Главные вкладки

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
    статья на тему

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

    Рузвельт Т.
    Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика.

     

    Основные  задачи:

    содействовать творческому  развитию каждого ученика  как на уроке, так и вне  урока;

     

    вызвать интерес  к знаниям, научить его иметь собственное  мнение;

    воспитывать у  детей  любознательность, самостоятельность, честность, личную  инициативу;

     

    воспитывать милосердие и  доброжелательность к  родным и близким  товарищам, любовь к своей Родине;

     

    добиваться  того, чтобы  каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения  нравственно- этическими нормами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Воротынск

     Бабынинского района Калужской  области

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

    ( из опыта работы)

    Учитель начальных классов: Новикова Елена Николаевна

    2015 год

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

    РузвельтТ.

    Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей  среды детей младшего школьного возраста.

    Дети, приходя в школу  все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

            Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

    Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

    В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы.  

    Плюсы их вижу в следующем .

    Они:

    - не сковывают учебный процесс;

    - вносят разнообразие в школьные будни;

    - активизируют ребят;

    -

    Я, как любой учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь  вовлечь детей в разработку  и проведение мероприятия ,сделать его увлекательным для них.

                        КТД  (традиции)

                         Тренинг;

    • КВН;
    • Сюжетно-ролевая игра;
    • Конкурс;
    • Проекты
    • Походы;
    • Экскурсии;
    • Семейная гостиная (социальная);

    .А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

    На примере работы со своим классом  хочу поделиться опытом, как ,взаимодействуя с коллегами, педагогами и специалистами учреждений разного типа, общественными организациями и родителями ,используя НФ воспитательной работы,  осуществляю воспитание  здоровых Людей не только телом, но и духом.

    Класс оказался непростым по поведению и взаимоотношению между детьми.  Поэтому с первых дней я активно начала  работать над формированием дружного коллектива, многое удалось за 4 года, но  что-то ещё требует продолжения работы. Здесь я , работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить», «Учимся прощать»,»Учимся общаться», написание сценариев подразумевая характеры своих одноклассников, постановка представлений.. Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем ,как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

    «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон Семёнович. Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива ,традицией нашего класса  стали КТД ,как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников. Например, «Пасха», «Масленица», «Встреча весны. Благовещение». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, приглашаем на спектакли, организовали игру – путешествие по школе «В поисках пиратского  клада».

    . Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела:

    Особое направление воспитательной работы -патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях,   принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти А через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять   дедушек, бабушек.

    Вижу результаты своей работы и в том, что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки(групповая работа). Даю возможность проявить  их.

     Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Одним из главных направлений воспитания в нашем классе является духовно – нравственное развитие. С 1 класса дети готовили проекты под – н развитию, творческие работы.

     Учащиеся  выступают с ними перед сверстниками и на научно-практических конференциях, участвуют в областных фестивалях и конкурсах . Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

    Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий.

    Использую активно ещё одну форму воспитательной работы–конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. Дети приняли участие во многих конкурсах  художественно-прикладного характера. (изготовление различных поделок-«оберег», «», «Пасха»,рис. «Благодать Божьего мира») . ”. Работы детей выставлялись  на выставках в Районном ДК, в области.

    Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе 2 музея- «Музей трудовой и боевой славы» и «Музей русского быта». Я для себя открыла очень интересную форму работы(причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности .Например, при изучении материала о жизни славян хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А  использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

    Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов. Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку, пользуемся интернет -ресурсами.

    Тесное активное сотрудничество с библиотекой -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса .Она позволяет детям не только знакомиться с произведениями, добывать информацию, но и приучает к общению с книгой, развитию речи.

    Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

     Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях(походах, экскурсиях, мероприятиях  проводимых в школе). Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

    И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

    Итогом  моей учебно-воспитательной работы с классом станет Портфолио класса(можно сказать, что это ещё одна форма работы), которое мы собирали в течение 4-х лет классной жизни. Оно будет отдано активу уже 5-го класса, и .пополнится новыми яркими страничками из  школьной жизни моих учеников, став ещё одной страницей большой школьной жизни.

    Через результаты мониторингов (уровень воспитанности, самооценка, удовлетворённость школьной жизнью) определяю дальнейший план работы в данном направлении.

    От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

    Джон Локк

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

    Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

    Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

    Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...

    Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

    Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

    Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру  урока. В простейшем вариа...

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

    В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...