рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс
рабочая программа по логопедии (4 класс)

рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_zanyatiya_4_klass.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

Рабочая программа групповых занятий коррекционного курса:

«Коррекционные логопедические занятия»

(для обучающихся 4-х классов с ЗПР)

на 2018-2019 учебный год.

учитель-логопед: М.А. Матвеева

г. Ачинск

Цель: Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания, установление связности и последовательности его.

3. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий – 1 раз в неделю, форма организации – групповые занятия. Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного куса

При завершении 4 этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

  • сформированы практические представления о тексте;
  • развиты умения и навыки анализирования текста;
  • развиты умения и навыки построения самостоятельного высказывания.

Учащиеся должны уметь:

  • писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • разъяснять заголовок с помощью учителя и самостоятельно;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; высказывать своё отношение к прочитанному;
  • озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план;
  • пересказывать прочитанное с опорой на план и на сюжетные картинки;
  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (сознательном, правильном, плавном) с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи;
  • подробно пересказывать по вопросам, составлять устные рассказы по картинкам.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

  •  входящая (первичная) диагностика (1 – 15 сентября);
  •  текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях ученика;
  •  итоговая диагностика (15 – 25 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляется на логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа занятий включает три раздела:

  •  Обогащение словарного запаса;
  •  Развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя и связной речи.

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Коррекционная работа на уровне предложения (12ч.)

Предложения с однородными членами. Дифференциация «Словосочетание - предложение». Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. с предлогом и без в ед. и мн.ч. Распространение предложения путем введения определения к дополнению. Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилагательного и существительного в Д.п. Распространение предложения с опорой на вопрос.

Коррекционная работа на уровне текста (19ч.)

Текст. Дифференциация текст –предложение. Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения. Последовательный пересказ. Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ. Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста. Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста. Практическое овладение пересказом повествовательного текста. Практическое овладение творческим пересказом описат. -повеств. текста. Изложение. Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине. Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану. Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Содержание по темам

Кол-во часов

Требования к уровню

подготовки учащихся

план

факт

Развитие лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной  речи

С 1 по 15 сентября – Обследование устной и письменной речи учащихся

Коррекционная работа на уровне предложения

1, 2

Практическое овладение построением простого нераспространенного предложения. Предложения с однородными членами.

Согласование глагола с именем существительным. Главные члены предложения.

Практическая работа с текстом «Осень».

2

Уметь

- наблюдать, сравнивать,

- слышать и слушать, думать, - высказывать свои мысли и давать оценку товарищам;

- сотрудничать в коллективе (принимать помощь товарищей и оказывать самому).

Участвовать в беседе, связно отвечать на вопросы, употребляя простые распространённые предложения;

коллективные ответы на вопросы по теме данной учителем.

Уметь

- сравнивать, анализировать схемы слов, предложений,

 - составлять предложения по вопросам;

- распространять предложения путём введения дополнений В., Р., Д., Т. падежей.

Уметь отвечать на отдельные вопросы; сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя. 

  • Уметь отличать  текст от предложения, предложение от слова; находить границы предложения.

Иметь представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак)

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить пунктуационные знаки; составлять по заданиям предложения;

правильно оформлять тетради и письменные работы.

Уметь по вопросам учителя описывать иллюстрацию

 

3, 4

Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены.

Дифференциация «Словосочетание - предложение»

Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предложений.

Главные члены предложения.

Составление предложений из данных словосочетаний.

2

5

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. с предлогом и без  в ед. и мн.ч.

Практическое употребление В. п. ед. и мн. числа. Беспредложное управление. Обогащение словаря профессиями людей. Предложения с однородными членами.

Графическая схема предложения. Связь слов в простом предложении.

Дети слепили бегемота.

1

6, 7

Распространение предложения путем введения определения к дополнению.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Поздняя весна - ранняя весна.

Составление предложений из 4-х слов по схеме

2

8

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Р. пад с предлогом и без  в ед. и мн.ч.

Практическое употребление Р.п. ед.ч. и мн.ч. Игра «Угадай, чего не стало?»

Чтение и анализ «Чей хвост лучше»

1

9

Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Т.п. с предлогом и без  предлога в ед.ч.

Практическое употребление Т.п. Игровое упражнение «Что между чем».

Составление предложений по схеме: кто? что? чем? Мальчик забивает гвоздь молотком.

1

10

Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилаг. и сущ-го в Д.п.

Согласование им прилагательного с им суш-ным в падеже. Практическое употребление дат падежа.

Чтение и анализ сказки «Три медведя»

1

11, 12

Распространение предложения с опорой на вопрос.

Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Кто? Птица. Что сделала? Принесла. Птица принесла кого? Птица принесла гусеницу. Птица принесла какую гусеницу? Птица принесла кому жирную гусеницу? Каким птенцам принесла птица жирную гусеницу?

