Рабочая программа учителя -логопеда для обучающихся по АООП 8.3 и 8.4
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Радостина Татьяна Анатольевна
Сопровождение

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный центр развития детей»

(ГБОУ «Многопрофильный центр развития детей»)

УТВЕРЖДАЮ  

Директор школы

______________Г.А. Заричная

«      »                    2023г.                           

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по сопровождению обучающихся

с РАС

__________А.В. Шульга

«      »                    2023г.

                                                                                                   

Рабочая программа

учителя-логопеда

(для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3 и 8.4)

Учебный год: 2023-2024

Общее кол-во часов (занятий) 66,  кол-во часов (занятий)  в неделю 2

Составила:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Радостина Т.А.

г. Нижний Новгород

Содержание

п/п

Раздел

Страница

1.

Целевой раздел

3

1.1

Общее назначение программы

3

1.2

Цель  программы

6

1.3

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся детей с РАС

6

1.4

Особые образовательные потребности обучающихся детей с РАС

8

1.5

Планируемые (ожидаемые) результаты.

9

2.

Содержательный раздел

11

2.1

Программа коррекционного курса «Формирование доречевых предпосылок»

11

2.2

Программа коррекционного курса  «От звука к слову »

12

2.3

Программа коррекционного курса  «От слова к предложению»

13

2.4

Программа коррекционного курса  «От предложений к связному тексту»

16

3.

Организационный раздел

22

3.1

Тематическое планирование коррекционных курсов

22

3.1.1

Тематическое планирование коррекционного курса “Формирование доречевых предпосылок”

22

3.1.2

Тематическое планирование коррекционного курса «От звука к слову»

25

3.1.3

Тематическое планирование коррекционного курса «От слова к предложению»

28

3.1.4

Тематическое планирование коррекционного курса «От предложений к связному тексту»

31

3.2

Материально-техническое обеспечение программы

34

4

Список использованной литературы

35

5.

Приложения

36


  1. Целевой раздел.    
  1. Общее назначение программы

Вариант 8.3 предназначен для образования обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 8.4. предназначен для образования детей с РАС, имеющих, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся в ГБОУ “Многопрофильный центр развития детей” по АООП варианты 8.3, 8.4, Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конвенция ООН о правах  инвалидов;
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.

Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3,8.4) и сформирована  как программа логопедического сопровождения детей со сложной структурой нарушений.

    Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-логопеда, условия и средства формирования и коррекции речи. обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный центр развития детей» г. Нижнего Новгорода.

         Основные направления работы учителя-логопеда:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское  и профилактическое направление;
  • организационно-методическое.

 Учитель-логопед проводит диагностику обучающихся в начале учебного года с целью определения уровня речевого развития и особенностей речи. По результатам диагностического обследования и руководствуясь рекомендациями ПМПК и/или ШППк, учитель-логопед комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия, определяя подходящий для каждого обучающегося коррекционный курс. Всего в программе представлено 4 коррекционных курса, в зависимости от уровня речевого развития ребенка, от полного отсутствия  до развернутой фразовой речи. Каждый коррекционный курс рассчитан на 1 год обучения по 66 занятий и заканчивается итоговым обследованием обучающегося для определения индивидуальных достижений по результатам проведенных занятий. При необходимости (если ожидаемые результаты оказались недостаточными) выбранный курс дублируется. При достижении ожидаемых результатов по выбранному коррекционному курсу, курс усложняется на следующий год, либо ученик выпускается, в этом случае учитель-логопед зачисляет на занятия другого обучающегося, нуждающегося в помощи специалиста (по заключению ПМПК и /или ШППк).         В основу Рабочей программы логопеда для обучающихся с РАС,заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
        Дифференцированный подход к построению Рабочей программы предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
      Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
        Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
РАС.
       Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с
РАС определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
      Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с
РАС, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися с РАС знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,
    приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с РАС на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

      В основу Рабочей программы для обучающихся с РАС положены принципы государственной политики РФ в области образования:

  • гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации;
  • светский характер образования, общедоступность образования,
    адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  • принцип направленности на формирование деятельности,
    обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
    РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося с РАС к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
  1. Цель  программы

        Цель реализации Рабочей программы учителя-логопеда – обеспечение требований ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Для детей, обучающихся по АООП  для обучающихся с расстройством аутистического спектра, основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с с РАС

     

Для категории детей с РАС, обучающихся по программе 8.3 характерны следующие моменты:

 Недоразвитие познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

Речь. Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедлен но, запаздывает развитие артикуляционных движений.

Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы, гиперкинезы) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (неба, губ, зубов). Активный словарь гораздо беднее пассивного; речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко. Отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов: пальто, шубу, плащ называют словом «пальто». Это связано с трудностями различения самих предметов. Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи). В младшей школе они используют незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов: цвет – красный, синий, зеленый, желтый; величина – большой, маленький; вкус – сладкий, горький. Дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, следовательно, наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. Снижена потребность в речевом общении.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.

