Главные вкладки

    Дискуссионные формы обучения в начальной школе
    презентация к уроку (3 класс) на тему

    Юранева Людмила Григорьевна

    В Концепции модернизации российского  образования  отмечено..."общеобразовательная  школа  должна формировать  целостную систему универсальных знанимй, умений, навыков"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл disskussiya.pptx1.8 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Новая форма дискуссии – письменная Виды письменной подготовительной дискуссии для учеников начальной школы Дискуссия

    Слайд 2

    Погружение в тему Я часто использую на уроке дискуссию… Я редко использую на уроке дискуссию Я не использую на уроке дискуссию…

    Слайд 3

    ДИСКУССИЯ ( латин . discussio ) – в педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений.

    Слайд 4

    Синонимы к слову»дискуссия» Спор Дебаты Диспут Полемика Прения Обсуждения Обмен мнениями Беседа

    Слайд 5

    Этапы классической дискуссии Г. А. Цукерман 1. Запуск дискуссии 2. Разрыв, фиксация разных мнений 3. Обсуждение версий, достижение кульминационной точки в обсуждении. 4. Подведение итогов.

    Слайд 6

    1. «Подумай сам и напиши». На этом этапе учитель формулирует проблемную ситуацию: В предложении «Мальчику подарили мяч» надо было найти подлежащее. Это задание выполняли Маша и Миша. Маша считает, что в этом предложении говорится о мальчике, значит это слово – подлежащее. Миша же считает, что в предложении говорится о мяче, это слово отвечает на вопрос «что?», а значит, оно подлежащее. А как считаете вы? Каждый ученик самостоятельно пишет ответ на проблемный вопрос, высказывает свое мнение. Используется речевая формула «Я думаю…», «Я считаю…». Учитель собирает листочки, знакомится со всем спектром детских версий и готовится к фронтальной дискуссии на завтрашнем уроке

    Слайд 7

    Что это дает ребенку? По результатам анкетирования учащихся в 3м и 4м классах обнаружились следующие «плюсы»: «Каждый может поделиться собственным мнением»; «Никто тебя не перебивает»; «Можно написать любую версию, и никто не будет смеяться»; «Если всех выслушивать устно, то уйдет целый урок». Письменная дискуссия привлекает возможностью вы сказать собственную точку зрения в комфортной обстановке.

    Слайд 8

    2. «Вот как мы думаем». На следующем уроке учитель напоминает проблемный вопрос (ситуацию, задание) и представляет на доске все выдвинутые версии. Не страшно, если нет ни одной верной. Но это бывает крайне редко .Итак 5 версий! 1. Подлежащее – слово «мальчику», потому, что именно о нем говорится в предложении. 2. Подлежащее – слово «мяч», потому что оно отвечает на вопрос «что?» и стоит в именительном падеже и действие выполнили именно с мячом. 3. В этом предложении два подлежащих : «мальчику» и «мяч», потому что говорится и о том, и о другом. 4. Подлежащее – слово «подарили», так как это главное слово в предложении. 5. Подлежащего нет, потому что неясно , кто подарил, и потому что глагол «подарили стоит во множественном числе, а оба существительных – в единственном

    Слайд 9

    3. «Давайте пообсуждаем вместе». Удобнее начинать обсуждение с тех версий, неправильность которых очевидна (версия 4, затем версия 1, после обсуждения которых отвергается и версия 3). Более пристального внимания заслуживает версия 2, которую дети при желании могут обсудить в парах или группах. Дети (Д.): Версия 2 точно неправильная я , потому что мяч не сам выполняет действие и потому что слово «подарили» стоит во множественном числе, а «мяч» – в единственном. Учитель (У.): Итак, действие осуществляется не самим мячом: мяч себя подарить не может. Кроме того, грамматические формы двух слов не согласуется. Значит, мы убедились, что слово «мяч» не является подлежащим. А как быть с именительным падежом? (Пауза.) Ни у кого не возникло сомнение по поводу падежа? (Пауза.) Давай те определим падеж. Д.: Вижу (кого? что?) – винительный падеж, значит «мяч» точно не подлежащее. У.: Итак, перед нами необычное предложение: в нем только один главный член . Такие предложения называются односоставными

    Слайд 10

    4. «Подведем итоги». Учитель раздает детям листочки, на которых они письменно подводят итог урока. Для этого можно использовать несколько вариантов построения рефлексивных суждений , например: «Я поняла, что в предложении может не быть подлежащего, ведь кроме двусоставных есть еще и односоставные предложения»; «Это предложение односоставное : нужно было убедиться, что "мяч" – это не именительный падеж, а винительный»; «Мой выбор был неверен: в предложении глагол не может быть подлежащим».

    Слайд 11

    4. Практикум: «проживание» не подготовленной письменной дискуссии из работы Д.Б. Эльконина с пропуском: «В переходе от детского сада в школу мы теряем инициативность, в переходе из младшей школы в среднюю – ..., в переходе из основной школы в старшую – целеполагание, из старшей в институт – самоопределение»

    Слайд 12

    Индивидуальная Каждый участник индивидуально записывает, что может быть на месте пропуска в данной цитате: «Я считаю, что при переходе из младшей школы в среднюю мы теряем..., потому, что

    Слайд 13

    Рабочий лист Индивидуальные мнения Наше общее мнение

    Слайд 14

    Алгоритм работы в группе 1. В ыслушивание индивидуального мнения каждого, его краткая фиксация ; 2. О бсуждение высказанного; 3. В ыработка общего мнения, его фиксация; 4. Подготовка группового доклада . Возможно составление кластера. Подведение итогов. Ведущий обобщает мнения групп, сообщает, что у автора на месте пропуска было слово

    Слайд 15

    Мышление мышление

    Слайд 16

    Апробированные приемы дискуссии в начальной школе Карусель Общий шум Колесо Дума» Аквариум» Молчаливая дискуссия Голоса Карточки-сигналы Речевой этикет Роли Перекрестная дискуссия -» Вертушка» - Стратегия обучения решению проблем» Идеал» - ПОПС -ФОРМУЛА

    Слайд 18

    Пример сказка В Одоевского Я считаю, что Рукодельница - положительный герой сказки , потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная . Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда , поэтому она нравится и нам, и автору.

    Слайд 19

    Карточки – сигналы Я согласен Я не согласен ? !

    Слайд 20

    Дискуссионная карта Вопрос учителя: Какие силы сталкиваются в сказке? Ответьте на вопрос, заполнив дискуссионную карту. Может ли человек противостоять злу? Да Нет 1. 1. 2. 2 3. 3

    Слайд 21

    Дискуссионная карта Учитель показывает картинки Аральского моря: прошлого и настоящего. Заполните дискуссионную карту « Мы верим в чудо, море вернется» Да. Нет. 1. 2. 3.

    Слайд 22

    Дискуссионная карта Вопрос. Выберите три аргумента.

    Слайд 23

    Дискуссионная карта 1. Соотнесение старой и новой информации 2.Формулирование вопросов 3. Определение своей позиции.

    Слайд 24

    Дискуссионная карта За против


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»

    Из опыта работы учителя начальных классов Бондиной Елены Владимировны....

    Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

    В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

    Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

      В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

    Нестандартные формы обучения в начальной школе - путь к повышению уровня компетентности обучающихся

    Для развития интеллекта обучающихся, их творческих способностей, формирования эмоционального настроя урока нужно шире использовать нестандартные формы обучения....

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

    Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

    В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....