Главные вкладки

    «Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
    консультация по логопедии на тему

    Прасолова Светлана Викторовна
    Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением. Полноценное общение - это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации. Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники в норме, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. И прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. В этой связи речь ребенка с нарушениями интеллекта не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. В сложившейся практике специальной школы проблема формирования навыков общения декларируется в качестве основной цели, но недостаточно реализуется в педагогической деятельности. На начальном этапе обучения в школе VIII вида именно уроки развития речи, в большей степени, чем другие предметы дают возможность для направленного развития и формирования умений речевой коммуникации. Но на этих уроках работа, как правило, строится отстраненно от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи, тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается. Современная концепция специальной школы требует иных подходов как к развитию речи учащихся, так и к проведению специальных уроков. Однако в специальной литературе представлено недостаточно методических рекомендаций по организации подобных уроков и по использованию тех или иных видов заданий и упражнений, направленных на развитие коммуникативной стороны речи школьников. В этой связи мы провели сравнительный анализ имеющихся учебных программ, в частности раздела развития речи, выявили специфику уроков развития устной речи в младших классах и разработали планы-конспекты уроков в рамках названного предмета, что и предопределило актуальность нашего исследования. Основной целью исследования является выявление особенностей устной связной речи школьников с нарушениями интеллекта и разработка методических подходов к организации уроков развития устной речи на основе коммуникативного принципа. В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы задачи исследования, определены предмет и объект, выбраны методы научного исследования. Позвольте не останавливаться на этом, так как это представлено во введении выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам развития устной речи учащихся с нарушениями интеллекта. Мы рассмотрели этапы формирования устной речи, характерные особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта, проанализировали учебные программы под редакцией Воронковой и Бгажноковой (для сокращения времени позвольте не называть имен и отчеств ученых и методистов).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_prasolova.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 17»

    города Губкина Белгородской области

    «Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

    Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.

    Полноценное общение - это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.

    Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники в норме, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. И прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. В этой связи речь ребенка с нарушениями интеллекта не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности.

    В сложившейся практике специальной школы проблема формирования навыков общения декларируется в качестве основной цели, но недостаточно реализуется в педагогической деятельности. На начальном этапе обучения в школе VIII вида именно уроки развития речи, в большей степени, чем другие предметы дают возможность для направленного развития и формирования умений речевой коммуникации.

    Но на этих уроках работа, как правило, строится отстраненно от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи, тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается. Современная концепция специальной школы требует иных подходов как к развитию речи учащихся, так и к проведению специальных уроков.

    Однако в специальной литературе представлено недостаточно методических рекомендаций по организации подобных уроков и по использованию тех или иных видов заданий и упражнений, направленных на развитие коммуникативной стороны речи школьников. В этой связи мы провели сравнительный анализ имеющихся учебных программ, в частности раздела развития речи, выявили специфику уроков развития устной речи в младших классах и разработали планы-конспекты уроков в рамках названного предмета, что и предопределило актуальность нашего исследования.

    Основной целью исследования является выявление особенностей устной связной речи школьников с нарушениями интеллекта и разработка методических подходов к организации уроков развития устной речи на основе коммуникативного принципа.

    В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы задачи исследования, определены предмет и объект, выбраны методы научного исследования. Позвольте не останавливаться на этом, так как это представлено во введении выпускной квалификационной работы.

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

    Первая глава посвящена теоретическим основам развития устной речи

    учащихся с нарушениями интеллекта. Мы рассмотрели этапы формирования устной речи, характерные особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта, проанализировали учебные программы под редакцией Воронковой и Бгажноковой (для сокращения времени позвольте не называть имен и отчеств ученых и методистов). 

    Сравнительный анализ программ позволил сделать следующие выводы.

    Развитие речи на традиционных уроках по программе под редакцией Воронковой проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире.

    Занятия по программе под редакцией Бгажноковой направлены на развитие связной речи, всех её качественных характеристик; на преодоление речевой замкнутости, на обогащение речевого опыта, на исправление разнообразных речевых ошибок. Школьники учатся выражать свои мысли в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения, т.е. на таких уроках речь выступает как основной учебный материал. А уже в процессе работы над речью ученики знакомятся с теми или иными явлениями, предметами, представлениями, книгами и т.д. В этой программе учитель непосредственно ориентирован на работу по развитию речевой коммуникации учащихся, а не на знакомство с теми или иными явлениями и предметами окружающего мира.

    Во второй главе рассмотрены принципы организации и содержание уроков развития речи (теоретические основы разработаны Комаровой). Очевидно, что иная целевая установка и направленность данных уроков требует иной структуры, содержания, методов и приемов работы.

