Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Ломонос Ольга Сергеевна

 

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентация к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryy_den.doc116.5 КБ
Office presentation icon puteshestvie_v_tsarstvo_zanimatiki.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Путешествие  в страну Заниматику

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме

«Современные технологии на уроках

в начальной школе»

Ломонос Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4

с. Малые Ягуры Туркменского района

04.02.2014г.


Тема: «Путешествие в страну Заниматику»

Тип занятия: обобщение полученных знаний

Деятельностная цель: Расширение кругозора учащихся, развитие математических способностей, мыслительной деятельности учащихся.

Образовательная цель:

1.укрепить интерес к математике.

 3. углубить и расширить представление детей о фигурах;

 4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с карточками;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

 - Уметь использовать в речи математические термины

- Применять полученные знания на практике.

Ход занятия:

  1. Организация на работу.                                                                             - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

Математика – наука,
Без неё нам не прожить.
Когда не можешь – это мука!
Когда не хочешь – это скука!

А когда есть стремление,

То можно всё решить!

* Психологический настрой

- Ребята давайте хором прочтём, что написано на доске.

Мы - любознательные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Все у нас получится!

2. Сообщение темы и цели

        -  Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.

 -  Правильно!

*Решение цепи примеров.

        - Путешествовать по стране Заниматике мы будем на волшебном паровозике,  чтобы сесть в вагоны нужно купить билет.

- Марина, Лёша и Лера подойдите ко мне.

        Дети покупают билеты,  узнают название своей команды и в какой вагон они должны сесть. На билетах примеры, ребята находят значение, которое обозначает № вагона.

        - Вам необходимо по очереди решить все примеры, дойдя до последнего, вы узнаете номер вагона, в котором отправитесь в путешествие. Решив примеры, наклейте свой цветочек на ваш вагон.

16 – 4 =

12+8 =

20 +13=

33-32=

18 – 6=

12 + 7=

19  + 5=

24 – 22=

17-3 =

14+6=

20+15=

35-32 =

- Итак, билеты куплеты, номера вагонов определены.

* Историческая справка.

        - А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета.         В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».

        - Так появились числа.

        Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.

        ( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)

         - Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

        Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

 Дети: «Миром управляют числа»

        -  Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

        - Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

Заниматики  законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудьте.

- Отправляемся в наше путешествие. Звучит музыка «Паровозик из Ромашкова» 

* Решение задач в стихах

- А что бы не скучно нам было ехать давайте проведём разминку. Для каждого вагона я приготовила интересные задачки в стихах.

Каждая команда решает задачку в стихах.

  • Сколько ушей у трех мышей? (6)
  • Сколько лап у двух медвежат? (8)
  • Сколько ножек у сороконожек? (40)
  • Сколько шин у автомашин?(4)
  • Сколько хвостов у 5 котов? (5)
  • Сколько рогов у 4 коров? (8)

- Молодцы, вы хорошо справились.

Итак, мы подъезжаем  к станции «Сосчитайкино»

1)Трое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?

  1. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок? (7-3=4)

  1. Я, Сережа, Коля, Ванда –

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока –

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько нас получится? (4+2=6)

  1. Мы - большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Сколько нас? (8)

  1. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.
Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой? (2+2+3=7)

  1. В кружку сорвала Марина

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)

  1. В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов

Сколько в хоре голосов? (7-5=2)

  1. Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.
Сколько было серых? (8-5=3)                                                

  1. Три яблока было у Коли,

Пять дали товарищи в школе.

Яблок сколько всего

Стало, друзья, у него? (3+5=8)

 

        В пути нам встретился ручеёк, а зовут его «Математический ручеёк», он просит выполнить задания, которые приготовил для вас. 
У каждого ряда на столе лист бумаги, на котором вы друг за другом решаете примеры. Посмотрим, чей ручеёк течёт по правильному руслу. 
Заслушав, всё запоминай, 
Примеры быстро сосчитай. 
Ручеёк тронулся. В путь! 
55 + 5 
94 – 14
60 – 8 
47 + 3

46 – 16 
54 + 20 
98 – 40

38 + 12 


Молодцы! Все примеры выполнили, отправляемся дальше. 

