Главные вкладки

    Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
    рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

    Елескина Наталья Александровна

    Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus_yaz.docx82.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное  учреждение

     Покровская средняя общеобразовательная школа

    муниципального образования «Цильнинский район»

    Ульяновской области

     

                                                                               

                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Директор школы_____Тигров В. А.                                                                          

                                                                        Приказ № ____

                                                                        от « ____» августа  2013г.

    Рабочая программа

    по письму и развитию речи

    для учащихся 4 класса

    по программе

    специального (коррекционного) обучения

    VIII вида

    На 2013 – 2014 учебный год

    Учитель Елескина Н.А

    170 часов (5 часов в неделю)

                                           

    РАССМОТРЕНО                                                                             СОГЛАСОВАНО

    на заседании ШМО учителей                                             Заместитель директора по УВР

    учителей начальных классов                                              Ураксина Е.В.________

    Руководитель ШМО                                                            Протокол №___

    _________ Базунова Е.С .                                                    от«____» августа____2013г.

    Протокол № ___                                        

              от  « ____»августа  2013г                                    

    с.Покровское

    2013г.

    ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативная база

    Обучение учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения, осуществляется на основании нормативной базы:

    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой,  М.:Просвещение, 2013
    •  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008
    • Образовательная программа МОУ Покровской СОШ (приказ по школе №162 от 1.09.2013)
    • Учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, утвержденный приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10 апреля 2002г
    • Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

    Программа

    Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

    Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

    Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

            Задачи:

    • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
    • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
    • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
    • воспитывать интерес к родному языку.

       

              Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

             Основные направления коррекционной работы:

    • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
    • развитие пространственной ориентации,
    • развитие основных мыслительных операций,
    • коррекция речи и мышления,
    • коррекция фонематического слуха,
    • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
    • обогащение словаря,
    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

                                         Место предмета в базисном учебном плане

         В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.

    Тематическое  планирование

    Наименование разделов и тем

    Всего

    часов

    Из них

    контрольные  диктанты

    1.

    1.1

    Повторение.

    Предложение.

    6

    Итого:

    6

    2.

    2.1

    2.2

    2.3

    2.4

    2.5

    2.6

    2.7

    2.8

    Звуки и буквы.

    Алфавит.

    Мягкий знак на конце и в середине слова.

    Разделительный мягкий знак.

    Гласные после шипящих.

    Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

    Ударные и безударные гласные.

    Правописание безударных гласных.

    Непроверяемые безударные гласные.

    4

    5

    8

    4

    14

    6

    20

    10

    1

    1

    1

    1

    Итого:

    71

    4

    3.

    3.1

    3.2

    3.3

    3.4

    3.5

    Слово.

    Названия предметов, действий и признаков.

    Имена собственные.

    Предлоги.

    Разделительный твёрдый знак.

    Родственные слова.

    17

    6

    6

    2

    12

    1

    1

    1

    1

    Итого:

    43

    4

    4.

    4.1

    4.2

    4.3

    Предложение.

    Предложение.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    16

    5

    8

    1

    Итого:

    29

    1

    5.

    Связная речь.

    10

    Итого:

    10

    6.

    Повторение пройденного.

    11

    1

    Итого:

    11

    Итого:

    170

    10

    Специфика программы

            Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

            Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.

    Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

     Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

    Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

     В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

     Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

      На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

      В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

      Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

            Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

    • Повторение пройденного в начале года
    • Звуки и буквы
    • Слово
    • Предложение
    • Связная речь
    • Повторение пройденного в конце года

            Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

            Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

            Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

            Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

            Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

            Виды и формы организации учебного процесса

            Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

            Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

            Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

            Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

    • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
    • звуко - буквенный анализ слова,
    • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
    • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
    • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
    • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
    • совершенствование графического навыка,
    • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
    • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
    • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
    • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
    • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

            

                 При изучении тем курса используются:

    • учебники,
    • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
    • дидактический материал,
    • коррекционные задания и упражнения,
    • игры по русскому языку.

         

            Планируемые результаты освоения курса

    «Звуки и буквы»

            Учащиеся должны знать:

            - алфавит,

            - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

            Учащиеся должны уметь:

            - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

            - употреблять ь на конце и в середине слова,

            - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

            - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

            - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

    -         ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

            - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

            ПРИМЕЧАНИЯ.

            Обязательно:

            - знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

            - уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

    «Слово»

            Учащиеся должны знать:

            - предлоги до, без, под, над, около, перед,

            Учащиеся должны уметь:

            - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

            - правильно писать имена собственные,

            - писать предлоги раздельно с другими словами,

            - употреблять разделительный ъ,

            - подбирать родственные слова, находить корень,

            - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

    «Предложение»

            Учащиеся должны знать:

            - члены предложения: подлежащее, сказуемое.

