программа по письму и развитию речи 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

программа по письму и развитию речи 4 класс для учащихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi.rar44.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основании базисного учебного плана, учебного плана образовательного учреждения,  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ.

   Письмо и развитие речи, как учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во  многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения письму обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

      Задачи обучения русскому языку в коррекционной школе:  
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма;
 повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной            форме; формировать нравственные качества.

      Главным принципом, организующим все программы по разделам, является развитие речи.
      Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

      В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
      
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
      В 4 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных.
      Школьники  с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. 

Слово. В процессе практических грамматических упражнений в   4 классе изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни, к общению.
     Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
    В 4 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
      
Связная речь. В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.  В 4 классе  проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
      
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у  школьников с ограниченными возможностями здоровья часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Следует уделить особое внимание формированию  навыков связнойустной и письменной речи, так как их возможность излагать свои мысли правильно, полно последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения , обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме  

Логика изложения и содержание рабочей программы соответствует примерной программе, поэтому в рабочую программу не внесено изменений. Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

   Форма организации учебного процесса в коррекционной  школе -  урок. На уроках письма и развития речи применяются практические упражнения, дидактические игры.  Каждый урок  оснащается необходимыми наглядными пособиями, ТСО, раздаточным материалом. Ведущей формой работы учителя с учащимися является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

    Для проверки  оценки результатов обучения используются контрольные диктанты (в конце учебной четверти), самостоятельные работы (через 10 учебных часов). В контрольных и самостоятельных работах так же предлагаются дифференцированные задания для учащихся трёх групп  по степени обучения (дифференциация по степени сложности, по объёму, по скорости протекания психических процессов).

                                                     МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Разделы программы

Предметы учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

Предложение

Развитие речи

Сезонные изменения в природе.

Математика

счет в пределах 10

Звуки и буквы

Развитие речи

Времена года.

Жизнь и быт школьника.

Овощи, фрукты, ягоды.

Деревья, кустарники, травы.

Слово

Развитие речи

Сезонные изменения в природе.

Домашние животные

Связная письменная  речь

Развитие речи

Город, село, деревня.

Овощи, фрукты, ягоды.

Сезонные изменения в природе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

4 класс

2015-2016 учебный год

класс

количество   часов в неделю

количество часов за      год                                

количество часов за 1 четверть

количество часов за 2четверть

количество часов за 3четверть

количество часов за 4     четверть                              

  4

    5 часов

172

44

35

      53

         40

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   Учащиеся должны уметь:
    -  составлять  и   распространять  предложения,  устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
    -  анализировать  слова  по  звуковому  составу  (выделять  и  дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
    -   списывать    рукописный    и    печатный  текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Учащиеся должны знать:
      алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название раздела календарного плана

Количество часов

Предложение

36

Звуки. Буквы

64

Слово

53

Связная письменная речь

14

Повторение пройденного за учебный год

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПИСЬМА  И  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД       4  КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1 четверть(44ч)

     Повторение. Предложение

Практическое построение   простого предложения.

Составление  предложений с употреблением

слов  в косвенных падежах по вопросам.

Составление  предложений из слов, данных в начальной форме.

Заканчивание  предложений.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Обобщение по теме «Построение простого предложения»

Контрольная  работа №1 по теме:   «Построение    простого предложения »

Работа над ошибками. Повторение по теме «Построение    простого предложения»

Звуки. Буквы.

Алфавит.

2

3

2

3

2

1

1

1

3

01.09

02.09.

03.09.

04.09.

07.09.

08.09

09.09.

10.09

11.09.

14.09.

15.09.

16.09.

17.09.

18.09.

21.09.

22.09.

23.09.

24.09

Правописание предложений

Правописание предложений

Правописание предложений

Изученные правила

Правописание предложений

Правописание предложений

Правописание предложений

алфавит

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

Употребление ь на конце слова.

Употребление ь в середине  слова.

Употребление ь на конце и в середине  слова.

Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и.

Обобщение по теме « Употреблениеь на конце и в середине   слова, разделительный ь»

Контрольная  работа №2 по теме «Употребление ь на конце и в середине  

 слова, разделительный ь»

Работа над ошибками. Повторение по теме «Употребление ь на конце и в середине  слова, разделительный ь»

Правописание сочетаний  жи, ши.

Правописание сочетаний ча, ща.

Правописание сочетанийчу, щу.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, .ча, ща. чу, щу.

Обобщение по теме «Правописание жи, ши, .ча, ща. чу, щу»

Контрольная работа №3по теме «Правописание жи, ши, .ча, ща. чу, щу».

Работа над ошибками.Повторение по теме «Правописание жи, ши, .ча, ща.

чу, щу».

3

3

3

3

1

1

1

3

2

2

1

1

1

1

25.09

28.09.

29.09

30.09

01.10.

02.10.

05.10

06.10

07.10.

08.10.

09.10.

12.10.

13.10.

14.10

15.10.