Большинство обучающихся в ГБОУ “Многопрофильный центр развития детей” по программе 8.4 имеет системное недоразвитие речи разной степени при умственной отсталости в структуре РАС. Имеется тяжелая степень выраженности речевых нарушений. Отсутствует или искажено звукопроизношение, фонетическое восприятие, фонематический анализ и синтез, пассивный словарный запас ограничен бытовыми просьбами, экспрессивная речь отсутствует, связная речь отсутствует, навыки письма и чтения отсутствуют, графомоторные навыки отсутствуют. Навыки альтернативной коммуникации отсутствуют. Присутствуют вокализации, не имеющие коммуникативного значения. Способ коммуникации – изредка жест, указывающий на желаемый предмет.

1.4 Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра, с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с расстройством аутистического спектра, легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, интеллектуальными нарушениями различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

При определении особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями важно учитывать уровень владения речью в целях социальной коммуникации:

  • владеет элементарной речью. Может выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой.
  • формальный характер речи. Речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто не направлена на решение задач социальной коммуникации.
  • преобладает альтернативная коммуникация. Не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов.

Создание специальных методов и средств обучения.

Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.) 

Основные требования к работе с детьми:

1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

2) Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.

3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.

4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.

5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

7) Увязка речевой деятельности ребенка с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).

8) Использование игр.

1.5. Планируемые (ожидаемые) результаты.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.

ФГОС обучающихся с особыми возможностями здоровья   устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Требования устанавливаются к результатам:

  • личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

1.5.1. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Формирование доречевых предпосылок»

         - У ребенка появится (усилится) потребность в общении, он будет заинтересован и сможет использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации:

  • использование взгляда как средство коммуникации.
  • использование мимики как средство коммуникации.
  • использование жеста как средство коммуникации.
  • использование звука как средство коммуникации.
  • использование предмета как средство коммуникации.
  • использование графических изображений/символов как средство
    коммуникации.
  • использование таблицы букв как средство коммуникации.
  • использование карточек с напечатанными словами как средство
    коммуникации.
  • использование набора букв как средство коммуникации.
  • использование компьютера как средство коммуникации.

-    расширятся артикуляционные возможности, необходимые для произнесения отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний.

-          появятся попытки подражания речи окружающим

-        обогатятся речевые возможности детей в практике импрессивной речи для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту

1.5.2. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От звука к слову»

-     У ребенка усилится потребность в общении, он будет  заинтересован и сможет использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации.

- расширятся артикуляционные возможности, обогатится подражательная речевая деятельность, сможет воспроизводить интонационно-ритмический контур слов

- увеличится число слов (простых, часто слышимых слов), используемых в целях коммуникации, лепетные слова сменятся общеупотребительными

-     улучшится понимание обращенной речи, обогатится словарный запас

- простые грамматические категории смогут выполнять смыслоразличительную функцию

-    сможет использовать коммуникативно-значимую однословную фразу («дай», «иди»);

-  улучшатся речевые возможности детей в практике импрессивной и/или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач,  обогащения личного опыта ребенка.

1.5.3. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От слова к предложению»

- в коммуникативных целях ребенок будет  свободно объединять 2-3 слова

- будет употреблять правильно наиболее простые грамматические конструкции.

-  будет пользоваться двухсловной фразой в форме винительного падежа единственного числа («Дай ложку»); предложного падежа с предлогами; творительного падежа («Кушать ложкой»);

- будет составлять двусоставное предложение («Ляля спит», «Коля идёт»);

- будет распространять предложения за счёт знакомых грамматических конструкций («Ляля ест яблоко»).

1.5.4. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «От предложений к связному тексту»

- будет проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться вербально

- речь станет более понятна для окружающих (допускается приближенное к нормированному произношение звуков позднего отногенеза), слова 3-4 сложной слоговой структуры сможет произносить достаточно четко

- обогатится лексикон за счет появления в речи прилагательных, наречий, числительных, местоимений и других частей речи

- будет более точно употреблять слова в речевом контексте, будет употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные

- будет правильно употреблять грамматические формы слова (продуктивные словообразовательные модели)

- будет  строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- будет составлять небольшие простые рассказы в рамках знакомой темы по серии сюжетных, по сюжетной картине, по образцу

- будет способен осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза

- увеличатся предпосылки к осмысленному чтению и письму

- будет использовать  глобальное (полуглобальное) чтение в доступных ребенку пределах понимания смысла узнаваемого слова

2.        Содержательный раздел

2.1        Программа коррекционного курса  «Формирование доречевых предпосылок»

Группа безречевых детей, обучающихся в ГБОУ «Многопрофильный центр развития детей» неоднородна. В нее входят дети у которых интеллектуальная недостаточность часто сочетается с моторной и сенсорной алалией, анартрией, расстройством аутистического спектра,  а также другими нарушениями психо-физического развития и эмоционально-волевой сферы. Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

В основу предлагаемого курса положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть курса состоит в поэтапном развитии сохранного потенциала безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными и /или кинетическими значительно облегчает обучение. Реальные предметы, картинки, жесты-движения, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального и/или кинетического ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми.

