Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvtie_rechi.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

РАССМОТРЕНА

 на заседании                         ШМО учителей начальных классов

Руководитель  Г.В. Кузнецова

Протокол №1 от29.08.2018 г.

СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР

                    Н.И.Евтюшина

          30.08.2018 г.

 УТВЕРЖДЕНА          

Директор МАОУ СОШ №16

                         Т.Г.Запяткина

Приказ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

 для 3 класса

                                                               

Уторовой Дарьи

Уровень образования: специальное коррекционное образование с нарушениями интеллектуального развития 

(надомное обучение)

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

                                                             Гусенкова Валентина Владимировна

2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2014 г. в соответствии с приказом МОРФ №1599 от 19.12.2014г  и учебника русского языка  для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Я.В. Коршуновой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2018 году.

           Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  • Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).  Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета: «Русский язык».

1.1. Личностные:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.2. Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

1.3. Предметные:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание программы учебного курса.

№ п/п

Тема

Количество часов

Повторение.

4

Звуки и буквы.

34

Слово.

20

Предложение.

8

Повторение

1

Всего

68ч.

Тематический план рабочей программы

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Всего

Из них в соответствии со спецификой предмета, курса:

Контрольных

работ

Практических

работ

1.

Повторение

4

1

-

2.

Звуки и буквы

34

1

-

3.

Слово

20

2

-

4.

Предложение

8

1

-

5.

Повторение

1

0

-

Итого

68 ч.

5

0

ПОВТОРЕНИЕ  (4 ЧАСА)

    Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ  (34 ЧАСА)

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

СЛОВО (20 ЧАСОВ)

 Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

 Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

 Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

ПОВТОРЕНИЕ (1 ЧАС)

             Повторение пройденного за год.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу третьего года обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать слова  с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учащиеся должны знать:

  • прописные и строчные буквы;
  • гласные и согласные буквы; звонкие и глухие согласные;
  • твердые и мягкие согласные; знак ударения;правила переноса слов ;правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных; правила оформления предложения.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Сроки планируемые

Дата с учётом корректировки

Повторение (4ч.)

НРК Общее понятие о предложении. Предложение состоит из слов,связных между собой  по смыслу.

Большая буква в начале предложения. НРК Упражнения в правильном построении предложения по вопросам.

Выделение предложений из текста и речи.

Закрепление знаний по теме «Предложение»

Звуки и буквы (34ч.)

18.09

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

Входной контрольный диктант

Выделение ударной гласной в слове

Гласные ударные и безударные.

Выделение ударной гласной в слове

Деление слов на слоги

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Контрольное списывание №1

Перенос части слова при письме

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я

Буква мягкий знак (ь) на конце слова

Буква мягкий знак (ь) в середине слова

Различение твёрдых и мягких согласных

Различение твёрдых и мягких согласных

Написание ЖИ-ШИ в словах

Написание Ча-Ща в словах

Написание Чу-Щу в словах

Контрольный диктант №1 по теме: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Составление пар звонких и глухих согласных

Различение Б-П, В-Ф

Различение Б-П, В-Ф

Различение Д-Т, Г-К.

Различение Д-Т, Г-К.

Различение Ж-Ш, З-С

Различение Ж-Ш, З-С

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

Правила правописания в словах. Закрепление знаний.

Правила правописания в словах. Закрепление знаний.

Контрольное списывание №2 по теме «Правила правописания в словах»

Слово (20ч.)

12.02

НРК Слова,  как  название  предметов. Общее понятие  о  словах, отвечающих на  вопрос: кто? что?

Распознавание  слов, отвечающих на  вопрос: кто? что?

Большая  буква  в  именах, отчествах, фамилиях людей.

Правописание  имён, отчеств, фамилий.

Большая буква  в кличках животных.

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень.

Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?

Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?

Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?

Постановка вопросов к названиям действий

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам

Определение признака предмета по вопросам какой?, какая?, какое? Какие?

Различение предметов по их признакам

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

Выделение названий признаков предмета из предложения

Контрольный диктант №2 по теме: «Названия предметов, действий и признаков»

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У

Предлоги К, ПО, ОТ со словами

Контрольное списывание №3

Предлоги НАД, ПОД, со словами,.

Предлог О со словами.

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами

Контрольный диктант № 3по теме: «Предлоги»

Предложение (8 ч.)

08.05

Выделение предложения из текста

Предложение законченное и незаконченное

Распространение предложений

Слова в предложении

Промежуточная аттестация

Порядок слов в предложении

Составление предложений

Контрольное списывание №4 по теме: «Предложение»

Составление предложений

Повторение (1ч.)

Повторение пройденного материала по курсу «Русский язык»

Перечень учебно - методических средств обучения.

  • Программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2009.
  • Учебник русского языка для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2018г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Данный урок проводится во 2 классе по программе КОУ VIII вида. Работа состоит из разработки урока. Разработка составлена с использованием учебника "Русский язык во 2 классе". Автор В.В. Воронкова. Цел...

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  ...

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

       Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 классов разработана  на основе Базовой образовательной программы 1 -  4 классов (Программ специальн...