16.10.

19.10.

20.10.

21.10.

22.10.

23.10

26.10.

27.10

28.10

29.10

30.10

словарные

слова

Мягкий знак на конце и в середине слова

Гласные после ь

Шипящие звуки

гласные звуки

перенос слов

орфографический

режим

словарные

слова

Правописание предложений

Правописание предложений,

шипящих с гласными

Изученные правила

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

2 четверть( 35 часов)

Правописание парных звонких и глухих  согласных в конце слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова.

Проверка написания парных звонких и глухих согласных в конце слова путём изменения формы слова.

Проверка написания парных звонких и глухих согласных в середине    слова путём подбора родственных слов.

Проверка написания путём изменения формы или подбора  по образцу родственных слов.

Обобщение по теме  «Правописание  парных  глухих и звонких

 согласных в конце и середине слова».

Контрольная работа №4 по теме «Правописание  парных  глухих и

звонких согласных в конце и середине слова»

Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание  парных

 глухих и звонких согласных в конце и середине слова»

Ударение.

Различение ударных и безударных гласных.

Правописание  безударных гласных  путём  изменения формы слова .

Правописание  безударных гласных  путём подбора по образцу  родственных слов.

Правописание  безударных гласных  путём  изменения формы слова или подбора  по образцу  родственных слов.

Обобщение по теме  «Ударные и безударные гласные»

Контрольная работа № 5 по теме «Ударные и безударные гласные»

Работа над ошибками.Повторение по теме «Ударные и безударные гласные».

3

3

3

3

3

1

1

1

  2

3

 3

3

      3

1

1

1

09.11

10.11

11.11

12.11

13.11

16.11

17.11

18.11

19.11

20.11

23.11

24.11

25.11

26.11

27.11

30.11

01.12

02.12

03.12

04.12

07.12

08.12

09.12

10.12

11.12

14.12

15.12

16.12

17.12

18.12

21.12

22.12

23.12

24.12

25.12

Мягкий знак на конце и в середине слова

звонкие и глухие согласные

гласные звуки

парные звонкие и глухие

словарные слова

правописание парных звонких и глухих согласных

правописание парных звонких и глухих согласных

Ударные и безударные гласные.

Правописание имён

собственных

Правописание имён

собственных

изученные орфограммы

Правописание предложений

Изученные

орфограммы

Проверка

написания путём изменения формы или подбора  по образцу родствен

ных слов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

3 четверть(53ч)

Слово

Названия предметов.  

Различение  названий предметов в тексте по вопросам кто? что?

Названия действий предметов.

Выделение действий предметов в тексте по вопросам

Различение  слов, обозначающих действие предмета   и отвечающих на вопросы  

 что делал? что сделал?

Различение  слов, обозначающих действие предмета     и отвечающих на вопросы

 что делал? что делает? что  будет делать?

Правильное употребление слов, обозначающих предмет и действия предмета в

связи друг с другом.

Названия признаков  предмета.

Выделение признаков предметов в тексте по вопросам

Правильное употребление слов, обозначающих предмет, действия, признак

 предмета в связи друг с другом.

      1

      3

2

2

 2

     2

     2

      2

       3

         3

11.01

12.01

13.01

14.01

15.01

18.01

19.01

20.01

21.01

22.01

25.01

26.01

27.01

28.01

29.01

01.02

02.02

03.02

04.02

05.02

08.12

09.02

изученные орфограммы

Правописание предложений

Словарные

слова

Правописание предложений

Правописание предложений

Правописание предложений

словарные

слова

правописание словарных слов

изученные орфограммы

название предметов, действий, признаков

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

Обобщение по теме «Различение основных категорий слов»

Контрольная  работа №6 по теме «Различение основных категорий слов»

Работа над ошибками. Повторение по теме «Различение основных категорий слов»

 Имена собственные. Большая буква в именах собственных

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

 Предлоги до, без, под.

Предлоги над, около, перед.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Обобщение по теме « Правописание имен собственных. Раздельное написание предлогов с другими словами» 9

Контрольная работ №7 по теме« Правописание имен собственных. Раздельное написание предлогов с другими словами»10

Работа над ошибками. Повторение по теме « Правописание имен собственных. Раздельное написание предлогов с другими словами»11

Родственные слова.14

Общая часть родственных слов – корень.

Правописание слов с непроверяемыми написаниям  в корне: умение

 пользоваться словарём, данным  в   учебнике.

1

1

1

2

3

         2

2

3

2

1

1

1

2

          3

3

10.02

11.02

12.02

15.02

16.02

17.02

18.02

19.02

22.02

24.02

25.02

26.02

29.02

01.03

02.03

03.03

04.03

07.03

09.03

10.03

11.03

14.03

15.03

16.03

17.03

18.03

21.03

22.03

Мягкий знак на конце и в середине слова

звонкие и глухие согласные

гласные звуки

Ударение.

Ударные и безударные гласные.