Одним из обходных путей логопедической коррекции данной категории детей является обучение навыкам альтернативной и/или дополнительной коммуникации, в частности чтению. Через обучение чтению можно вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно необходимо вести специальную работу по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для коррекции речи.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

•    Развитие слухового восприятия

•  Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

•  Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

•    Развитие функции голоса и дыхания.

•    Развитие чувства ритма.

•    Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

2.2        Программа коррекционного курса  «От звука к слову»

Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении достаточно активно используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, дополняя их жестами, мимикой. Однако речевые средства общения у них крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных, часто лепетных и диффузных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Для них затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Низким речевым возможностям детей сопутствует бедный жизненный опыт, ограниченные недифференцированные представления об окружающей жизни, инертность психически-познавательных процессов. Итак, речь детей, обучающихся по данному курсу, малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основное содержание логопедической работы

  • Формирование общих речевых навыков.
  • Формирование психологической базы речи.
  • Развитие импрессивной речи.
  • Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование у детей звукослоговой структуры слова
  • Формирование простого предложения (из двух-трех слов) на основе усвоенных элементов словообразования
  • Обучение детей составлению простых предложений, состоящих:
  • из указательного слова (там, туда, этот, вот) и имени существительного в именительном падеже («Вот папа», «Тут Аня»);
  • из обращения и глагола в повелительном наклонении («Тата, дай». «Оля, иди».);
  • из глагола повелительного наклонения и имени существительного в именительном падеже;
  • из модального наречия и глагола в инфинитиве («Буду пить». «Хочу есть». «Можно взять»);
  • из обращения, глагола в повелительном наклонении и имени существительного в именительном падеже («Папа, на мяч»);
  • Формирование умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку.

2.3        Программа коррекционного курса  «От слова к предложению»

Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении обычно пользуются однословными фразами. Редко могут наблюдаться попытки использовать простые по конструкции, но искаженные фразы. При этом наряду с выраженными лексико-грамматическими и фонетическими нарушениями самым слабым звеном в структуре речевого недоразвития является смысловая сторона речи. Семантическая нагрузка слова страдает существенно. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводит к тому, что речь взрослого либо не понимается ребенком, либо понимается неточно или даже искаженно. Для данной категории детей характерна также предметная неотнесенность речи. Речь слабо связана с деятельностью детей и ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую), полноценно не выполняет.

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, а так же преодоление специфических недостатков речевого развития детей с нарушением интеллекта.

Формирование психологической базы речи.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

Развитие импрессивной речи

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда.  

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского и женского рода

Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от (при демонстрации действий).

Обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-

Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанному тексту (с использованием иллюстраций).

Обучение пониманию соотношений между членами предложения

Развитие экспрессивной речи

Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

•        слов-действий;

•        слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель», «Времена года» и др.;

•        слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

•        наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), количество (много, мало, еще), сравнение(больше, меньше).

Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения. Обучение употреблению форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями –ы (шар — шары), -и (кошка — кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

•        винительный падеж существительных единственного числа с

окончанием –у;

•        родительный падеж существительных мужского и женского рода

единственного числа без предлога и с предлогом у.

•        дательный падеж существительных мужского и женского рода

единственного числа с окончанием –е.

•        творительный падеж существительных мужского рода единствен-

ного числа с окончанием -ом.

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — лежат).

Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени.

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

Работа над усложнением фразы

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения. Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени.

Обучение употреблению в речи трехсоставного простого предложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое — формой повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Формирование умения предлагать сотрудничество или выражать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив.

Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями.

Закрепление синтаксических связей в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанным текстам; заучивание двустиший, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Уточнение произношения и совершенствование навыка произнесения гласных и согласных звуков, в пределах доступного словаря.

Коррекция нарушенных звуков (допускается приближенное к нормативному произношение).

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, а так же в трехсложных словах, состоящих из открытых слогов.

        Работа с разрезной азбукой и компьютерной клавиатурой.

Составление, печатание и чтение:

•сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ),

•сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),

•сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),

2.4        Программа коррекционного курса  «От предложений к связному тексту»

Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые часто, не формируют полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее, речь бывает распространенной и развернутой, однако свободное общение достаточно затруднено. В речи данной группы детей допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах. Существенно нарушена смысловая сторона речи. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций. В речи этих детей часто можно слышать неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий: часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы); названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»); названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица); взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Звуки, которые правильно произносят изолированно, в речи могут не использовать, искажать. Фонематический анализ и синтез не сформирован.

Звуко-слоговую структуру трех-четырех сложных слов нарушают. В связи с вышеизложенным, необходимо вести коррекционную работу по формированию всех компонентов языковой системы, особое внимание уделяя развитию смысловой стороны речи, и процессу генерализации речевых навыков.  

Развитие психологической базы речи и общих речевых навыков

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Развитие основных компонентов мыслительной деятельности. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности.

Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи.

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии.

Обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений.

Учить детей обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства. Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Обучение восприятию, оценке ритмов (до четырех ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (с опорой на зрительное восприятие и без).

Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.

        Развитие импрессивной речи

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций.

Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов.

Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам). Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия с использованием графических схем.

Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц, -иц-, -ец- .

Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение. Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных ; инверсии ; активных ; пассивных.

Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).

Развитие экспрессивной речи

Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

•        слов-действий;

•        слов-названий по различным лексическим темам

•        слов, обозначающих признаки предметов: цвет, величину и ее параметры, вкус;

•        личных и притяжательных местоимений;

•        наречий, обозначающих местонахождение, время, количество, сравнение, ощущения, оценку действий.

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

Обучение детей умению подбирать слова с противоположным и сходным значением.

Обучение детей использованию слов, обозначающих материал.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов.

Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.

Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-,-ник, -ин, -ц-, -иц-, -ец-).

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).

Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-,-н-,-ан-, -енн.

Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как .

Формирование связной речи.

Развитие навыков составления описательных рассказов (по демонстрации действий, серии сюжетных картин, по сюжетным картинам, по игрушкам, на темы из личного опыта).

Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, с опорой визуальный план текста.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции (или приближенной к правильной) отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса).

Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.

Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).

Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум).

Совершенствование фонематических представлений.

Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину).

Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова). Формирование у детей: осознания принципа слогового строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша), из открытого и закрытого слогов (замок, лужок), трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова (сыр, дом).

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков; четырехслоговых слов без стечения согласных звуков.

Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх).

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.

Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения).

Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе.).

Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). Закрепление мягкой атаки голоса.

Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания: раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения.

Работа с печатными буквами и специальными символами соответствующих звуков А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).

Работа с разрезной азбукой и компьютерной клавиатурой.

Составление, печатание и чтение:

•сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ),

•сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),

•сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),

•односложных слов по типу СГС (КОТ),

•двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов

(ПАПА, АЛИСА),

•двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и за-

крытого слогов (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК),

•двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА),

•трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА),

•предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Лида мала. У Лиды кот. Лида и Мила играли.).

Обучение детей доступному чтению слов, предложений, коротких текстов.

3.        Организационный раздел

3.1        Тематическое планирование коррекционных курсов

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой. Настоящая программа рассчитана на детей школьного возраста (7-18 лет). Основная форма организации образовательного процесса - индивидуальные занятия.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю- . Продолжительность занятия 35 минут (которые включают сопровождение ребенка до кабинета учителя-логопеда и обратно). В начале и конце учебного года учитель-логопед проводит диагностические занятия. В начале года с целью определения уровня речевого развития,  специфики речевых нарушений и подбора определенного коррекционного курса. В конце года с целью оценки достигнутых результатов, корректировки программы на следующий учебный год. Каждый коррекционный курс включает 66 занятий.

3.1.1        Тематическое планирование коррекционного курса для «безречевых» детей

№ занятия

Тема занятия

1

Входная диагностика

2

Развитие слухового восприятия. Сопоставление звуков музыкальных инструментов с предметом, картинкой

3

Обучение предметной имитации, развитие совместного внимания

4

Обучение имитации движений крупной моторики

5

Обучение имитации движений по картинкам

6

Обучение имитации движений мелкой моторики

7

Артикуляционная имитация

8

Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки. – дай, покажи

9

Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с небольшой опорой на жестовые подсказки- обведи, зачеркни

10

Выполнение предметных действий по речевой инструкции, без опоры на жесты.

11

Лексическая тема «Осень»

12

Лексическая тема «Одежда»

13

Лексическая тема «Овощи»

14

Лексическая тема «Обувь»

15

Лексическая тема «Школа. Школьные помещения»

16

Лексическая тема «Школьные принадлежности»

17

Лексическая тема «Головные уборы»

18

Это Я (части тела) Работа с фотоальбомом.

20

Мои учителя. Работа с фотоальбомом.

21

Лексическая тема «Домашние животные»

22

Развитие слухового восприятия. Сопоставление звуков домашних животных с картинкой

23

Лексическая тема «Домашние птицы»

24

Развитие слухового восприятия. Сопоставление звуков домашних птиц с картинкой

25

Действия «Ест, пьет, летит, плывет, бежит, прыгает»

26

Коммуникативная карта «Действия»

27

Лексическая тема «Зима»

28

Лексическая тема «Новый год»

29

Действия – сидит, спит, идет, едет

30

Действия – ест, пьет, пишет, читает

31

Коммуникативная карта «Действия»

32

Люди – мужчина, женщина, мальчик, девочка

33

Люди – старый, молодой

34

Лексическая тема «Зимующие птицы»

35

Действия «катается, лепит»

36

Лексическая тема «Мебель»

37

Лексическая тема «Продукты питания»

38

Лексическая тема «Профессии»

39

Глобальное чтение 1 тип слоговой структуры слова

40

Лексическая тема “Посуда”

41

Лексическая тема “Семья”

42

Лексическая тема “Город”

43

Лексическая тема “Транспорт”

44

Лексическая тема “Перелетные птицы”

45

Лексическая тема “Зоопарк”

