Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы
статья

МО учителей начальных классов

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы,   способствующее повышению качества образования

(из опыта работы МБОУ «Гимназия №1 г. Новопавловска»).

Руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «Гимназия №1 г. Новопавловска»

Т.В. Цапко

        В настоящее время управление качеством образования – это одна из актуальных и наиболее активно обсуждаемых проблем. Наш опыт управления школой показывает, что традиционная система организации учебной деятельности не учитывает многие факторы, которые могли бы улучшить условия обучения, а через них повысить эффективность образовательной деятельности педагогов.

        Школа призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

        С введением ФГОС возросли требования предъявляемые сегодня к учителю начальных классов, в связи с этим учитель испытывает в условиях инновационных процессов интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.

        Проанализировав сложившуюся ситуацию в нашей школе, мы выделили основные проблемы, назревшие в организации образовательной деятельности:

        Учителя начальных классов преподают разные предметы, прежде это было приемлемо, в новой современной школе курсы математики, окружающего мира и прочих предметов стали значительно сложнее. Учитель вынужден ежедневно готовиться к четырем, пяти предметам, что требует очень много времени и усилий. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, литературное чтение, окружающий мир, технологию одному учителю очень сложно. А еще ему необходимо разработать рабочие программы учебных предметов, дидактический материал и прочее на должном уровне в соответствии с требованиями ФГОС.

        Существует расхожее мнение, что в 1-4 классах для ребёнка не важно, в какой школе он обучается, поскольку главное – это учитель. Отчасти это верно, но лишь отчасти. Даже у детей, которые обучались у «хорошего» учителя, при переходе в 5 класс часто возникают трудности.

        Преемственность между начальной и основной школами является общей проблемой для всех школ. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и не редко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе. Возникают конфликты из-за того, что «ударники» становятся «троечниками» и почти исчезают «отличники». Ученик начальной школы привыкает к тому, что результаты его труда оценивал один человек. Школьник принимает определенные подходы к оценке своих действий, и вдруг в 5 классе все меняется. В результате возникают внутренние противоречия.

        Также учитель начальных классов часто бывает необъективным в оценке достижений своих учеников. Это связано и с особыми, почти родственными отношениями с детьми, искушением представить лучшие результаты (итоговые оценки) по сравнению с другими параллельными классами. Причина необъективности оценки кроется и в том, что учитель не работает с другими детьми, не с кем сравнивать. Если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.

        Кроме того, учитель, как любой другой человек, имеет склонности к определенным учебным предметам. Опытные учителя основной школы могут по классу сказать, у кого учились ребята в начальной школе. (Этот класс хорошо знает математику, а вот знания по русскому языку хуже, сразу видно учились у …. педагога). Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.

        В школе существует и проблема учебной перегрузки у учителей начальных классов. Учителей в школе не хватает, поэтому на протяжении нескольких лет педагоги работали в две смены, имея два классных руководства, от 6 до 10 подготовок к урокам каждый день, проверка тетрадей. Это при занятости в школе с утра до вечера. Разве можно при таких условиях говорить о качестве обучения.

        Мы пришли к выводу, что без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению в основной школе, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.

        Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи введения предметного преподавания в 1 – 4 классах. Развитие идеи переросло в план мероприятий внутришкольной инновационной деятельности.

Цель эксперимента: создание условий для успешности обучения  через предметное преподавание в начальных классах

Задачи:

1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Объектом исследования является предметное преподавание в начальной школе.

Предмет исследования- теоретические основы и практическая реализация предметного преподавания в начальных классах.

Введение предметного преподавания в начальных классах позволит:

1. Повысить качество организации педагогического процесса, поскольку:

- каждый предмет ведет преподаватель, имеющий обязательное образование учителя начальных классов;

- учителя начальных классов специализируются на преподавании одного учебного предмета (русский язык или математика), что способствует повышению качества обучения;

- учитель, выявив склонности обучающихся к своему предмету и заинтересовав его во время урока, продолжит индивидуальную работу на дополнительных занятиях, что приведет к более ранней предметной ориентации ребёнка;

- погружение в предмет позволит пополнить методическую копилку учителя и оформить кабинет в соответствии с содержанием своего предмета, а в дальнейшем использовать возможности этого кабинета для обучения;

- позволит обеспечить овладение каждым учащимся желаемого уровня универсальных учебных действий, развить учащегося в соответствии с его возможностями.

2. Значительно снизить проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса.

3. Предметное обучение будет способствовать возникновению нового характера взаимоотношения учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Обеспечить координацию деятельности учителей-предметников среднего звена и начальной школы в организации единой образовательной среды.

