Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 2 класса. 

Программа представляет собой целостную, методологическую обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса для реализации в старшей группе. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия и обеспечивает речевое  развитие детей. Выстроена система коррекционно-развивающей работы по каждой из образовательных областей, система мониторинга развития детей и уровня усвоения программы детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2g_1_variant.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………….……........................….3
  2. Содержание программы…………………….………………………………...…5
  3. Тематическое планирование……………………………………………….........7
  4. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………15

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 2 класса.

Цель - формирование у обучающихся устной и письменной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи и грамматическим строем языка.

Задачи:

  1. Формировать и развивать речевой слух, создавать на этой базе новой основы восприятия устной речи.
  2. Формировать элементарные навыки звукобуквенного анализа слов.
  3. Коррегировать дефектное произношение звуков родного языка.
  4. Развивать навыки самоконтроля произносительной стороной речи.
  5. Формировать умение использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.).
  6. Уточнять, обогащать и активизировать лексический запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
  7. Формировать грамматическую сторону речи.
  8. Развивать способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

Характеристика обучающихся.

Данные обучающиеся 2 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения. Речевое развитие обучающихся характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Система оценки планируемых результатов.

       Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и          промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

- первичной (входящей) аттестации;

- текущего мониторинга;

- промежуточной аттестации в конце учебного года.

       Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.

       Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Результаты образовательно-коррекционной работы

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)

Содержание логопедической программы.

Рабочая программа включает в себя разделы:

  1. Обследование речи
  2. Звуковой анализ
  3. Дифференциация звонких и глухих согласных.
  4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных
  5. Дифференциация сонорных согласных
  6. Дифференциация свистящих и шипящих
  7. Слоговая структура слова
  8. Слова, обозначающие предметы

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь: части тела человека.

                  Части тела человека и куклы. Называние частей тела.

                   Осень. Осенние месяца.

Октябрь:   Овощи. Огород.

                   Овощи. Как убирают урожай.

                   Во саду ли в огороде.

                   Фрукты.

Ноябрь:      Домашние животные.

                    Кто как голос подает.

                    У кого кто?

                    Кто что любит?

                    Кто какую пользу приносит.        

                    Кто где живет?

Декабрь: Зима.

                Дикие животные.

                У кого кто есть.

                 Кто как голос подает?

                 Кто какой.

                 Кто что любит.

                 Кто где живет.

Январь:    Птицы.

                 Зимующие птицы.

                  Перелетные птицы.

                  Домашние птицы.        

                  Кто как голос подает.

                  Насекомые (летающие, прыгающие)

Февраль:   Мебель.

                   Посуда (чайная, столовая, хозяйственная).

Март:   Весна.

             Транспорт. Наземный транспорт.

             Воздушный транпорт.

             Водный транспорт.

Апрель:  Профессии людей.

               Одежда.

Май:      Комнатные растения.

               Деревья.

               Цветы.

               Лето.  

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование речи

8

2

Звуковой анализ

12

3

Дифференциация звонких и глухих согласных.

15

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

7

5

Дифференциация сонорных согласных

2

6

Дифференциация свистящих и шипящих

11

7

Слоговая структура слова

9

8

Слова, обозначающие предметы

4

Итого

68

Тематическое планирование

 (68 часа)

 I ч 16 часов

п\п

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-2

Обследование устной речи.

2

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи.

3-4

Обследование чтения и письма.

2

5

Органы речи части тела человека.

                 

1

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

6

Образование звуков  речи. Части тела человека и куклы. Называние частей тела.

1

7

Гласные звуки. Осень.

1

Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук».

8

 Узнавание гласного звука на слух Осенние месяца.

1

9

Слова, отличающиеся одним гласным звуком. Овощи. Огород.

1

10-11

Согласные звуки.                   Овощи. Как убирают урожай.

2

«Звуковые часы», «Найди пару», «Определение звука по артикуляции», «Напиши букву, опираясь на условные обозначение», «Игры на кинестетические ощущение».

12

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.                   Во саду ли в огороде.

1

13

Звуковой анализ односложных слов.                   Фрукты.

1

Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

14

Звуковой анализ двусложных слов. Фрукты

1

15-16

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. Домашние животные

2

17

Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. Дикие животные

1

Игра с мячом «Выключи звоночек». Работа со словами-паронимами. «Скажи наоборот» «Светофор» «Кто больше назовёт слов» «Собери слова» «Какое слово лишнее» «Расшифруйте» «Найди пару» «Отгадай слово».

Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков

18

Дифференциация Б – П в словах и в предложении.

Дикие животные

1

19

Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах.

Зима

1

20

Дифференциация В - Ф в словах. Зима

1

21

Дифференциация В -Ф в предложении. Зимующие птицы

1

22

Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. Зимующие птицы

1

23

Дифференциация Г – К  в словах и в предложении. Перелетные птицы

1

24

Дифференциация Д – Т  изолированно и в слогах. Перелетные птицы

1

25

Дифференциация Д – Т  в словах в предложении. Домашние птицы

1

26

Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. Домашние птицы

1

27

Дифференциация Ж - Ш  в словах и в предложении. Насекомые

1

28

Дифференциация З – С изолированно и в слогах. Насекомые

1

29

Дифференциация З - С  в словах.Мебель

1

30

Дифференциация З - С  в предложении. Мебель

1

31

Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные» Мебель

1

32

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы

Посуда

Расселение звуков по домикам в Городе звуков. «Тим и Том», «Измени слово» «Камень-трава», «Скажи наоборот» Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в предложениях.

33

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я  

Посуда

34

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю

Посуда

35

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё

Весна

36

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е»  Весна

37

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь»

Транспорт

38

Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные»

39

Дифференциация согласных Р – Л в слогах и словах. Транспорт

Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков

40

Дифференциация согласных Р – Л в предложении. Транспорт

41

Дифференциация С – Ш в слогах и словах. Транспорт

42

Дифференциация С – Ш в предложении. Профессии

43

Дифференциация З - Ж в слогах и словах. Профессии

Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков

44

Дифференциация З - Ж в предложении. Профессии

45

Дифференциация С -  Щ  в слогах и словах. Профессии

46

Дифференциация С - Щ в предложении. Город

47

Дифференциация  С – Ц  в слогах и словах. Город

48

Дифференциация  С - Ц в предложении. Магазин

49

Дифференциация   Ч – Ц  в слогах и словах. Магазин

50

Дифференциация   Ч - Ц в предложении. Деревья

51

Дифференциация   Ч – Щ . Деревья

52

 Анализ односложных слов. Цветы

Определение количества слогов в словах, дифференциация слова и слога, работа со схемами слов, «Любопытный», «Цепочка слов», «Много-один», «Поменяй-ка» (анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов), диктант слогов (запись под схемами), «Называй по очереди», «Продолжи ряд», «Эстафета», «Верно или нет».

53

Анализ двусложных слов. Цветы

54

Анализ трёхсложных слов. Одежда

55

Анализ трёхсложных слов. Одежда

56

Деление на слоги слов со стечением согласных. Одежда

57

Деление на слоги слов со стечением согласных. Обувь

58

Определение ударного слога в словах. Обувь

«Повтори - не ошибись». Работа над ритмом, «Найди ударный звук», «Замени ударный гласный», «Найдите ударение», «Найди в словах ударный слог», «Подними соответствующую гласную букву» (работа с карточками), «Пары слов» (рУки – рукИ), «Укажи цифрой место ударного слога в слове», «Узнай моё имя» (имя соответствует указанному ритму, ударный слог громче)

59

Определение ударного слога в словах. Обувь

60

Определение ударного слога в словах. Головные уборы

61

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Головные уборы

Понятия живое/неживое. Чередование согласных звуков в корне слова.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

62

Слова, обозначающие один и много предметов. Головные уборы

63

Сравнение двух предметов. Лето

64

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. Лето

65-66

Обследование устной  речи

2

67 -68

Обследование чтения и письма.

2

Обследование навыков чтения и письма

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы:

  1. Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  2. Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  3. Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  4. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  9. М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
  10. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  11. Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  12. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016

Вариативные дидактические материалы:

  • •Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы
  • Звучащие игрушки
  • Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
  • Картотека игр на развитие слухового внимания.
  • Разрезные картинки различной конфигурации
  • «Почтовый ящик», рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
  • Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.
  • «Чудесный мешочек».
  • Танграм, занимательный треугольник
  • «Зашумленные» картинки.
  • Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?»
  • Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
  • Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
  • Карточки с изображением лабиринтов.
  • Карточки — символы пространственных предлогов.
  • Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
  • Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали
  • Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).
  • Муляжи овощей, фруктов.
  • Игрушечная посуда, мебель.
  • Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
  • Счетные палочки для выкладывания фигур.
  • Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и
  • раздаточные).
  • Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
  • Картотека игр на развитие восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)

Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...