46

Лексическая тема “Насекомые”

47

Лексическая тема “Цветы”

48

Лексическая тема “Материалы”

49

Последовательности “Что сначала-что потом”

50

Лексическая тема “Весна”

51

Глобальное чтение 2 тип слоговой структуры слова

52

Глобальное чтение 3 тип слоговой структуры слова

53

Лексическая тема “Игрушки”

54

Лексическая тема “Овощи”

55

Лексическая тема “Фрукты”

56

Лексическая тема “Ягоды”

57

Цвета «Красный, Синий»

58

Цвета «Желтый, зеленый»

59

Цвета «Черный, белый»

60

Коммуникативная карта «Цвета»

61

Формы «Круг, квадрат»

62

Форма «Треугольник, прямоугольник»

63

Коммуникативная карта «Формы»

64

Лексическая тема «Один-много»

65

Коммуникативная карта «Один-много»

66

Итоговая диагностика

3.1.2        Тематическое планирование коррекционного курса «От звука к слову»

№ занятия

Тема занятия

1

Входная диагностика

2

Лексическая тема: Школа. Развитие слухового восприятия. Сопоставление звуков музыкальных инструментов с предметом, картинкой

3

Гласный звук «А». Звукоподражания. Понятия «одинаковый - разный». Лексическая тема:Осень

4

Лексическая тема: «Овощи». Закрепление понятий «одинаковый- разный»

5

Употребление глаголов: «дай», «на» .

6

Гласный звук «У». Звукоподражания. Знакомство с понятиями «мужчина», «женщина».

7

Гласные звуки «А», «У». Звукоподражания. Знакомство с понятиями «живое»-«неживое»

8

Употребление глаголов: «дай», «на», «положи», возьми».

9

Гласный звук «И». Звукоподражания. Дифференциация понятий «живое»-«неживое»

10

Лексическая тема: «Одежда». Употребление простых глаголов: «дай», «на», «надеть», «снять».

11

Гласный звук «О». Звукоподражания. Выделение птиц среди других предметов.

12

Гласные звуки «И», «О». Звукоподражания. Выделение птиц среди других животных.

13

Гласные звуки «А», «И», «О». Дифференциация с использованием символов и жестов.

14

Лексическая тема: «Человек, части тела. Гигиена». Знакомство с местоимениями «он», «она».

15

Гласные звуки «У», «И», «О». Дифференциация с использованием символов и жестов.

16

Уточнение произношения гласных звуков. Выполнение действий: иди, сиди, стой. Лексическая тема: “Обувь”

17

Органы артикуляции. Пение слитных гласных звуков. Понимание значения глаголов «петь», «молчать».

18

Определение последовательности звуков в звукокомплексах. Лексическая тема “Домашние животные, их детеныши”

19

Звук «М». Звукоподражания: «му», «ам», «мяу», «ме». Выделение людей среди других объектов.

20

Звук «М» Слова: мама, мой, Мила, мыть.

21

Звуки «П», «Пь». Звукоподражания: «пи», «пух». Лексическая тема “Домашние птицы, их птенцы”

22

Звуки «П», «Пь». Эмоциональные восклицания»: «оп», «прыг».

23

Звуки «П», «Пь». Слова «папа, Поля, пить».

24

Звуки «М», «П». Мужской - женский род.

25

Звуки «М», «П». Различение мужского и женского рода существительных. Лексическая тема “Зима.Зимние забавы”

26

Звуки «Б», «Бь». Звукоподражания: «бе», «бом», «би-би», «буль».

27

Звуки «Б», «Бь». Эмоциональные восклицания: «бай», «бо-бо», «бух».

28

Звуки: «Б», «Бь». Слово «баба». Однословная фраза с эмоциональным восклицанием.

29

Отработка звуков «Б», «Бь» в словах. Развитие умения вслушиваться в речь. Работа с текстом «Баба».

30

Звуки «В», «Вь». Имитация звуков ветра. Работа с голосом. Лексическая тема “Новый год”

31

Звуки «В», «Вь». Учимся произносить слова: вата, вода, Витя, Вова. Дифференциация слов по первому слогу.

32

Звуки «В», «Вь». Работа с текстом «Вова».

33

Понимание значения простых глаголов: сидит, ест, бежит, идет, стоит. Однословная фраза с эмоциональным восклицанием. Лексическая тема “Дом”

34

Звуки «К», «Кь». Звукоподражания «ку», «ко», «кар», «кря»

35

Звуки «К», «Кь». Звукоподражания «ку-ку», «Кач», «кап».

36

Звуки «К», «Кь». Слова: Катя, Котя, киса, Коля.

37

Активизация речи. Употребление фраз на основе ранее отработанного речевого материала. « Катя, бух» «Киса, оп». «Котя, кач-кач».Лексическая тема “Мебель”

38

Объединение предметов по смыслу. Сопровождение действий доступной речью («кап», «би», «ам», «пух»).

39

Понятия «большой-маленький». Голосовая модуляция: «ООО!», «пи-пи-пи».

40

Зимующие птицы. Накорми птиц.