5. Также такая форма обучения приведет к совершенствованию воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, так как учитель-предметник будет иметь возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.

6. Большим преимуществом является и то, что обучение осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области, что предоставляет детям возможность выбора приоритетных дисциплин с самого начала обучения. Это обусловливается как более высоким качеством преподавания, так и личностью учителя. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Диагностический инструментарий:

1. Мониторинг успешности обучения и уровня воспитанности - важная составляющая мониторинга хода и результатов инновации по введению предметного преподавания в школе 1 ступени.

2. Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Социологический опрос.

5. Портфолио учителя, обучающихся.

6. Анкетирование, тестирование, диагностирование.

Состав участников экспериментальной площадки:

Ученическо – преподавательский состав начальной школы, учителя- предметники, родители, социально–психологическая служба школы, научно-методическая служба школы, педагоги дополнительного образования.

Прогноз возможных рисков

Возможные риски

Компенсации возможных рисков

Разъединенность преподавательских действий со стороны разных учителей – предметников

Проведение промежуточного и поэтапного диагностирования состояния участников проекта

Предметное обучение может вести к некоторой перегрузке учащихся из-за отсутствия у учителя-предметника четкого ощущения учебной нагрузки (четко регулировать нагрузку может учитель, ведущий все предметы)

Контроль отбора содержания, дозировки подачи учебного материала и домашних заданий администрацией школы

Возможно возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Проведение серии семинаров-практикумов по изучению психофизиологических особенностей младших школьников; непосредственное и косвенное включение родителей в процесс реализации проекта

Возникновение трудностей у учащихся в привыкании к требованиям разных учителей со своей системой оценки и индивидуальным стилем преподавания

Эффективная работа социально-психологической, методической служб школы

Учет интересов учителей – будущих реализаторов проектной работы

        На подготовительном этапе эксперимента разработали нормативные документы, регламентирующие процесс введения предметного обучения в начальных классах, определили цели и основные задачи.

        Особое внимание было уделено службе психолого - педагогического и социального сопровождения образовательной деятельности. Педагогом – психологом составлен план мероприятий психологического сопровождения, осуществлен подбор диагностирующего инструментария. Через диагностические процедуры осуществлялось выявление конкретных затруднений, в деятельности педагогов, потребностей педагогического коллектива, родителей в организации педагогических условий для решения насущных проблем, связанных с овладением учащимися желаемого уровня развития универсальных учебных действий в соответствии с его возможностями.

        Членами рабочей группы проводились с педагогическим коллективом мероприятия по подготовке и введению в действие предметного обучения: заседания методического объединения учителей начальных классов, методические дни, педагогические советы, совещания при директоре, на  которых, шло обсуждение идеи перехода на предметное обучение, были определение параметры для отслеживания успешности обучения, предложены цели и задачи организации работы, обсуждены вопросы возможных рисков и способы их компенсации, сформулированы прогнозируемые результаты, разработаны критерии ожидаемых результатов, рассмотрены вопросы по недельной нагрузке педагогов на учебный год.

        Надо сказать, что не каждый педагог может работать в школе, когда организовано предметное обучение, т.к. учебно-воспитательный процесс требует, чтобы педагог был профессионально мобильным, то есть гибко реагировал на изменения социальной ситуации развития школьников, мог и хотел овладевать новыми педагогическими технологиями и психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу. Основными формами, направленными на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров школы стали:

  • теоретические и практико- ориентированные семинары;
  • заседания методического объединения;
  • тематические педагогические советы;
  • школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
  • мастер-классы;
  • наставничество;
  • индивидуальная методическая помощь;
  • диагностика затруднений.

        Все положительные и отрицательные моменты, возможные риски при введении предметного обучения регулярно обсуждались с педагогическим коллективом.

        В этот же период проходил пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы. Были созданы благоприятные условия по материально – техническому оснащению кабинетов.

        Информационное обеспечение введения предметного обучения: информирование обучающихся, родителей (законных представителей) о введении и процессе апробации предметного обучения в начальных классах осуществлялось через общешкольные родительские собрания, сайт школы.

        В целях информирования родителей о состоянии и результатах деятельности школы, создания условий для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом, проводились общешкольные родительские собрания для родителей учеников начальной школы. Все желающие родители могут получить профессиональные консультации у  психолога, социального педагога и медицинского работника школы, учителей – предметников.

