Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Елескина Наталья Александровна

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx82.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

 Покровская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования «Цильнинский район»

Ульяновской области

 

                                                                           

                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Директор школы_____Тигров В. А.                                                                          

                                                                    Приказ № ____

                                                                    от « ____» августа  2013г.

Рабочая программа

по письму и развитию речи

для учащихся 4 класса

по программе

специального (коррекционного) обучения

VIII вида

На 2013 – 2014 учебный год

Учитель Елескина Н.А

170 часов (5 часов в неделю)

                                       

РАССМОТРЕНО                                                                             СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей                                             Заместитель директора по УВР

учителей начальных классов                                              Ураксина Е.В.________

Руководитель ШМО                                                            Протокол №___

_________ Базунова Е.С .                                                    от«____» августа____2013г.

Протокол № ___                                        

          от  « ____»августа  2013г                                    

с.Покровское

2013г.

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база

Обучение учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, осуществляется на основании нормативной базы:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой,  М.:Просвещение, 2013
  •  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008
  • Образовательная программа МОУ Покровской СОШ (приказ по школе №162 от 1.09.2013)
  • Учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, утвержденный приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10 апреля 2002г
  • Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

Программа

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

        Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • воспитывать интерес к родному языку.

   

          Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

         Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие основных мыслительных операций,
  • коррекция речи и мышления,
  • коррекция фонематического слуха,
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
  • обогащение словаря,
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

                                     Место предмета в базисном учебном плане

     В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.

Тематическое  планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

контрольные  диктанты

1.

1.1

Повторение.

Предложение.

6

Итого:

6

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Звуки и буквы.

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

4

5

8

4

14

6

20

10

1

1

1

1

Итого:

71

4

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.

17

6

6

2

12

1

1

1

1

Итого:

43

4

4.

4.1

4.2

4.3

Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

16

5

8

1

Итого:

29

1

5.

Связная речь.

10

Итого:

10

6.

Повторение пройденного.

11

1

Итого:

11

Итого:

170

10

Специфика программы

        Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

        Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

 Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

 В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

 Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

  На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

  В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

  Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

  Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

        Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Повторение пройденного в начале года
  • Звуки и буквы
  • Слово
  • Предложение
  • Связная речь
  • Повторение пройденного в конце года

        Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

        Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

        Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

        Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

        Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

        Виды и формы организации учебного процесса

        Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

        Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

        Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

        

             При изучении тем курса используются:

  • учебники,
  • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
  • дидактический материал,
  • коррекционные задания и упражнения,
  • игры по русскому языку.

     

        Планируемые результаты освоения курса

«Звуки и буквы»

        Учащиеся должны знать:

        - алфавит,

        - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

        Учащиеся должны уметь:

        - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

        - употреблять ь на конце и в середине слова,

        - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

        - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

        - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

-         ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

        - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

        - знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

        - уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

«Слово»

        Учащиеся должны знать:

        - предлоги до, без, под, над, около, перед,

        Учащиеся должны уметь:

        - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

        - правильно писать имена собственные,

        - писать предлоги раздельно с другими словами,

        - употреблять разделительный ъ,

        - подбирать родственные слова, находить корень,

        - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

        Учащиеся должны знать:

        - члены предложения: подлежащее, сказуемое.

        Учащиеся должны уметь:

        - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

        - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

        - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

        - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

        - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

        - ставить знаки препинания в конце предложения,

        - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

        - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

        Учащиеся должны уметь:

        - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам

Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы и оборудование

Материалы для

 контроля

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

4

Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.., М.: Просвещение, 2012

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой,  М.:Просвещение, 2013

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008

1.Электронные демонстрационные таблицы по русскому языку

2.Электронный дидактический и раздаточный материал по русскому языку   3-4 кл.

3. Презентации

4. Наглядный материал( таблицы по русскому языку)

5. Медиапроектор (по необходимости)

6. Компьютер

Диктанты,

 тесты

1. Методические рекомендации

по технологии создания электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  

4. http://www.1september.ru

5. http://www.uchportal.ru

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

        Основная

        1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.

        2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2013.

        Дополнительная

        1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.

        2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.-  М.: «Просвещение», 2000.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Коли-чество

 часов

Коррекционная работа

Оборудование

 А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова  Русский язык  Учебник для 4 класса

ПОВТОРЕНИЕ

6 ч

Предложение

Практическое построение простого предложения.

1ч.

Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

Выделение предложений из текста. Словарное слово считать) 

1ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

Карточки с предложениями, со  словарным словом; сюжетные картинки.

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать)

1 ч.

Развитие внимания, мышления на основе игры «Кого – чего нет?»

Набор предметных картинок, игрушек; карточка со словарным словом.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1 ч.

Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала»

Карточки с предложениями; счетные палочки.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.)

1ч.

Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок»

Конверты со словами (на каждого ученика)

Деление текста на предложения.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

Карточки с предложениями; сюжетные картинки.

Звуки и буквы.

Алфавит.