41

Звуки: «Г», «Гь». Звукоподражания: «га-га», «гуля», иго-го».

42

Звуки: «Г», «Гь». «Гоп»- едем на лошадке. Дифференциация гласного звука «о» в слогах.

43

Животные. Употребление простых глаголов.

44

Звуки «Х», «Хь». Звуковой анализ слога «Ух».

45

Звуки «Х», «Хь». Употребление эмоциональных восклицаний: «Ах», «Ох», «Ух»! Лексическая тема “Продукты питания”

46

Звуки «Т», «Ть». Звукоподражания: «тюк» (топор), «тик-так», «ту», «тук». Соотнесения слова с картинкой.

47

Звуки «Т», «Ть». Эмоциональное восклицание «топ». Употребление фраз «Папа, топ», «Тетя, топ» и т.п.

48

Звуки «Т», «Ть». Употребление слов: «Тата», «Толя», «Тома», «тетя», «Котя», «Катя».

49

Звуки «Т», «Ть». Чистоговорки. Работа с ритмом. Лексическая тема “Весна”

50

Звуки вокруг нас. Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Функциональное назначение предметов.

51

Звуки «Н», «Нь». Звукоподражание: «Но»».

52

Эмоциональное восклицание: «На»! Употребление фраз; «На, тетя», «На, Котя». Лексическая тема “8 Марта”

53

Звуки «Т», «Ть», «Н», «Нь». Слова «Ната», «Тема». Составление слов из букв. «Одень, детей на прогулку».

54

Звук «Ф». Цветы. Эмоциональные восклицания: «Фу!», «Фо!», «Фи!»

55

Гласные звуки и звук «Ф» «Посуда». Единственное и множественное число существительных.

56

Лексическая тема: «Семья». Имена близких людей.

57

Лексическая тема: «Семья». Употребление местоимений "я", "они".

58

Лексическая тема: «Транспорт». Понимание значения предлогов «на»-«под».

59

Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение «Игрушки».

60

Уточнение произношения согласных звуков. Работа с ритмом. Стихотворение «Дом».

61

Уточнение произношения согласных звуков. Работа с интонацией. Стихотворение «Дождь».

62

Различение ранее изученных глаголов. Учимся отвечать на вопрос коротким словом (звукоподражанием).

63

Уточнение произношения звука «Ы» (вызывание). Знакомство с символом.

64

Определение гласных звуков в односложных словах (ум, ам, оп, мак, дом, бык, кот).

65

Повторение пройденного. Лексическая тема “Лето”

66

Итоговая диагностика

3.1.3        Тематическое планирование коррекционного курса «От слова к предложению»

№ занятия

Тема занятия

1

Входная диагностика

2

Звуки вокруг. Звучащие игрушки. Понятия «начало»-«конец». Тема “Школа”

3

Употребление в речи предложений из двух слов с указательным местоимением.. (Это Катя. Это киса. Это гуси. Тут утка.)

4

Употребление в речи двухсловных  предложений. (Хочу спать.  Хочу есть. Хочу пить).

5

Построение и употребление обиходных словосочетаний. Объединение слов (глагол+существительное). (Дай мяч, шарик, грибок, ложку, Катю).

6

Школьные принадлежности. Различение предметов по их назначению.

7

Обобщающее понятие «игрушки». Фраза из 2—4 слов.

8

Понятия начало и конец ряда. Составление предложений, через выделение 2—3 признаков предмета.

9

Звуки вокруг. Неречевые звуки. Составление предложений из двух слов по совершенному действию.

10

Обобщающее понятие «Овощи». Именительный падеж множественное число имени существительного.  Употребление  предлогов «В», «НА».

11

Овощи. Предлоги «НА», «С». Составление предложений по совершенному действию и картинно-графической схеме.

12

Согласование числительных («одна», «две», «три») с существительными женского рода.

13

Звук «У». Работа над голосом. Звуковой анализ и чтение слогов.

14

Овощи. Согласование числительных («один», «два», «три») с существительными мужского рода.

15

Овощи. Пересказ описательного рассказа по вопросам и картинно-графическому плану. Понятия начало рассказа - конец рассказа.

16

Звук «А». Речевое и зрительное внимание. Речь с движением «Шар для Ани».

17

Осень. Работа над ритмом. Построение фразы из 2-4 слов.

18

Осень. Один - два - много - ни одного.

19

Осень. Предлоги «НА», «С». Построение фразы из 2-4 слов.

20

Осень. Описательный рассказ по вопросам с опорой на картинки.

21

Звуки «У», «А». Выделение гласных звуков в коротких словах.

22

Признаки осени. Составление рассказа по вопросам, с опорой на картинку.

23

Фрукты. Предлоги «НА», «С».

24

Звук «И». Слуховое внимание. Сила голоса.

25

Обобщающее понятие «фрукты». Построение фразы из 2-5 слов.

26

Звуки «А», «У», «И». Ориентировка в пространстве относительно своего тела.

27

Овощи - фрукты. Дифференциация. Предлог «ИЗ».