            Учащиеся должны уметь:

            - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

            - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

            - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

            - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

            - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

            ПРИМЕЧАНИЯ.

            Обязательно:

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

            - ставить знаки препинания в конце предложения,

            - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

            - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

    «Связная речь»

            Учащиеся должны уметь:

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Класс

    Учебники

    (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

    Методические материалы

    Дидактические материалы и оборудование

    Материалы для

     контроля

    Интернет-ресурсы

    1

    2

    3

    4

    5

    4

    Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.., М.: Просвещение, 2012

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы, под ред. В.В. Воронковой,  М.:Просвещение, 2013

    2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под ред. И.Н.Бгажноковой, СПб.:Прсвещение, 2008

    1.Электронные демонстрационные таблицы по русскому языку

    2.Электронный дидактический и раздаточный материал по русскому языку   3-4 кл.

    3. Презентации

    4. Наглядный материал( таблицы по русскому языку)

    5. Медиапроектор (по необходимости)

    6. Компьютер

    Диктанты,

     тесты

    1. Методические рекомендации

    по технологии создания электронных ресурсов к урокам

    http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

    2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

    3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  

    4. http://www.1september.ru

    5. http://www.uchportal.ru

    Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

            Основная

            1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.

            2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2013.

            Дополнительная

            1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.

            2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.-  М.: «Просвещение», 2000.


    Календарно-тематическое планирование

    Дата

    Тема

    Коли-чество

     часов

    Коррекционная работа

    Оборудование

     А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова  Русский язык  Учебник для 4 класса

    ПОВТОРЕНИЕ

    6 ч

    Предложение

    Практическое построение простого предложения.

    1ч.

    Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

    Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

    Выделение предложений из текста. Словарное слово считать) 

    1ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

    Карточки с предложениями, со  словарным словом; сюжетные картинки.

    Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать)

    1 ч.

    Развитие внимания, мышления на основе игры «Кого – чего нет?»

    Набор предметных картинок, игрушек; карточка со словарным словом.

    Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

    1 ч.

    Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала»

    Карточки с предложениями; счетные палочки.

    Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.)

    1ч.

    Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок»

    Конверты со словами (на каждого ученика)

    Деление текста на предложения.

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

    Карточки с предложениями; сюжетные картинки.

    Звуки и буквы.

    Алфавит.

    4 ч.

    Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.)

    2 ч.

    Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее»

    Алфавит; две  стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

    Гласные и согласные буквы.

    2 ч.

    Коррекция фонематического слуха через

    выделение определенного звука в процессе

    упражнения «Узнай звук»

    Предметные картинки; кружки и карандаши  синего и красного цвета

    Мягкий знак на конце и в середине слова.

    5 ч

    Мягкий знак на конце  слова. (Словарное слово  корабль)

    2 ч.

     Коррекция памяти на основе дидактической игры «Поможем Незнайке»  (письмо словарных слов).

    Карточка со словарным словом; предметная картинка: картофель; «Незнайка».

    Мягкий знак  в середине слова. (Словарное слово человек)

    2ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

     Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

    Мягкий знак на конце и в середине слова.

    1 ч.

    Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово».

     Карточка со словарным словом; папка «Мягкий знак».

    Разделительный мягкий знак.

    8 ч

    Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)

    2 ч.

    Развитие фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнения «Будь внимательным».

    Массажные мячи; карточка с «ь» знаком.

    Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.)

    2 ч.

    Развитие внимание, мышления на основе игры «Заметь все»

    Плакат с правилом; карточки со словами.

     Правописание слов с разделительным мягким знаком.

    2 ч.

    Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

    Плакат «Лесенка»; простой карандаш; словарные слова

    Связная речь.  Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Составь рассказ».

    Серия картинок; карточки с вопросами.

    Контрольный диктант  «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак».

    1 ч.

    Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.

    Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

    Работа над ошибками.

    1 ч

    Коррекция внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Гласные после шипящих

    4 ч

    Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)

    2 ч.

    Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Загадки».

     Карточка со словарным словом; таблица с загадками.

    Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.)

    2 ч.

    Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

    Карточка со словарным словом; таблицы со словами «Лесенка».

    Связная речь.  Составление рассказа по плану и данным предложениям.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, речи, творческого рассказывания  на основе упражнения «Составь»

    План рассказа; карточки с предложениями.

    Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

    14 ч.

    Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.)

    2 ч.

    Коррекция фонематического слуха в процессе игры «Придумай слово со звуком…»

    Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки.

    Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

    2 ч.