Составление предложений по картине

«Скворец»

Чтение текстов без окончаний,

нахождение предложений заданной конструкции

2

Коррекционная работа на уровне текста

13, 14

Текст.

Связь предложений в тексте. Практическое применение навыков согласования и управления.

Виды текстов. Анализ

текста.

Коллективное составление текста из предложений по теме «Весна» («Осень»)

2

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.

Иметь представление: о различии предложений по интонации и цели высказывания; о признаках текста и его оформления.

Владеть дифференцированной работой с текстом.

Писать текст после предварительного анализа; составлять по заданиям предложения;

выделять предложения из речи и текста.

Составлять текст (связный рассказ) из данных предложений

Определять границы предложения.

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить соответствующе интонации пунктуационные знаки

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы,

связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Уметь:

-  отвечать на отдельные вопросы, по картинке, по теме данной учителем;

- составить план рассказа, пересказывать по данному плану и составленному самостоятельно;

 

-составлять рассказы по серии сюжетных картин и пересказывать их.

- сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя, с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; 

- предугадать сюжетно-идейный замысел автора;

Уметь:

- разъяснять заголовок с помощью учителя и сюжетные картинки;

- озаглавливать небольшие части текста, составлять самостоятельно;

 - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- пересказывать прочитанное;

- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении с соблюдением
соответствующей интонации, громкости и темпа речи;

- подробно пересказывать по вопросам, с опорой на план и на сюжетные картинки;

- составлять устные рассказы по картинкам; 

 -  составлять тексты, с последовательной записью предложений под руководством учителя (сочинения, изложения)

- по вопросам учителя описывать иллюстрацию, давать небольшое описание растения, животного, природы в разные времена года;

-правильно подбирать языковые средства;

 - высказывать своё отношение к тексту;

- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы

15, 16

Дифференциация текст –предложение. Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения. Последовательный пересказ.

Практическое употребление навыка согласования.

Деление сплошного текста на отдельные предложения

«Выпал первый снег»

«Вечером».

Типы предложений по цели высказывания: повествовательное,
вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное.

2

17

Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ.

Составление предложений из данных словосочетаний.

Деформированный текст

Закрепление умений составления теста из данных предложений («Сон», «Лиса и козёл»). Последовательный пересказ.

Составление связного текста из деформированных предложений (предложения даны в нужном порядке, отдельные слова – в начальной форме).

1

18

Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста.

Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их. Правила оформления плана.

Последовательное описание собаки, щенят, конуры.

1

19, 20

Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста.

Однородные члены предложения (сказуемые). Согласование в роде и падеже.

Пересказ с опорой на рисунок.

2

21, 22

Практическое овладение пересказом повествовательного текста.

Активизация словаря дрозд, злодей. Установление временной связи.

Умение отвечать на вопросы и распространять предложения с опорой на вопрос. Пересказ с опорой на временную связь.

2

23, 24

Практическое овладение творческим пересказом описат. -повеств. текста («Как медведь себя напугал»)

Активизация словаря: хрустнула, угодила (попала в цель), выпугнул (выгнал и напугал), выпорхнула (быстро вылетела), испугавшись, дал стрекача (очень быстро удалился). Умение применять близкие по значению синонимы. Сложное предложение с союзом, чтобы, потому что

Установление предметных связей медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, медведь. Установление временных связей. Под каждым рисунком пишем слово-действие. Выявление причинно-следственных связей. Первый пересказ цепочкой. Затем каждый самостоятельно.

2

25, 26

Практическое овладение выборочным пересказом («Дружок и Пушок»). Изложение.

 

Грамматически верное оформление собственного высказывания предложениями сложной синтаксической конструкции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте.

Самостоятельное описание сначала кошки, собаки, а затем объединить единым предложением.

2

27, 28

Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине («Кошка с котятами»).

Однородные члены предложения (подлежащие). Графическое изоб-ражение предложений. Правила написания однородных членов предложения. Согласование в роде и падеже.

Последовательное описание кошки, котят, корзины. Самостоятельное составление плана.

2

29

Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану.

Активизация словаря: животные нашего края, Россия, река Енисей

Беседа о животных нашего края.

Составление рассказа по серии сюж. картинок и по готовому плану «Нашли ежа» («Заяц»)

1

30

Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану.

Активизация словаря: животные нашего края, Россия, река Енисей

Составление рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану «Оленёнок»

(«На рыбалку»)

1

31

Сочинение (письменно) «Как Миша нашел щенка» (по серии сюжетных картин с элементами описания щенка).

Грамматическое оформление сложных предложений. Практическое употребление синонимов, сравнительных оборотов. Знакомство с метафорой.

Подобрать слова действия к каждой картинке. С каждым словом - действием составляют предложения. Установление предметной связи, временной. Умение излагать в определенной последовательности. Умение подбирать языковые средства при описании щенка. Совершенствовать навыки составления плана и его использования.

1

С 15 по 30 мая – Обследование устной и письменной речи учащихся


        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...

Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1....