

    Развивать устойчивость внимание

    4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    Звуки и буквы

    4

    5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

    2

    Развивать логическое мышление.

    6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

    Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

    2

    Развивать устойчивость внимание

    Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

    4

    7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

    2

    Развивать логическое мышление.

    8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

    2

    Развитие слухового внимания

    Обозначение мягкости с помощью гласных.

    10

    9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

    2

    Развивать фонематический слух

    10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

    2

    Развивать мыслительные операции

    11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

    2

    Развивать фонематический слух

    12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

    6

    14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

    2

    Развивать слухового внимания

    Предложения

    6

    17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

    2

    Активизировать мыслительную деятельность

    18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

    2

    Развитие слухового внимания

    19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

    2

    Развивать фонематический слух

    Морфологический состав слова

    8

    20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

    2

    Развивать мыслительные операции

    21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

    2

    Развивать мыслительные операции

    22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

    2

    Развивать мыслительные операции

    23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    Безударный гласный

    6

    24.Безударные гласные в корне.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    Предлоги и приставки

    6

    Развивать мыслительные операции

    27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

    2

    Развивать мыслительные операции

    28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок.

    2

    Развивать логическое мышление

    29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

    2

    Развивать мыслительные операции

    Связная речь

    10

    30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    32. Пересказ по вопросам.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    33. Пересказ текста по опорным словам.

    2

    Развивать логическое мышление

    34. Пересказ текста по предметным картинкам.

    Проверочная работа.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    Всего:

    66 часов

    Календарно - тематическое планирование для   обучающихся

    четвертых классов с ЗПР (вариант 7.2) на 2020-2021 уч.г.

    (2 часа в неделю,68 часов)

    Тема

    Количество часов

    Коррекционная цель

    Состав слова

           10

    1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

    2

    Развивать мыслительные операции

    3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

    2

    Развивать слухового внимания

    4. Приставки пространственного и временного значения.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    5. Окончания.

    2

    Развивать фонематический слух

    Безударные гласные

    4

    6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    Согласные звуки и буквы

    4

    8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

    2

    Развитие слухового внимания

    9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

    2

    Развивать фонематический слух

    Словосочетания и предложения

    4

    10.Выделение словосочетаний из предложений.

    2

    Развивать мыслительные операции

    11.Составление предложений из словосочетаний.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    Согласование

    4

    12.Согласование слов в числе.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    13. Согласование слов в роде.

    2

    Развивать мыслительные операции

    Словоизменение прилагательных

    4

    14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    Словоизменение глаголов

    4

    16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

    2

    Развивать фонематический слух

    17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

    2

    Развитие слухового внимания

    Предлоги и приставки

    4

    18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    19. Дифференциация предлогов и приставок.

    2

    Развивать мыслительные операции

    Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

    14

    20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

    2

    Развивать функции самоконтроля

    21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

    2

    Развивать мыслительные операции

    22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

    2

    Развивать мыслительные операции

    24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

    2

    Развивать мыслительные операции

    25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

    2

    Развивать мыслительные операции

    26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    Части речи

    4

    27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

    2

    Развивать мыслительные операции

    28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    Связь слов в словосочетаниях и предложениях

    4

    29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

    2

    Развивать зрительное восприятие

    30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

    2

    Развивать мыслительные операции

    Связная речь

    8

    31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

    2

    Развивать функции самоконтроля

    32. Составление рассказа по его началу.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    33. Составление рассказа по данному концу.

    2

    Формировать коммуникативные навыки

    34. Составление рассказа по данному плану.

                        2

    Формировать коммуникативные навыки

    Всего:

    68 часов

    По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.

     7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    Примечания

    Книгопечатная продукция

    1. Л.Н. Ефименкова
    • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
    • Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

    Часть 1. Дифференциация гласных.

    • Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

    Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.

    Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.

    1. Л.М. Козырева
    • Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов.
    • Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных.
    • Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные.
    • Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
    1. Е.В. Романова
    • Пишу правильно буквы И и У.
    • Пишу правильно буквы Б и Д.
    1. Е.Д. Бурина
    • Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
    1. О.В. Чистякова
    • 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.
    • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс
    1. И. Милосердов В.Ульянов        Сборник диктантов и упражнений для начальной школы
    2. Р.И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах

    В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.

    Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.

    Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.

    1. Л.Г. Кобзарева
    • Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
    1. Л.М. Козырева
    • Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.
    • Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.
    • Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.
    • Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.
    1. О.В. Чистякова
    • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.
    1. Н.Г. Андреева
    • Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко         Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа школьников.
    • И.Лопухина        Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи

    В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур.

    В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

    Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

    Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

    1. Н.С. Жукова
    • Уроки логопеда.
    1. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова
    • Вводим звуки в речь Л, Л.
    • Вводим звуки в речь С, З, Ц.
    • Вводим звуки в речь Р, Р.
    • Вводим звуки в речь Ч, Щ.
    • Вводим звуки в речь Ш, Ж.
    1. Л. Герасимова, О. Жукова
    • Уникальная методика развития речи.
    1. Е.С. Онищенкова
    • Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
    1. А.П. Успенская, М.Б. Успенский
    • Учись правильно говорить.

    В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

    В книгах представлены следующие тематические разделы:

    • Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.
    • Изолированное произношение звуков.
    • Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
    • Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.
    • Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.

    Технические средства обучения

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Смартдоска. Ноутбук. Телевизор. Магнитофон.

    Сканер (по возможности).

    Принтер лазерный (по возможности).

    Экранно-звуковые пособия

    Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

    Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч).

    Разработаны презентации к урокам по темам:

    • «Звукобуквенный и слоговой анализ слова»;
    • «Лексико–грамматический строй речи»;
    • «Многозначные слова»;
    • «Однокоренные слова. Корень слова»;
    • «Дифференциация предлогов и приставок»;
    • «Амонимы»;
    • «Синонимы»
    • «Фразеологизмы»;
    • «Состав слова»;
    • «Что такое скороговорка»;
    • «Части речи»;
    • «Имя существительное»;
    • «Имя прилагательное»;
    • «Тайны твердых и мягких согласных»;
    • «Правописание твердого и мягкого знака»;
    • «Многозначные слова»;
    • «Обследование объема словарного запаса» и др.

     

    Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы

    Игры и игрушки

    Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д.

    Оборудование класса

    Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

    Стол учительский с тумбой.

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

    Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

     

       8.ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                                                                                                                                                               1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

    2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

    3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

    4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

    5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

    6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

    7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

    8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

    9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

    10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

    11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

    12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

    13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

    14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

    Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

    Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) (вариант 7.2) По английскому языку

    Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Ду...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).Представлены Целевой и Содержательный разделы программы....

    Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

    Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

    Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...