Имена собствен-ные

Правописа-ние предлогов

Правописа

ние имен собственных. Раздельное написание предлогов с другими словами

Разделитель

ный ъ.

родственные слова

корень

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

130

131

132

Обобщающий урок  по теме «Слово»

Контрольная работа № 8 по теме «Слово»

Работа над ошибками.Повторение по теме  «Слово»

1

1

1

23.03

24.03

25.03

Слова, обозначающие действие , признак, название предмета.

Правописание имён

собственных

корень

изученные орфограммы

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

4  четверть( 40 часа)

Предложение

Членение речи на предложения.

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Распространение предложений.

Упражнения в составлении предложений.

Установление связи между словами в предложениях  по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный,

восклицательный знаки).

Главный член предложения: подлежащее.

Главный член предложения: сказуемое.

Сказуемое и подлежащее – главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Обобщение по теме «Предложение»

Контрольная  работа№9 по теме «Предложение».

Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение»

2

2

2

2

        3

1

          2

2

2

1

1

1

04.04

05.04

06.04

07.04

08.04

11.04

12.04

13.04

14.04

15.04

18.04

19.04

20.04

21.04

22.04

25.04

26.04

27.04

28.04

29.04

03.05

Правописание предложений

Правописание предложений

Правописание предложений

Словарные

Слова

Правописание предложений

Правописание звонких и глухих согласных

Разделитель-

ныйъ

слова с Ь

правописание предложений

изученные орфограммы

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

Связная письменная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.                                              

Изложение под руководством учителя небольшого текстапо данным учителем вопросам

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
      

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Обобщение по теме «Предложение. Связная письменная речь»

Контрольная работа №10 по теме: «Предложение. Связная письменная речь»

Работа над ошибками.Повторение по теме «Предложение. Связная письменная речь».

Повторение пройденного (5 часов)

Повторение по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»

Повторение по теме «Родственные слова»

Повторение по теме «Правописание безударных  гласных».

Повторение по теме «Главные и второстепенные   члены предложения»

Повторение по теме « Предложение»

3

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

04.05

05.05

06.05

10.05

11.05

12.05

13.05

16.05

17.05

18.05

19.05

20.05

23.05

24.05

25.05

26.05

27.05

30.05

31.05

Слова, обозначающие действие предмета.

Правописание имён

собственных

корень

Родственные слова.

Правописание имён

Собственных

Правописание имён

собственных

изученные орфограммы

правописание предложения, слов с изученными орфог-

рамами

Правописание парных звонких и глухих согласных

Правописание безударных  гласных

Изученные орфограммы

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И  РАЗВИТИЮ РЕЧИ

             4 КЛАСС        2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

                  Название контрольной работы

               Дата проведения

Контрольная  работа №1 по теме:   «Построение    простого предложения »

8.09

Контрольная  работа№2 по теме «Употребление ь на конце и в середине   слова, разделительный ь»

14.10

Контрольная работа №3по теме «Правописание

жи, ши, .ча, ща. чу, щу».

29.10

Контрольная работа №4 по теме «Правописание  парных  глухих и

звонких согласных в конце и середине слова»

01.12

Контрольная работа № 5 по теме «Ударные и безударные гласные»

24.12

Контрольная  работа №6 по теме «Различение основных категорий слов»

11.02

Контрольная работ №7 по теме« Правописание

имен собственных. Раздельное написание

 предлогов с другими словами»

09.03

Контрольная работа № 8 по теме «Слово»

24.03

Контрольная  работа№9 по теме «Предложение».

29.04

Контрольная работа №10 по теме: «Предложение. Связная письменная речь»

23.05

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Оценка устных ответов по письму и развитию речи                          

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:   а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

   Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценке «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

   Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной  части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

    Оценка «1» за устные ответы не ставится.

    Оценка письменных работ

    К классным и домашним письменным работам обучающегося характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные или иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения .

   Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор, но при проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить). Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывание и диктанты.

    Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

    Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать  включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо писать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.

   Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

   Примерный объём текстов контрольных работ  в 4 классе-30-35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы частицы.

   При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

   Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

   При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

   Оценка «4» ставится за работу с одной-тремя ошибками.

   Оценка «3» ставится за работу с четырьмя- пятью ошибками.

   Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть-восемь ошибок.

   Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допущено при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

    За одну ошибку в диктанте считается:

    а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

    б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

     Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

    При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

   Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного  материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

                                                     ИЗЛОЖЕНИЯ

Изложения в школе VIII вида могут быть только обучающего характера. При подготовки к проведению изложений учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций. Словаря и орфографии.

   С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.

   В IV  классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

   При оценке изложений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

   При проверке изложений выводится только одна оценка.

   Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1 – 2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста (темы), с пропусков второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются 3-4 орфографические ошибки.

   Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

   Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов,  более 6 орфографических ошибок.

     Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценки изложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  Аксёнова  А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык 4 класс, Москва, Просвещение, 2007

ЛИСТ  ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....