4 ч.

Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.)

2 ч.

Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее»

Алфавит; две  стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

Гласные и согласные буквы.

2 ч.

Коррекция фонематического слуха через

выделение определенного звука в процессе

упражнения «Узнай звук»

Предметные картинки; кружки и карандаши  синего и красного цвета

Мягкий знак на конце и в середине слова.

5 ч

Мягкий знак на конце  слова. (Словарное слово  корабль)

2 ч.

 Коррекция памяти на основе дидактической игры «Поможем Незнайке»  (письмо словарных слов).

Карточка со словарным словом; предметная картинка: картофель; «Незнайка».

Мягкий знак  в середине слова. (Словарное слово человек)

2ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1 ч.

Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово».

 Карточка со словарным словом; папка «Мягкий знак».

Разделительный мягкий знак.

8 ч

Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)

2 ч.

Развитие фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнения «Будь внимательным».

Массажные мячи; карточка с «ь» знаком.

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.)

2 ч.

Развитие внимание, мышления на основе игры «Заметь все»

Плакат с правилом; карточки со словами.

 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

2 ч.

Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

Плакат «Лесенка»; простой карандаш; словарные слова

Связная речь.  Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Составь рассказ».

Серия картинок; карточки с вопросами.

Контрольный диктант  «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак».

1 ч.

Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.

Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

Работа над ошибками.

1 ч

Коррекция внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Гласные после шипящих

4 ч

Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)

2 ч.

Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Загадки».

 Карточка со словарным словом; таблица с загадками.

Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.)

2 ч.

Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

Карточка со словарным словом; таблицы со словами «Лесенка».

Связная речь.  Составление рассказа по плану и данным предложениям.

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи, творческого рассказывания  на основе упражнения «Составь»

План рассказа; карточки с предложениями.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

14 ч.

Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.)

2 ч.

Коррекция фонематического слуха в процессе игры «Придумай слово со звуком…»

Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2 ч.

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнения «Услышь звук».

Карточки с буквами, со словарными словами;  предметные картинки.

Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед)

2 ч.

Коррекция познавательной деятельности на основе игры «Исправь ошибки».

 Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо.

Правописание звонких и глухих согласных в  середине слова. (Словарное слово автобус)

2 ч.

Коррекция зрительного внимания на основе упражнения «Найди ошибку».

 Правило; карточки со словарными словами; согласные буквы.

Контрольная работа за I четверть.

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта.

 Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

 Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет)

2ч.

Коррекция логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе упражнения «Загадки».

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб.

2 ч.

Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово».

 Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные».

Ударные и безударные гласные.

6 ч

Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.)

2ч.

Развитие мышления и слухового восприятия на основе упражнения «Загадки»

Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками.

Смыслоразличительная роль ударения.

2 ч.

Коррекция мелкой моторики через  упражнение «Каштан».  

Плакат со словами

Различение ударных и безударных гласных.  (Словарное слово: фабрика.)

2 ч.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнения «Запомни, запиши»

Правописание безударных гласных

20 ч

Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова.

1 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Сравни»

Карточки со словарными словами; веточка сосны.

Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу.

1 ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен»

Предметные картинки; простой карандаш; массажные мячи.

Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней.

1 ч.

Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения.

Текст; план.

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1 ч.

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово».

Карточка со словарным словом; простой карандаш.

Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер)

2 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Будь внимателен»

Карточки со словами; газета; простой карандаш; карточка со словарным словом.

Правописание безударных гласных.

2 ч.

Коррекция логического мышления на основе игры «Загадка»

Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак)

2 ч.

Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления на основе упражнения «Найди ошибку».

Карточка со словарным словом; простой карандаш

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.

2 ч.

Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,  презентация.

Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

3  ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово»

Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

Дифференциация всех изученных правил.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Сделай правильный выбор»

Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.

Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам

2ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь»

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные».

2 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта;  простой карандаш; массажные мячи.

Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками.

2 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Непроверяемые безударные гласные.

8 ч

Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай)

2 ч.

Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор)

2 ч.

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово».

Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш.

Контрольный диктант за II четверть

1 ч.

Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.

Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.

1 ч.

Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок»

Текст; простой карандаш; массажные мячи.

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

2ч.

Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Различи»

Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

17

Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира )

2ч.

 Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

Плакат «Предметы»; предметные картинки; карточки со словарными словами.

Названия предметов. (Словарное слово телефон.)

2 ч.

Коррекция внимания, мышления на основе дидактической игры «Третий лишний»

Карточки с изображением трех предметов; карточки со словарными словами.

Названия действий.

2 ч.

Коррекция внимания, речи, мышления через дидактическую игру «Кто что делает?»

Плакат «Названия действий»; предметные картинки; простой карандаш; линейка.

Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.)

1ч.

Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.

Карточка со словарным словом;

Различение слов, обозначающих предметы и действия.

1 ч.

Развитие внимания, мышления, речи на основе дидактической игры «Угадай задуманное слово»

Фишки; сюжетные картинки; простой карандаш; словарное слово.

Связная речь.  Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь»

Сюжетная картинка по теме: «Квартира»

Названия признаков. (Словарное слово: огромный.)

2 ч.

Развитие внимания, мышления на основе дидактической игры «Что подарил ребятам Чебурашка?»

Чебурашка; корзина с игрушками; простой карандаш.

Слова, обозначающие  признаки предметов.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания, памяти   на основе дидактической игры «Угадай»

Слова – признаки; плакаты со словарными словами.

Названия предметов, действий и признаков.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе дидактической игры «Узнай свое слово»

Карточки со словами; простой карандаш; линейка; массажные мячи.

Связная речь.  Обучающее изложение: описание птицы.

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Опиши»

Предметные картинки птиц; простой карандаш; линейка.

Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта; простой карандаш; линейка.

Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Имена собственные.

6 ч

Имена собственные. (Словарное слово: Россия)

2ч.

Развитие мышления через умения применять правило на практике на основе упражнения «Запиши правильно»

Презентация; карточка со словарным словом; красный карандаш.

Правописание имен собственных. (Словарное слово:  фамилия.)

2 ч.

Развитие зрительной памяти на основе упражнения «Запомни»

Карточка со словарным словом; красный карандаш.

Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес»

Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи

Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».

1 ч.

Формировать фонематическую компетенцию:

умения устанавливать соотношение между

звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования) в ходе письма под диктовку.

Тетради для контрольных

работ, простые карандаши; текст диктанта

Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Предлоги.

6 ч

Предлоги. (Словарное слово лестница)

2 ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выдели предлог»

Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом.

Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)

2 ч.

Коррекция слухового внимания на основе упражнения «Не пропусти»

Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом.

Контрольный диктант. Предлоги.

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Наведи порядок».

Массажные мячи; простой карандаш.

Разделительный твёрдый знак.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Замени одним словом».

Сюжетная картинка; массажные мячи.

Родственные слова.

12 ч

Понятие о родственных словах.

1 ч.

Коррекция логического мышления, памяти на основе упражнения «Как растут слова»

Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики.

Определение корня слова.

1 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Найди общую часть –корень»

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

Упражнения в практическом образовании родственных слов.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Превращение слов»

Карточки со словами для каждого ученика.

Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.

1 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника»

Карточки со словами для каждого ученика.

Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом.

1 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Лишнее слово»

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи.

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

1 ч.

Коррекция речи, воображения, мышления на основе упражнения «Составь»

Серия картинок; простой карандаш; массажный мяч

Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка»

Табличка у  каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи.

Контрольный диктант за III четверть

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Кто правильней»

Карточки с рисунками и буквами; простой карандаш; массажные мячики.

Предложение.

16 ч

Практическое построение простого предложения.  (Словарное слово: цыпленок.)

1 ч.

Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной  картинке и вопросам.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

Карточки с предложениями; сюжетные картинки. карточка со словарным словом.

Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.)

2 ч.

Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон.

2 ч.

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Наведи порядок»

Конверты со словами (на каждого ученика)

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал.

2 ч.

Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала»

Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом.

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок.

3 ч.

Коррекция мышления и фонематического слуха посредством игры «Чей кораблик быстрее проплывет по ручейку»

Коррекция логического мышления посредством игры «Лишнее слово»

Магнитофон; сюжетная картинка по теме «Весна»; плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь.

Распространение предложений.

2 ч.

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение  «Улыбка», памяти  через упражнение «Сядет тот, кто…».

Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.

Контрольный диктант  «Предложение».

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

Закрепление. Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Знаки препинания в конце предложения.

5 ч

Вопросительный знак  в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

2ч.

Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

Карточка со знаком вопроса; газета; карточка со словарным словом и предметной картинкой.

Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)

2 ч.

Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»»

Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце)

1 ч.

Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»

Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

Главные и второстепенные члены предложения.

8 ч

Главные члены предложения. Сказуемое.

2 ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен»

Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)

2 ч.

 Коррекция мелкой моторики через  упражнение «Каштан».  

Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

2 ч.

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение  «Улыбка», памяти  через упражнение «Сядет тот, кто…».

Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).  (Словарное слово: костюм.)

2 ч.

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Правильно и быстро».

Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

Повторение пройденного.

11 ч

Алфавит.

1 ч.

Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее»

Алфавит; две  стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

Итоговый контрольный диктант.

1 ч.

Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Текст диктанта; листочки  для к/р; простой карандаш.

Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

Родственные слова.

1 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника»

Карточки со словами для каждого ученика.

Безударные гласные

2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово»

Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

Парные звонкие и глухие согласные.

2 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

Главные и второстепенные члены предложения.

1 ч.

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Живое предложение».

Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

Знаки препинания в конце предложения

2 ч.

Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»

Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...

Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида

Урок письма по теме: "Выделение предложений" тесно связан с темой Родины, столицы нашей Родины Москвой, с темой "Заглавная буква в георгафических названиях"....

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....