Использование приемов актуализации знаний в начальной школе.
статья на тему

Галочкина Лариса Александровна

Использование приемов актуализации в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktul._zn.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов актуализации знаний в начальной школе.

Урок – главная составляющая часть образовательного процесса. Как сделать так, чтобы урок был интересен, личностно-значимым для ученика и чтобы каждый учащийся был включен в активную познавательно- познавательную деятельность на уроке. Одна из главных задач, которую должен решать учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося. Поэтому я считаю, что этап урока на котором планируется воспроизведение учащимися знания, умения, навыка, необходимы для открытия нового знания - это актуализация знания. Значение самого слова «актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, на данном уроке, т.е. вспомнить прежние знания, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно- значимыми для ученика. Спектр актуализации знаний очень широк. Они могут быть использованы в разных вариантах, более того, актуализация знаний предполагает и психологическую подготовку ученика, осознание значимости предстоящей темы, проявление интереса к уроку. Актуализация на этом этапе  очень тесно связана и с мотивацией, в то же время на этом этапе активизируются многие компоненты внутренней структуры урока. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями и т. д. Иначе говоря, содержание данного этапа является организация действий школьника, направленных на решение проблемной ситуации достижение целей урока. Это устное решение ситуативной задачи по предыдущей теме, беседа по дополнительным источникам информации. Например: картины, пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы, мифы, легенды.

 Прием «Игровая цель»

Универсальный приём- игра направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных приемов или заданий.

Данный прием формирует:

учебные умения;

умение работать в команде;

умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме  команде или группе учащихся выполнять ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Прием « Согласен - Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен –  «+», не согласен – «-».Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривают « идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Прием  « Я беру тебя с собой».

Универсальный прием направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет.

Прием « До – После».

Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на первом этапе урока, как прием , актуализации знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

умение прогнозировать события;

умение соотносить известные и неизвестные факты;

умение выражать свои мысли;

умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть « После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т .д.

Прием « Шаг за шагом».

Прием интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор- Е.Д. Тимашева. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Прием « Развивающий канон».

Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Слагаемое- сумма = множители - ?

Круг – окружность = шар - ?

Берёза – дерево = стихотворение  - ?

Песня – композитор = самолет -?

Стратегия « Вопросительные слова».

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова  и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Прием « Ложная альтернатива»

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы « или-или», совершенно произвольно выраженной.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки,  дети должны их угадать и указать их тип. Например:

Что растет на березе – яблоки или груши?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?

Сколько будет 9 и 5: 13 или 14?

Сколько в минуте секунд – 10 или 100?

Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?

Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»?

Прием «Да – нет».

Данный прием ставит учащихся в активную позицию.

Формирует:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.).

Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Прием « Жокей и лошадь».

Прием интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.

Автор  - А Каменский. Класс делится на две группы: « жокеев» и « лошадей».

Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою  «лошадь».Самая неприятная чета этого приема – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определенной сформированности культуры поведения.

Прием « Корзина идей, понятий, имен».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будут собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема        « Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Примеры приема « с удивлением»

Сущность приема: обнаружить  житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « с ловушкой».

Урок окружающего мира.

Тема: План и карта.

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш  в натуральную величину.

Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину.

Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят  к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Урок русского языка . 3 класс.

Тема: Сложные слова.

Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове « оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения.

На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

Урок математики. 2 класс.

Сущность приема: одновременно предъявление двух противоречивых фактов.

Цель:

Ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ:

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9

2 способ:

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1

-Что вы замечаете?

-Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

-Почему получились разные ответы?

-Сравните выражения. Чем они похожи? Чем они отличаются?

-Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

-Как вы определите цель нашего урока?

Пример приема  « с затруднением».

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики. 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

« На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

- Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

- А почему, в чем затруднение?

- Получается слишком длинная запись.

-Значит, что нам надо сегодня открыть?

-Надо придумать новый  короткий способ записи.

Актуализация геометрических знаний при моделировании домика на уроке технологии.

Найдите прямоугольники, определите их свойства.

Какие из четырехугольников прямоугольники? Докажите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игровые приемы , которые учителя используют  на уроках в начальной школе....

Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игровые приемы, которые можно использовать в начальной школе...

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспе...

Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...

Практические приемы формирования естественно-научной грамотности и возможности их использования применительно к разным предметам начальной школы

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на при...