*Ребусы.  Логические задания.

Станция “ РАЗГАДАЙКИНО”

- Следующая наша станция «Разгадайкино». Каждый вагон получает лист с зашифрованными словами, вам необходимо разгадать слова.

- Меняемся листами и проверяем, справились ли ребята из соседнего вагона с заданиями. Ребята выполняют взаимопроверку, а затем сверяют с правильным ответом  на слайде.


        - И следующее задание на этой станции «Узнай название литературного произведения».

- Эту известную сказку вы, конечно, знаете. Помните, как девочка пошла с подружками в лес, заблудилась, набрела на домик. Девочка заглянула внутрь и увидела, что никого нет. А в домике жили… (“Три медведя” Л.Н.Толстой)

2. С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было 7 прозрачных лепестков. ( В.Катаев “Цветик-семицветик”)

3.“Каждое утро, любуясь собой и прихорашиваясь, королева спрашивала у него:

- Зеркало, кто на свете всех белее, всех прекрасней и милее…» («Белоснежка и  семь гномов» Б. Гримм»)

- Ребята, а какие сказки вы еще знаете, в названии которых встречаются числа? «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Спящая красавица и семь богатырей» и т.д.

- Молодцы, вы хорошо знаете сказки. Отправляемся в путь. Следующая станция «Отдыхайкино».

*Музыкальная физминутка.

-На этой станции нас встречают забавные коты и приглашают нас танцевать.

- Отлично отдохнули, ну что же продолжим наше путешествие. И следующая станция «Задачкино».

*Работа с часами.

- И первое задание на этой станции. Вам необходимо определить, который час? В каждом вагоне свои часы, какое время они показывают?


Сделал ёж в подарок белке
Очень странные часы:
Цифр нет, а только стрелки
Растопырили усы.
Всё равно довольна белка,
Вот что значит острый глаз!
Ну, а ты, скажи, сумел бы
Узнавать, который час?

img2

*Решение задач

Каждой команде записан текст задачи на карточке.

Прочитай и реши задачу.

        Урок физкультуры длится 40 минут.  10 минут на уроке мы делали зарядку, а остальное время играли в подвижные игры. Сколько мы играли?

Решение:

___________________________________

Ответ:_________________________________________________

        Каждая команда решает задачу, один член команды выходит к доске, читает задачу, записывает её решение, остальные проверяют.

        - Чтобы отправиться дальше, каждый вагон должен решить по три задачи. Помните, я задачу читаю один раз, будьте внимательны.

*Устные задачи

1.У наседки 8 жёлтых и 5 чёрных  цыплят. Сколько цыплят у наседки?

2.У Марины на первой странице альбома 5 наклеек, а на второй 10. Сколько наклеек на двух страницах альбома?

3. До школы Миша 7 мин. идёт по парку и 9 мин по шоссе. Сколько времени Миша тратит на дорогу до школы?

4. Кате нужно выучить стихотворение из 12 строк. 6 строк она уже выучила. Сколько строчек осталось выучить Кате?

5. У Вити в коллекции 20 машин: легковых и грузовых. Легковых машин 9. Сколько грузовых машин?

6. От тесьмы длиной 30 см отрезали 10 см. Сколько сантиметров тесьмы осталось?

7. Оля на покупки потратила 50 р., а Инна на 10 р. меньше. Сколько денег потратила Инна?

8.Мама собрала 15 кг клубники, а вишни на 30 кг больше. Сколько кг вишни собрала мама?

9. Витя делал уроки 20 мин, а играл в компьютер на 30 мин больше. Сколько времени Витя играл в компьютер?

- Решить задачи не составило для вас большого труда, продолжаем наше путешествие. И следующая остановка на станции «Измеряйкино».

* Задание на нахождение периметра

- Ребята,  Вам необходимо начертить любую геометрическую фигуру и найти её периметр. Что такое периметр?

*Логически- поисковое задание

- У меня вот такое задание. Вместо знака вопроса нужно вставить недостающую фигуру. Ребята, вы не могли бы мне помочь. Нарисуйте эту фигуру. Только будьте внимательнее.

- И это задание вам оказалось по плечу. Молодцы, ребята!

* Работа в командах.