        При введении предметного обучения удалось решить проблему нехватки кадров. У учителей начальной школы увеличилось количество часов в учебной нагрузке от 18 часов до 23 часов. Более опытные учителя в нагрузке имели математику, русский язык и литературное чтение (учитывалось предпочтение в преподавании предмета). Конечно, у учителей ведущих русский язык и математику одной из проблем осталась проверка тетрадей у трех классов. Данную проблему решили, путем материального стимулирования педагогов.

        При предметном обучении в школе меняется работа методического объединения учителей начальных классов, идет обсуждение узкопредметных вопросов, реализовываются общие требования к оформлению работ учащихся, учителями – предметниками даются рекомендации учителям, ведущим уроки в 1-4 классах, на какие темы обратить особое внимание, какие навыки отработать с учениками для устранения типичных ошибок. Кроме того, большое внимание уделяется и психологическим возрастным характеристикам детей.

        В течение четырех лет введения предметного обучения проводился опрос учителей, который показал, что многие учителя изменили свой подход к оценке успешности обучения учеников, поскольку видят детей всей параллели, и это помогает им объективно определять уровни обучения учащихся. Некоторые указали, что получили возможность увеличить время на подготовку к уроку, а соответственно и качество подготовки. Отмечали, что долго адаптировались к другим классам, увеличился объём проверяемых тетрадей.

        В целях повышения профессионального мастерства педагогов школы и распространения педагогического опыта в школе в течение учебного года всеми педагогами проводятся открытые уроки и занятия.

        При предметном обучении более прозрачна стала работа учителя. Видны результаты предыдущей работы учителей в 1, 2, 3 классах, это значительно повысило ответственность учителей перед коллегами, родителями. Никому из учителей не хочется, чтобы о нем после двух лет работы на классе говорили, что он чему-то не научил детей. При такой организации учебного процесса в начальной школе невозможно работать «спустя рукава».

Что же дает предметное преподавание педагогу?

  1. Работая строго в своей области, учитель не будет «многостаночником». Его подготовка к занятиям более глубокая, что способствует повышению качества обучения. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, следовательно, личные склонности учителя не будут сказываться на качестве и результатах обучения.
  2. Погружение в предмет позволит пополнить методическую копилку учителя и оформить кабинет в соответствии с содержанием своего предмета, а затем использовать возможности этого кабинета для обучения учащихся.
  3. Позволит обеспечить овладение каждым учащимся желаемого уровня универсальных учебных действий, развить учащегося в соответствии с его возможностями.
  4. Овладеет различными методическими подходами введения тем трактуемыми в вариативных учебно-методических комплектах.
  5. Большим преимуществом является и то, что обучение одного класса осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня.
  6. Значительно снижаются проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса.
  7. Упрощается обеспечение учителей нагрузкой, т. к. он ведет предметы не только в своем классе.
  8. Устанавливается более тесный контакт предметника с классным руководителем, а это ведет к сплочению педагогического коллектива. На педсоветах намного легче принимать решения по какому-либо классу или ученику, т.к. все являются единомышленниками учебно-воспитательного процесса.

        При введении предметного обучения возникают трудности у учащихся в привыкании к требованиям разных учителей со своей системой оценки и индивидуальным стилем преподавания. Ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности происходят внутренние и внешние конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями. Эти основные риски администрация и педагогический коллектив школы хорошо осознавали, еще до начала работы. И прикладывали все силы для недопущения конфликтных ситуаций, для создания комфортных условий для всех участников образовательных отношений.

        Четырёхлетний опыт работы показал, что «предметное обучение» обеспечивает:

- повышение качества преподавания;

- объективную оценку уровней обучения учащихся;

- объективную оценку педагогической деятельности учителя;

- раннюю и менее болезненную адаптацию детей к новым условиям;

- погружение учителя в предмет и пополнение своих методических копилок;

- формирование объективной самооценки у детей и оценки у родителей;

- решение проблемы нехватки и перегрузки учителей;

- создание  условий для профессионального роста учителя, повышения его методического мастерства;

-  обмен мнениями учителей – предметников о каждом ребенке, что заставляет учителя взглянуть на него по-иному.

Таким образом, предметное преподавание в начальной школе создает условия для тщательного изучения личности ребенка, его способностей, склонностей, индивидуальных особенностей.

Заключение

        Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно –воспитательного процесса, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.                                 

        Предметное преподавание позволяет применить различные подходы: деятельностный, дифференцированный и другие, создаст условия для тщательного изучения личности ребенка, его способностей, склонностей, индивидуальных особенностей. Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снижает подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок учится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Формы работы учащихся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации....

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...