    Коррекция познавательной деятельности на основе упражнения «Услышь звук».

    Карточки с буквами, со словарными словами;  предметные картинки.

    Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед)

    2 ч.

    Коррекция познавательной деятельности на основе игры «Исправь ошибки».

     Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо.

    Правописание звонких и глухих согласных в  середине слова. (Словарное слово автобус)

    2 ч.

    Коррекция зрительного внимания на основе упражнения «Найди ошибку».

     Правило; карточки со словарными словами; согласные буквы.

    Контрольная работа за I четверть.

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта.

     Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

     Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет)

    2ч.

    Коррекция логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе упражнения «Загадки».

     Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

    Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб.

    2 ч.

    Развивать фонематический слух на основе упражнения «Угадай последнее слово».

     Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные».

    Ударные и безударные гласные.

    6 ч

    Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.)

    2ч.

    Развитие мышления и слухового восприятия на основе упражнения «Загадки»

    Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками.

    Смыслоразличительная роль ударения.

    2 ч.

    Коррекция мелкой моторики через  упражнение «Каштан».  

    Плакат со словами

    Различение ударных и безударных гласных.  (Словарное слово: фабрика.)

    2 ч.

    Коррекция и развитие памяти на основе упражнения «Запомни, запиши»

    Правописание безударных гласных

    20 ч

    Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Сравни»

    Карточки со словарными словами; веточка сосны.

    Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу.

    1 ч.

    Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен»

    Предметные картинки; простой карандаш; массажные мячи.

    Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней.

    1 ч.

    Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения.

    Текст; план.

    Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово».

    Карточка со словарным словом; простой карандаш.

    Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер)

    2 ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Будь внимателен»

    Карточки со словами; газета; простой карандаш; карточка со словарным словом.

    Правописание безударных гласных.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления на основе игры «Загадка»

    Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

    Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак)

    2 ч.

    Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления на основе упражнения «Найди ошибку».

    Карточка со словарным словом; простой карандаш

    Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.

    2 ч.

    Развитие мышления, памяти  и фонематического слуха через игру «Лесенка».

    Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,  презентация.

    Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

    3  ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово»

    Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

    Дифференциация всех изученных правил.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Сделай правильный выбор»

    Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.

    Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам

    2ч.

    Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь»

    Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные».

    2 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта;  простой карандаш; массажные мячи.

    Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками.

    2 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Непроверяемые безударные гласные.

    8 ч

    Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай)

    2 ч.

    Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

    Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш

    Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор)

    2 ч.

    Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишнее слово».

    Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш.

    Контрольный диктант за II четверть

    1 ч.

    Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.

    Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

    Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.

    1 ч.

    Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Наведи порядок»

    Текст; простой карандаш; массажные мячи.

    Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

    2ч.

    Коррекция  и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Различи»

    Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.

    Слово.

    Названия предметов, действий и признаков.

    17

    Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира )

    2ч.

     Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

    Плакат «Предметы»; предметные картинки; карточки со словарными словами.

    Названия предметов. (Словарное слово телефон.)

    2 ч.

    Коррекция внимания, мышления на основе дидактической игры «Третий лишний»

    Карточки с изображением трех предметов; карточки со словарными словами.

    Названия действий.

    2 ч.

    Коррекция внимания, речи, мышления через дидактическую игру «Кто что делает?»

    Плакат «Названия действий»; предметные картинки; простой карандаш; линейка.

    Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.)

    1ч.

    Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.

    Карточка со словарным словом;

    Различение слов, обозначающих предметы и действия.

    1 ч.

    Развитие внимания, мышления, речи на основе дидактической игры «Угадай задуманное слово»

    Фишки; сюжетные картинки; простой карандаш; словарное слово.

    Связная речь.  Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Составь»

    Сюжетная картинка по теме: «Квартира»

    Названия признаков. (Словарное слово: огромный.)

    2 ч.

    Развитие внимания, мышления на основе дидактической игры «Что подарил ребятам Чебурашка?»

    Чебурашка; корзина с игрушками; простой карандаш.

    Слова, обозначающие  признаки предметов.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания, памяти   на основе дидактической игры «Угадай»

    Слова – признаки; плакаты со словарными словами.

    Названия предметов, действий и признаков.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе дидактической игры «Узнай свое слово»

    Карточки со словами; простой карандаш; линейка; массажные мячи.

    Связная речь.  Обучающее изложение: описание птицы.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Опиши»

    Предметные картинки птиц; простой карандаш; линейка.

    Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта; простой карандаш; линейка.

    Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Имена собственные.

    6 ч

    Имена собственные. (Словарное слово: Россия)

    2ч.

    Развитие мышления через умения применять правило на практике на основе упражнения «Запиши правильно»

    Презентация; карточка со словарным словом; красный карандаш.

    Правописание имен собственных. (Словарное слово:  фамилия.)

    2 ч.

    Развитие зрительной памяти на основе упражнения «Запомни»

    Карточка со словарным словом; красный карандаш.

    Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес»

    Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи

    Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».

    1 ч.

    Формировать фонематическую компетенцию:

    умения устанавливать соотношение между

    звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования) в ходе письма под диктовку.

    Тетради для контрольных

    работ, простые карандаши; текст диктанта

    Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Предлоги.

    6 ч

    Предлоги. (Словарное слово лестница)

    2 ч.

    Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выдели предлог»

    Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом.

    Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)

    2 ч.

    Коррекция слухового внимания на основе упражнения «Не пропусти»

    Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом.

    Контрольный диктант. Предлоги.

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

    Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Наведи порядок».

    Массажные мячи; простой карандаш.

    Разделительный твёрдый знак.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Замени одним словом».

    Сюжетная картинка; массажные мячи.

    Родственные слова.

    12 ч

    Понятие о родственных словах.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, памяти на основе упражнения «Как растут слова»

    Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики.

    Определение корня слова.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Найди общую часть –корень»

    Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

    Упражнения в практическом образовании родственных слов.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Превращение слов»

    Карточки со словами для каждого ученика.

    Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника»

    Карточки со словами для каждого ученика.

    Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Лишнее слово»

    Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи.

    Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

    1 ч.

    Коррекция речи, воображения, мышления на основе упражнения «Составь»

    Серия картинок; простой карандаш; массажный мяч

    Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка»

    Табличка у  каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи.

    Контрольный диктант за III четверть

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

    Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Кто правильней»

    Карточки с рисунками и буквами; простой карандаш; массажные мячики.

    Предложение.

    16 ч

    Практическое построение простого предложения.  (Словарное слово: цыпленок.)

    1 ч.

    Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

    Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

    Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной  картинке и вопросам.

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

    Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

    Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

    Карточки с предложениями; сюжетные картинки. карточка со словарным словом.

    Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.)

    2 ч.

    Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»

    Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

    Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон.

    2 ч.

    Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Наведи порядок»

    Конверты со словами (на каждого ученика)

    Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал.

    2 ч.

    Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игры» «Узнай, что я сказала»

    Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом.

    Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

    1 ч.

    Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».

    Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

    Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок.

    3 ч.

    Коррекция мышления и фонематического слуха посредством игры «Чей кораблик быстрее проплывет по ручейку»

    Коррекция логического мышления посредством игры «Лишнее слово»

    Магнитофон; сюжетная картинка по теме «Весна»; плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь.

    Распространение предложений.

    2 ч.

    Коррекция эмоциональной сферы через упражнение  «Улыбка», памяти  через упражнение «Сядет тот, кто…».

    Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.

    Контрольный диктант  «Предложение».

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

    Закрепление. Предложение. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»

    Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

    Знаки препинания в конце предложения.

    5 ч

    Вопросительный знак  в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

    2ч.

    Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»

    Карточка со знаком вопроса; газета; карточка со словарным словом и предметной картинкой.

    Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)

    2 ч.

    Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»»

    Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

    Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце)

    1 ч.

    Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»

    Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    8 ч

    Главные члены предложения. Сказуемое.

    2 ч.

    Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Будь внимателен»

    Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

    Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)

    2 ч.

     Коррекция мелкой моторики через  упражнение «Каштан».  

    Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

    Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

    2 ч.

    Коррекция эмоциональной сферы через упражнение  «Улыбка», памяти  через упражнение «Сядет тот, кто…».

    Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.

    Второстепенные члены предложения (без деления на виды).  (Словарное слово: костюм.)

    2 ч.

    Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Правильно и быстро».

    Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

    Повторение пройденного.

    11 ч

    Алфавит.

    1 ч.

    Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее»

    Алфавит; две  стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

    Итоговый контрольный диктант.

    1 ч.

    Развитие  внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

    Текст диктанта; листочки  для к/р; простой карандаш.

    Предложение. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

     Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

    Родственные слова.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника»

    Карточки со словами для каждого ученика.

    Безударные гласные

    2 ч.

    Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово»

    Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

    Парные звонкие и глухие согласные.

    2 ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

     Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    1 ч.

    Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Живое предложение».

    Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

    Предложение. Работа над ошибками.

    1 ч.

    Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».

     Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

    Знаки препинания в конце предложения

    2 ч.

    Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»

    Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

    Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...

    Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида

    Урок письма по теме: "Выделение предложений" тесно связан с темой Родины, столицы нашей Родины Москвой, с темой "Заглавная буква в георгафических названиях"....

    Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

    Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

    Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

    Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....