    Основные методы работы на уроке – это ситуативные игры, соревнования, практические задания, которые позволяют сделать речь детей раскрепощённой, более эмоционально окрашенной, приблизить к жизненной ситуации, что в большей мере способствует адаптации детей.

    В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В речевых ситуациях у школьников формируются следующие умения и навыки:

    • Активизирование и обогащение запаса слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
    • Умение адекватно использовать учебный и этикетный словарь.
    • Умение организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.

    Основным содержанием уроков является разнообразная тематика речевого общения. Тематика уроков может быть следующей:

    1.У меня сегодня гости.

    2. Улица и мы.

    3.Разговор в транспорте.

    4.Гуляю в парке.

    5. Иду в магазин.

    Речевая ситуация на уроке требует совершенно иной формулировки темы. Например, она должна звучать не просто «Транспорт», а, например, «Я еду в школу»; не «Овощи», а «Поможем маме приготовить салат» и т.п. При этом темы для обсуждения должны быть актуальными для организации общения детей, доступными для осмысления, интересными по содержанию, часто возникающие в жизненных ситуациях.

    Коммуникативный подход требует поэтапной организации работы Первый этап – накопительный.

    Его цель — уточнить и расширить представления учащихся по теме, познакомить их с речевой ситуацией, обеспечить языковыми средствами для участия в ролевой игре.

    Введение в тему и общее знакомство с предметом обсуждения в рамках речевой ситуации необходимо организовывать в занимательной форме.

    Собственно речевая ситуация организуется на диалогическом этапе. Это второй этап обучения. Форма организации речевой ситуации —  ролевая игра, используемая в учебных целях. В содержание ролевой игры обязательно должно включаться речевое общение учащихся с учителем и друг с другом в соответствии с распределенными ролями и игровым сюжетом.

    Работа над темой речевой ситуации завершается на третьем этапе, итоговым.

    Здесь основное внимание уделяется связному монологическому высказыванию. Основная форма работы – составление короткого (три - четыре предложения) рассказа по теме речевой ситуации с опорой на рассказ учителя и символический или картинно-символический план, а также на свой опыт, приобретенный на предшествующих уроках по данной теме.

    В материал уроков необходимо включать упражнения по выработке правил поведения во время разговора. Для того чтобы наглядно представить каждое правило, можно использовать картинки с изображением детей, например: два мальчика стоят против друг друга, оба размахивают руками, изо рта того и другого вылетают звуки. Ученики разбирают содержание картинки, отмечают, что мальчики спорят. Детям предлагается сделать вывод о том, как нужно вести себя в споре.

    Анализ уровня развития речи младших школьников 2–4-х классов, проведенный нами на базе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида № 14 г.Губкин Белгородской области, и изученная нами литература, позволили разработать отдельные виды заданий, упражнений и приемы работы на уроках развития речи. А также и сами уроки, которые были апробированы в период прохождения педагогической практики.

    Например, урок по теме  «Во саду ли, в огороде».

    Гостья урока и главная героиня Сорока-Наталья, которая пригласила ребят к себе на огород или дачу. Создается ситуация посещения огорода или дачи Сороки-Натальи. Ребята воображают, как они ходят по дорожкам, что они видят. Учитель разворачивает беседу о богатом урожае овощей, который собрала героиня (используются загадки, предметные картинки, муляжи, картинно-символический план для составления рассказа). Предлагается поговорить о пользе овощей, об их использовании, о том, что можно из них приготовить.

    В конце урока Сорока-Наталья приглашает ребят к себе на ужин.

    И тема второго урока «Званый ужин». Беседа о приготовлении винегрета.

    Ситуация урока - поведение в гостях и за столом. Например, некоторые правила:

    - Садитесь за стол только с чистыми руками.

     - Сидеть за столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле.

     - Локти на стол не кладут.

     - Не следует играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти в трубочку.

     - Нельзя болтать ногами и толкать соседей.

     - Разговаривать во время еды.

     - Есть нужно не торопясь.

    Интересна игра «Корзина вежливости» (дети берут задания и выполняют их).

    Важен разбор проблемного вопроса: как вы ведете себя за столом дома?

    Мы полагаем, что предложенная методика работы будет способствовать формированию у детей коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

    Содержание нашей работы, не претендует на исчерпывающее исследование и требует дальнейшего изучения.

    Благодарим за внимание.

    Прасолова Светлана Викторовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

    Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

    Конспект урока русского языка во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Данный урок проводится во 2 классе по программе КОУ VIII вида. Работа состоит из разработки урока. Разработка составлена с использованием учебника "Русский язык во 2 классе". Автор В.В. Воронкова. Цел...

    "Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"

    В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...

    рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    рабочая программа 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  ...

    Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

           Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 классов разработана  на основе Базовой образовательной программы 1 -  4 классов (Программ специальн...