28

Звуки «А», «У», «И». Дифференциация звуков.  Сила голоса.

29

Наше тело. Единственное и множественное число существительных.

30

Наше тело. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

31

Звук «О». Голосовые модуляции.

32

Наше лицо. Слова-признаки: «чистый-грязный», «сухой-мокрый».

33

Высота. Употребление местоимения «Мой». Фраза из 2-5 слов.

34

Наша елка.  Обучение отвечать на вопросы полным предложением.

35

Признаки зимы. Фраза из 2-5 слов.

36

Зима. Слоговая структура.

37

Зима. Составление рассказа по картинкам-символам.

38

Зима. Белый цвет. Согласование прилагательного «белый» с существительными.

39

Звук «О». Выделение звука «О» в начале слова.

40

Одежда. Глаголы «надеть»-«снять».

41

Одежда. Активизация фразовой речи.

42

Звуки «У», «О». Дифференциация на уровне звукосочетаний.

43

Звуки «У», «О». Дифференциация в словах в позиции начала слова.

44

Одежда. Предлоги «В», «ИЗ».

45

Одежда. Пересказ с опорой на вопросы и картинки.

46

Звуки «А», «У», «И», «О». Голосовые модуляции.

47

Звук «Э». Слуховое восприятие. Работа с ритмом.

48

Обобщающее понятие «обувь». Уменьшительно-ласкательная форма имен существительных.

49

Обувь.  Множественное число существительных.

50

Обувь. Предлоги «В», «ИЗ».

51

Обувь. Пересказ по вопросам и картографическому плану.

52

Обобщающее понятие «дикие животные». Предлог «В».

53

Дикие животные. Части тела.

54

Весна. Предлоги «НА», «С».

55

Мамин праздник. Фраза из 2-5 слов.

56

Мамин праздник. Пересказ.

57

Дикие животные. Сравнение. Уменьшительно-ласкательная форма имен существительных.

58

Звуки «Э», «И». Дифференциация

59

Детеныши диких животных. Единственное и множественное число имен существительных.

60

Дикие животные. Предлоги «К»,  «ЗА»

61

Домашние животные. Предлог «В».

62

Звуки «А», «У», «И»,«О», «Э». Употребление фразы из 2- 5 слов.

63

Домашние животные. Части тела. Словообразование.

64

Звук «Ы». Словоизменение.

65

Повторение пройденного.

66

Итоговая диагностика

3.1.4        Тематическое планирование коррекционного курса «От предложений к связному тексту»

№ занятия

Тема занятия

1

Входная диагностика

2

Наш город Нижний Новгород. Развитие слухового внимания.

3

Наша школа. Обогащение словарного запаса.

4

Осень. Приметы осени. Обогащение словарного запаса.

5

Осень. Труд людей осенью. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

6

Огород. Согласование существительных с глаголами муж. и жен. рода в пр.времени

7

Огород. Составление двух, и трехсловных предложений. Словоизменение.

8

Сад. Винительный падеж существительных в единственном числе

9

Сад. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

10

Деревья. Согласование числительных один, одна, одно с существительными

11

Деревья. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

12

Перелётные птицы. Практическое овладение предлогами «на», «с», «под».

13

Перелётные птицы. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

14

Домашние животные. Словообразование.

15

Домашние животные. Пересказ рассказа с использованием визуального материала

16

Дикие животные. Практическое овладение предлогами «в», «из».

17

Дикие животные. Пересказ рассказа с использованием визуального материала

18

Одежда. Дательный падеж существительных в единственном числе и в множественном числе

19

Одежда и обувь. Пересказ рассказа с использованием визуального материала

20

Зима. Зимние забавы. Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои

21

Зима. Пересказ рассказа с использованием визуального материала

22

Зимующие птицы. Приставочные глаголы

23

Зимующие птицы. Предлоги на-с- под.

24

Новогодние праздники. Признаки предметов, выраженные прилагательными

25

Новогодние праздники. Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

26

«Транспорт». Родительный падеж существительных во множественном числе.

27

«Транспорт». Пересказ рассказа с использованием визуального материала.

28

 «Мебель». Практическое овладение предлогами «под», «из-под».

29

«Мебель». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

30

 «Инструменты». Практическое овладение предлогами «за», «из-за».

31

«Инструменты».  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

32

 «Профессии». Словообразование

33

«Профессии».  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

34

 «Электроприборы». Словообразование

35

«Электроприборы». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

36

«Продукты питания». Дифференциация предлогов.

37

«Продукты питания». Составление рассказа по сюжетной картинке.

38

Красные даты календаря. День защитника Отечества. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

39

«Посуда». Словообразование.

40

«Посуда». Составление рассказа по сюжетной картинке.

41

Праздник наших мам и бабушек. Пересказ рассказа по картинно-графическому плану.

42

Времена года.  Словообразование.

43

Времена года. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

44

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

45

Что такое год?. Составление рассказа по опорным схемам-рисункам.

46

«Весна». Употребление союза «А»

47

«Весна». Составление предложений с заданным количеством слов.