-  Каждая команда получает задание: “Узнайте длину нашего маршрута. От станции отправления до станции “ Сосчитайкино ” наш путь составил 2 км. От станции “ Сосчитайкино ” до станции “Разгадайкино”  - 8 км. От “Разгадайкино” по направлению  вправо до станции “Отдыхайкино”  5 км. От станции “Отдыхайкино”  прямо до станции “Задачкино” мы проехали  ещё 7 км. От “Задачкино” до “Измеряйкино”, повернув налево, проехали 8 км.

- Чему равна длина нашего пути? (30 км)

- Как вычисляли?

III.  Рефлексия учебной деятельности

-Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кого и за что сегодня можно похвалить?

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Все станции посещены, все трудности пройдены.

- Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. И надеюсь, что вам было интересно.

- У вас на столах лежат смайлики. Если наше занятие  было познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье,  и у вас всё получилось, возьмите весёлого смайлика.

-Если вы скучали на нашем занятии, возьмите равнодушного смайлика.

- А если, наше занятие вам не понравилось,  и вам было грустно, возьмите грустного смайлика.

- Покажите свои смайлики всем.

Приклейте их в ваши вагончики. Посмотрите, какие весёлые пассажиры едут в наших вагонах.

        Обращение царицы Математики

        - Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.
В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.
        А, когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

- Я очень довольна вашей работой сегодня. А чтобы всё у вас получалось в дальнейшем, я хочу вам подарить волшебные конфеты.

Давайте, ребята,

Учиться считать:

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Любая работа.

Без счёта не будет

На улице света,

Без счёта не может

Подняться ракета,

Без счёта письмо

Не найдёт адресата

И в прятки сыграть

Не сумеют ребята.

Беритесь, ребята,

Скорей за работу!

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счёта.

 

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!

Математика повсюду!

Глазом только поведешь —

И примеров разных уйму

Обязательно найдешь!

-Большое спасибо всем за работу.


Лишнее число.

 Найди «лишние» числа в каждом ряду.

                                2,   3,   5,   7,   11,   8

                                18,   12,   3,   29,   45,   48

                                10,    20,   30,   36,   40,   50

Геометрические задания.

Раздели пирог прямоугольной формы  двумя разделами на части так, чтобы они имели треугольную форму. Сколько получилось частей?

                 

Подбери ответ и соедини  

3 + 4         8                     6 + 4       5                      3 + 2            2

4 – 2          7                     8 – 3       2                       6 – 4            9

9 – 1         2                      1 + 1       10                    7 + 2            5

Незнайка нашел в своем почтовом ящике ещё одно загадочное послание, в котором есть и числа и буквы. Давайте поможем отгадать Незнайке ребусы.

Потерянные знаки  

9…. 11= 20               89…..1= 90                      

73…..3= 70                64….26= 80                      

15…..12= 3                 44…20= 64                        

56…..4= 60                10….90=100                        

Лишнее число.

 Найди «лишние» числа в каждом ряду.

                                2,   3,   5,   7,   11,   8

                                18,   12,   3,   29,   45,   48

                                10,    20,   30,   36,   40,   50

Геометрические задания.

Раздели пирог прямоугольной формы  двумя разделами на части так, чтобы они имели треугольную форму. Сколько получилось частей?

                 

Подбери ответ и соедини  

3 + 4         8                     6 + 4       5                      3 + 2            2

4 – 2          7                     8 – 3       2                       6 – 4            9

9 – 1         2                      1 + 1       10                    7 + 2            5

Потерянные знаки  

9 + 11= 20               89 + 1= 90                      

73 - 3= 70                64 + 26= 80                      

15 - 12= 3                 44 + 20= 64                        

56 + 4= 60                10 + 90=100                        

Математические загадки

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

 (Цифры)

Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (Нуль)

Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть 
У нее сестра-близнец.  (три_)

Не куст, а с листочками,

не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает. (Книга).

Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без… (знаков)

Я добрый знак соединенья

И в том моё предназначенье.

Я для сложения гожусь

И этим очень я горжусь.    (плюс)

Не со зла он отнимает,

Просто свой долг выполняет.

Отнимать большой мастак

Этот всем знакомый знак.    (минус)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: