Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.
статья по теме

Тихомирова Ирина Альбертовна

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование современных технологий на уроках в начальной школе.

ИКТ   в контроле и оценке знаний в начальной школе.

                                                                    Тихомирова И.А.

                                                                    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

                                                                    г. Северодвинск

            Одним из путей повышения качества образования является контроль  и оценка знаний.

      У учащихся начальных классов лучше развито наглядно-образное мышление. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля и оценки знаний, тем прочнее изученный материал сохраняется и закрепляется. Поэтому в условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ при контроле и учете знаний учащихся. Новые технологии – это дополнительная мотивация  к обучению.

         Перейдя на ФГОС, изменилось количество  и формы контрольных и проверочных  работ. Одним из необходимых видов контроля являются  тесты. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагаются именно тестовые формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

           Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля:

-позволяет более рационально использовать время урока;

-охватить больший объем материала;

- быстро установить обратную связь с учащимися;

-позволяет за минимальное количество времени проверить знания максимального количества учащихся.

           А использование ИКТ при тестировании позволяет:

-повысить объективность контроля;

-осуществить автоматизированную обработку результатов;

-разнообразить формы тестовых заданий;

- вернуться к «трудному» заданию и устранить ошибки ;

-узнать ученику свой результат сразу, а не по истечении  какого-то времени;

-увеличить познавательную активность учащихся, приобщиться к новым технологиям и использовать компьютер не только для игры, но и для обучения.

        Объективность компьютерного тестирования достигается за счет «обезличивания» процесса. Программа механически оценивает только правильность полученных ответов. Компьютеру не важно, кто сидит перед ним, какой у учащегося уровень знаний, характер. Применение ИКТ позволяет избежать возможности подсказок и списывания. Но здесь существует условие – персональный компьютер при тестировании должен быть у каждого ученика, что в условиях наших школ не всегда выполнимо.

      Но существуют и «минусы»  компьютерного тестирования:

- возможность просто угадать правильный ответ;

- невозможность дать нестандартный ответ в заданиях творческого характера;

- ограниченность по времени обдумывания вопроса, если класс одновременно выполняет тест, записанный на слайдах экрана или на интерактивной доске.

    Я провела в классе опрос, в ходе которого выяснилось, что 32% учащихся предпочитают контрольные работы тестам, а тесты на карточках предпочитают 23% учащихся электронным тестам. Выяснила причины такого предпочтения:

- «на карточке можно начать с любого вопроса, а на доске на вопросы надо отвечать по очереди»;

- « не хватает времени подумать, быстро меняют вопрос ».

      Таким образом, используя ИКТ при контроле знаний, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Слабоуспевающие, медлительные дети испытывают затруднения при электронном тестировании, чаще ставят ответ наугад.

      Но все  же большинство учащихся (77%) в моем классе отдают предпочтение мультимедийным  и интерактивным тестам, аргументируя тем, что:

- «сначала пишу, тут же проверяю и вижу свои ошибки»;

- «проверяю себя, заслуживаю себе оценку» (речь идет о самооценке);

- «можно работать с компьютером»;

- «большой выбор ответов»;

- «на доске можно работать ручкой, как в тетради»;

- «за это ставят оценки»;

- «интересно, иногда сложно, но при проверке сразу видно, какой ответ правильный»;

- «очень интересно, увлекательно»;

- «тесты легче, чем контрольные»;

- «люблю все, что связано с компьютером»;

- «это очень легко -  если учил, то посмотришь на ответы и сразу вспомнишь».

       Новые ориентиры образовательной подготовки учащихся определяют дифференцированный (уровневый) подход как в обучении, так и в диагностике учебных достижений школьников. Важным условием объективного оценивания при тестировании является заранее разработанные  критерии. В нашей школе мы пользуемся такой шкалой:  

                      Критерии оценивания тестовых заданий.

Низкий уровень – менее 30 %;

Пониженный уровень – 30–49 %;                              

Базовый уровень – 50-74%; ( оценка 3)

Повышенный уровень – 75-94%; ( оценка 4)

Высокий уровень – 95-100%; ( оценка 5).

    Если проводится тестирование с целью выявления качества усвоения материала и выявления ошибок для последующей отработки, в оценочных листах мы указываем только уровень. Если тестирование проводится с целью контроля, на основе этих критериев выставляем оценки. Учащихся знакомим с критериями, т.к. от количества вопросов в тесте зависит количество допустимых ошибок, соответственно и оценка.

              Задания для контроля, оценки и формирования умения самопроверки и самооценивания составляю сама и использую готовые интерактивные материалы на дисках.

          Я провожу контроль и оценку знаний с использованием ИКТ индивидуально и  фронтально на разных этапах урока:

- при проверке домашнего задания;

- на этапе первичного контроля при изучении нового материала;

- при закреплении изученного материала;

- в качестве контрольных тестов по темам.

      Очень удобно использовать интерактивную доску при проведении самостоятельных работ с уровневой дифференциацией, которые предполагают самопроверку и самооценку. Здесь функция интерактивной доски  «шторка» позволяет быстро организовать проверку.      

          Интерактивные разработки позволяют организовать контроль и оценку знаний в виде таких  работ как кроссворды, филворды, логические задания на установление соответствий, определение лишнего понятия. Эти пособия можно использовать для индивидуального, фронтального контроля, для организации парной работы как на интерактивной доске, так и для мультимедийного проектора (но в данном случае управление происходит с помощью мышки  компьютера).

           Демонстрация работы с дисками «Качество обучения. Повторение и контроль знаний» : «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

              Таким образом, использование ИКТ при организации контроля и оценки знаний :

- дает возможность многократного выполнения заданий, что способствует повышению качества усвоения материала учащимися;

- помогает учителю  провести уроки повторения и контроля знаний в необычной форме;

- стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....

Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"

Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение  педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС

Современные технологии проведения в начальной шклое с учетом требования ФГОС...

Практико-значимая работа на курсах "Образование и общество" по теме"Использование современных технологий на уроках в начальной школе"

В данной статье наряду с теоретической частью дана методическая разработка урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"...

Буклет "Использование современных технологий на уроках в начальной школе"

Современные технологии на уроках в начальной школе....