48

«Весна». Труд людей весной. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

49

Приметы весны. Сложноподчиненные предложения.

50

Приметы весны. Составление текста по опорным словам.

51

«Насекомые».  Предлоги на, под, за.

52

 «Насекомые». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

53

«Цветы». Полевые и садовые.. Употребление союза «А»

54

 «Цветы». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

55

«Рыбы» Употребление служебных частей речи.

56

«Рыбы».  Составление рассказа по сюжетной картинке.

57

Моя семья. Притяжательные  прилагательные

58

Моя семья. Составление рассказа о семье.

59

Любимые занятия. Составление рассказа по опорным схемам-рисункам.

60

Водоемы. Подбор синонимов.

61

Водоемы. Подбор антонимов.

62

Лето. Сложноподчиненные предложения.

63

Лето. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

64

«Летние каникулы». Составление рассказа из личного опыта.

65

Обобщающее занятие.

66

Итоговая диагностика.

3.2        Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет, в котором проводятся логопедические занятия с обучающимися со сложной структурой дефекта соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:  соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;  обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;  соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда. Кабинет  оборудован современной мебелью, специально подобранной как для младших, так и для старших школьников, имеющей возможность изменять высоту под рост ребёнка, включает рабочую, игровую зоны, зону релаксации  для оптимальной организации учебной деятельности и отдыха.

Оформление кабинета учителя-логопеда создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта и соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете создает  рабочий настрой и  мотивирует ребенка на учебную деятельность. В кабинете имеются следующие зоны:

-        учебная зона (включает в себя парты для школьников, магнитно-маркерную доску, столы ученические, стулья);

-        двигательная зона (обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр;

-        зона релаксации (мягкий модуль).


4.        Список использованной литературы

1.        Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

3.        РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».

4.        Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.

5.        Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.


Приложение 1

Речевая карта обследования неговорящего ребенка

 

1.Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст __________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) __________________________________________________________________              

4. Домашний адрес  __________________________________________________________________

5. Откуда поступил __________________________________________________________________

6. Класс (год обучения) _____________________________________________            

7. Заключение ПМПК от  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 8. Психоневрологический статус  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха __________________________________________________________________

10. Состояние зрения _________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

 Логопед ___________________________________

                

I.  Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком  (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма __________________________________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) __________________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» __________________________________________________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II.  Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) _____________________________________________________________

Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов __________________________________________________________________

Определение количества неречевых звуков __________________________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма _________________________________________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний __________________________________________________________________

 III.  Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки  на одной, двух ногах)

точность движений __________________________________________________________________                              

переключение __________________________________________________________________

координация __________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак;   выполнение шнуровки)

точность движений _________________________________________________________________                              

переключение __________________________________________________________________

темп __________________________________________________________________                                

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться») нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

 IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы  _______________________________________________________  

мышечный тонус губ __________________________________________________________________  

зубы___________________________________________________________________________________________________________________________

прикус_________________________________________________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) ___________________________________________________________

твёрдое нёбо __________________________________________________________________              мягкое нёбо ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы  __________________________________________________________________нижняя челюсть __________________________________________________________________язык __________________________________________________________________мягкое нёбо __________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него) ________________________________________________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы,  книга, стол (предметные картинки по категориям) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

 - покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Состояние предикативного словаря (сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

-  покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

 -  покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

 Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) __________________________________________________________________

 - покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) __________________________________________________________________

 -  покажи где красный (желтый, синий) мячик? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

 - где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

 - покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул;  подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и  отнеси их в коробку ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) __________________________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________________

 

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

        а

         о

        у

        ы

        и

        э

         я

        ю

         е

     ё

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  м

 мь

  н

 нь

  п

 пь

  б

 бь

  в

 вь

  ф

 фь

  т

ть

д

дь

к

кь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  г

 гь

  х

 хь

  с

сь

   з

 зь

  ц

  ш

 ж

  ч

 щ

  л

 ль

   р

 рь

 й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дифференциация  звуков)

   а

  о

   о

   у

   и

  ы

  а

  э

  м

 мь

  м

  н

   н

  нь

  п

 пь

   б

  бь

  п

  б

  пь

  бь

  в

 вь

  ф

 фь

        в

   ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   д

  дь

   т

  ть

  т

  д

  ть

  дь

к

кь

   г

  гь

   х

  хь

   т

   к

  д

  г

   с

  сь

   з

  зь

   с

   з

  сь

  зь

   л

  ль

  ль

  й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навык чтения (узнавание/называние букв, слогов, слов, предложений, текстов) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Навык письма ( соединяет точки, рисует линии, обводит буквы, пишет буквы, слоги, слова, предложения, текст) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.  Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок») ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Называние цифр __________________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис:        

Различение понятий  верх/низ, справа/слева, впереди/сзади ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII Исследование коммуникативных навыков

Состояние навыка просьбы  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние навыка диалога (интравербальный навык) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние навыка наименования ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние умения пользоваться альтернативной и дополнительной коммуникацией (жесты, предметы, картинки, пиктограммы, напечатанные слова) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...

Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1....